Всё, решительно всё раннее христианство абсолютно антитринитарно.

Древняя церковь не знает концепции Троицы и Христа Богом не считает. Деификация Иисуса - это довольно поздний процесс. Внедрение концепции Троицы было связано с попыткой легализации христианства в римской языческой системе. Так, Тертуллиан сетует, что "нас [христиан] не считают римскими гражданами".
В римском обществе "право" и "религия" неразделимы: не существует отдельного светского права и религиозно-канонического права. В основе правовой системы стоит признание высшего супранатурального авторитета. Император источник суверенитета лишь в силу своей собственой божественности и распространение имперского культа на провинции- это способ трансляции суверенитета от метрополии к колониям. В основе же всех пантеонов - "троицы": три хариты (они же - три грации), три эринии, три мойры, Геката Трехликая, Matres/Matronae (матери и матроны)- женские божества, также по три, Геката-Персефона-Селена, Феб - Диана-Прозерпина.
В основе римской религиозно-правовой системы также лежат троичные божества: Юпитер-Марс-Квирин, Юпитер-Юнона-Минерва, плебейская триада- Церера-Либер Патер-Либера.
В Египте была известна триада Амон-Мут-Хонсу (не исключено, что за оставление именно этого культа упрекал египтян Юлиан Отступник).
В Писании понятие "Троицы" отсутствует и никаких утверждений божественности Иисуса тоже там нет, но Квинт Септимий Флорент Тертуллиан, будучи юристом и пытаясь "легализовать" христианство в контексте известной ему правовой системы, пытается найти "троичную" концепцию в своей религии, чтобы тем самым доказать ее если не легальность, то, хотя бы, легитимность в глазах римлян.
Вслед за Тертуллианом концепцию Троицы развил Киприан Карфагенский, тоже, кстати, юрист, который оказался еще более радикальным: ко времени Киприана имели хождение две крещальные формулы- древнейшая "Во Имя Иисуса Христа" и позднейшая- "Во Имя Отца и Сына и Святого Духа". В споре со Стефаном I Папой Римским о крещении еретиков, Киприан Карфагенский категорически отказывает в праве на существование формуле "Во имя Иисуса Христа" (Стефан I признает обе формулы) и требует перекрещивать всех, крещеных по нетринитарной формуле. Для Киприана Карфагенского это строго правовой "акт" интеграции в "троичную" римскую правовую систему: все, кто за ее пределами- "беззаконники", по-определению.
Своим окончательным утверждением культ Троицы обязан язычнику Юлиану Отступнику, восстановившему религиозные свободы. Ортодоксия за это отплатила ему чернейшей неблагодарностью и хулением памяти своего спасителя.
Факт остается фактом: про Троицу в Библии нет ничего, равно как и про божественность Христа. Для первых христиан Христос- человек- пророк и учитель- но не сам Бог.
- Максим Вялков

Комментарии

Комментариев нет.