ГОСУДАРЕВА ДОРОГА (СИБИРСКИЙ ТРАКТ)

Сибирский тракт — первая сухопутная дорога, связавшая Москву с восточными окраинами Российской империи. В Дебёсах соединялись две её ветви, одна шла из Москвы, другая из Петербурга. Проезжали и проходили через Дебёсы по Сибирскому тракту десятки тысяч людей, в том числе и русские крестьяне, выбравшие своим новым местом жительства дебёсскую сторону.
В 1817 году были учреждены этапы на территории Удмуртии («Высочайшее утверждение назначения этапов для препровождения арестантов по тракту от Москвы, через Казань и Пермь, по Тобольской губернии»). В том же году в Дебёсах официально встретились две ветки Сибирского тракта, 195 лет назад, в 1822 году, — началось строительство этапов.

Называлась эта дорога "Сибирский тракт", а ещё "государева дорога", "великий кандальный путь", "Екатерининский тракт" (самая длинная в мире дорога). Главным видом транспорта тогда была лошадиная упряжка, управляли которой ямщики. Люди проводили в дороге очень долгое время, и для отдыха людей и животных на протяжении всего пути располагались ямские станции. Вначале ямские станции на государевой дороге представляли собой выкопанные ямы - землянки, в которых хранился запас продовольствия для людей и животных. Со временем на месте землянок появились избы. Александр I требовал озеленять непроезжую часть тракта, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду. Каждому крестьянскому хозяйству при трактовых деревень был дан "урок" посадить на придорожной полосе по нескольку берёз и следить за их выживанием. Ответственность за сохранность берёз ложилась на общину. Придорожные березовые аллеи украсили тракт. Народ окрестил их Александровскими.

Тракт был проложен во второй половине XVIII века по указу Екатерины II. В пределах Удмуртии тракт имеет протяженность 217 км.

В народе тракт называли "великий кандальный путь"или "дорогой слез и горя", ведь по нему, кроме государевых людей, прошли тысячи арестантов: политзаключенные, декабристы, беглые крепостные, переселенцы. Их заковывали в кандалы, связывали друг с другом и вели по 100-200 человек, иногда их количество достигало 500 человек. Поэтому вскоре через каждые 20-30 километров по тракту были построены этапные тюрьмы для ночлега каторжан, а в больших городах - Перми, Екатеринбурге, Казани конвойные роты - большие каменные здания. Этапные тюрьмы были в Бачкееве (здание этапной тюрьмы в д. Бачкеево с хорошо сохранившейся внутренней планировкой, построено в 1837 г.), Зуре, Дебесах. Прошел этот путь и сосланный в сибирскую ссылку Александр Николаевич Радищев за издание "Путешествие из Петербурга в Москву".

По государевой дороге русские купцы ехали из центра России в города Сибири и далее в Китай. Из Сибири купцы везли пушнину, рыбу, почту.

Сибирский тракт внёс большие изменения в жизнь села Дебёсы. Жить на дороге - значит служить ей, содержать в исправности. Сельчане должны были постоянно поддерживать дорогу в порядке, засыпать песком и гравием, строить мосты, почтовые станции, дома для отдыхающих, конюшни. Царь Александр I по этой дороге совершил путешествие на Ижевский оружейный завод.

В мае 1837 года через село Полом в Пермскую губернию проехал цесаревич — будущий царь Александр II.

Ежегодно по Сибирскому тракту проезжало 20 тысяч пассажиров, 18 тысяч арестантов, 50 тысяч тонн различного груза.

В начале XX века, в годы гражданской войны, вдоль тракта шли ожесточенные бои. Поджигали и взрывали мосты, снаряды пробивали дорогу, оставляя в ней огромные дыры, телеграфные столбы и Александровские березы крушили без сожаления.

На восточной окраине Дебёс сохранился небольшой отрезок старого сибирского тракта, который имеет статус музея под открытым небом. В 1991 году в селе Дебёсы открыт музейный комплекс истории Сибирского тракта. На открытом участке музея частично воссоздана притрактовая атрибутика, сохранены вековые Александровские березы.

Сохранилось здание почтовой станции в Дебёсах.
Почтовая станция, с. Дебёсы, ул. Советская, 94 (конец 19 — начало 20 веков). Закрепляет юго-западный угол, соединения северной «Вятской» ветви и центральной «Казанской» ветви (ул. Андронова и ул. Советской) Сибирского тракта. Возведено по проекту Вятского губернского архитектора И. А. Чарушина на средства Сарапульского земства. В наши дни в здании расположена Дебёсская районная детская библиотека.

Источники:
http://www.iz-article.ru/doroga.html
http://tehne.com/node/5944

#Удмуртия #история #ГосудареваДорога #Дебесы

Комментарии

Комментариев нет.