РАЗРУШЕННЫЕ ХРАМЫ УДМУРТИИ

Покровская церковь с. Большой Селег Красногорского района
.
Покровская церковь села Большой Селег (1875-1940гг.)
Приход села Селег открыт по указу Вятской духовной консистории от 22 сентября 1873 года. Деревянная церковь с одним престолом построена и освящена 27 января 1875 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1881-1895 гг. в селе построена на средства прихожан каменная церковь с одним престолом и освящена 25 января 1896 года.
В 1874 году при церкви открыто церковно-приходское попечительство, в 1875 году – церковно-приходская школа.
Покровская церковь закрыта на основании указа ПВС УАССР от 10 мая 1940 года. Здание передано под школу. Сейчас сохранились лишь остатки церкви. http://udm-18.blogspot.ru/2012/01/blog-post_07.html

Вы не задумывались, почему в наших селах самое красивое здание - это, как правило, церковь? Всё остальное простенькое, незамысловатое. Наверно, такая традиция пошла с той поры, когда в древние времена Русь выбирала для себя веру. Решающим аргументом для наших послов стала величественность византийских храмов. Огромные красивые здания, роскошно отделанные изнутри и снаружи, поражали впечатление не только людей той поры, но удивляют и наших современников. А про красоту церковной службы по византийскому чину и говорить не приходится.

Вот и пошла из глубины веков традиция - храм в любом российском селе строить не просто так, а как символ православной веры. И строились церкви на деньги, собранные жителями этой местности - в основном простыми крестьянами, мещанами, мастеровыми. Красота и размеры храма становились отражением благополучия села, где он воздвигался.

Человек, далёкий от архитектуры, с трудом подберёт слова, чтобы дать описание отдельных элементов храма. Кто из нас знает, что такое апсида, закомара, придел, щипец? А это и есть архитектурные детали православного храма. Сейчас любое здание строится в стиле конструктивизма - простенько, с полным преобладанием прямых углов и линий. Но вглядитесь в облик церкви - и вам невольно захочется поинтересоваться, как же называются все эти завитушки, изгибы? Кто и когда их задумал и исполнил?

Проект разработал Василий Михайлович Дружинин. По его проектам построены в 1881 году - кирпичный храм в селе Большой Селег, в 1888-м - в селе Валамаз нынешнего Селтинского района, в 1890-м - в Святогорском. А еще в 80-х - 90-х годах ХIХ века по его проектам построено сразу несколько храмов в нынешней Кировской области.
В перечне его работ неслучайно рядом поставлены храмы в Селеге и селтинском Валамазе - они сделаны по одному проекту.

Нам остаётся только довольствоваться описанием, которое сделал выпускник архитектурно-строительного факультета УдГУ Данил Ральников, работа которого по реконструкции храма села Валамаз Удмуртии была представлена на недавней выставке в Ижевске, посвящённой 150-летию И.А. Чарушина. Его слова полностью относятся и к бывшей селеговской церкви.
"Здесь мы видим характерный пример небольшого сельского храма. В объёмной композиции и убранстве фасадов использованы мотивы московского зодчества XVII века и неоготики. Основу объёмной композиции составляет массивный, тяготеющий к восьмерику четверик, отмеченный крупными, отступающими от стены ложными порталами. Венчал храм миниатюрный шатер с главкой на восьмерике с кокошниками над карнизом. В объёмную структуру ложных порталов, тяготеющих к традициям готической архитектуры, включены: три арочных окна, собранных в кассету и расположенных внутри ложной арки под разорванным щипцом, два фланкирующих пилона, увенчанных главками. Венчает порталы массивный квадрифолит. Завершает декорировку храма ряд кокошников под щипцами. Примыкает к массиву храма пятигранная, пониженная апсида и равная ей по высоте трапезная, расширенная в притворе под колокольней. Арочные проёмы обозначены наборными наличниками. Плоские лопатки с "висячими" наборными полуколонками членят грани здания на прясла с напусками зубчатого подзора. Трёхъярусная колокольня с двумя звонами (восьмерик на четверике), завершена по аналогии светового фонаря храма. Первый звон отмечен сдвоенной аркой с висячей гирькой; второй звон арочными проёмами под килевидным архивальтом".
…Сложно для понимания? Но архитектура - это застывшая в камне музыка, она не бывает простой.

(с) Анатолий Гончаров
http://valamaz-troica.prihod.ru/glavnaja_razdel/view/id/1176847
#Удмуртия #история #храмыУдмуртии #разрушенныехрамыУдмуртии
⇓⇓⇓ Фото: Князев Савелий ⇓⇓⇓

Комментарии