Советский Союз. Наше будущее.
21 апр

ПЕДАГОГ МАКАРЕНКО О ЧЕКИСТАХ: «Я УВИДЕЛ ПЕРЕД СОБОЙ ОБРАЗЕЦ».

После окончания гражданской войны молодая Советская Республика, наряду с другими проблемами, столкнулась и с проблемой детской беспризорности. Царское правление, Первая Мировая война, гражданская война и интервенция оставили на улицах страны порядка 6-7 миллионов беспризорников (бездомных несовершеннолетних граждан). Смириться с таким положением дел большевики не могли, и постановлением центрального комитета началась борьба с беспризорностью. Одним из передовых и результативных борцов за будущее детей стал А.С. Макаренко.

Антон Семёнович Макаренко – выдающиеся советский педагог в области воспитания и перевоспитания молодёжи. Его воспитательные методы имеют всемирное признание, решением ЮНЕСКО Антон Семёнович входит в число 4-х педагогов определивших способ педагогического мышления в 20-м веке.

В данной статье говориться о коммуне Дзержинского – детской трудовой коммуне организованной чекистами Советской Украины в память о Феликсе Эдмундовиче Дзержинском. В коммуне воспитанники жили, получали образование и специальность, работали. Коммунары имели два полноценных завода выпускающих электродрели и фотоаппараты ФЭД (первыми в СССР). Макаренко считал, что воспитание может происходить только внутри коллектива, где взаимоотношения строятся на основе честности, товарищества и личной добровольной ответственности за благополучие коллектива.

Вот что Антон Семёнович думал о чекистах:
«...Коммуна Дзержинского требовала от меня все больше и больше. И забота здесь была новее, и новее были педагогические перспективы.
Особенно новым и неожиданным для меня было общество чекистов. Чекисты — это прежде всего, коллектив, чего уже никак нельзя сказать о сотрудниках наробраза. И чем больше я присматривался к этому коллективу, чем больше входил в рабочие отношения, тем ярче открывалась передо мною одна замечательная новость. Как это вышло, честное слово, не знаю, но коллектив чекистов обладал теми самыми качествами, которые я в течение восьми лет хотел воспитать в коллективе колонии [для малолетних]. Я вдруг увидел перед собой образец, который до сих пор заполнял только мое воображение, который я логически и художественно выводил из всех событий и всей философии революции, но которого я никогда не видел и потерял надежду увидеть.

Мое открытие было настолько для меня дорого и значительно, что больше всего я боялся разочароваться. Я держал его в глубокой тайне, ибо я не хотел, чтобы мои отношения к этим людям сделались сколько-нибудь искусственными...

...Становясь предметом особой заботы чекистов, дзержинцы попадали в счастливые условия: им оставалось только смотреть. А мне уже не нужно было с разгону биться головой о стену, чтобы убеждать начальство в необходимости и пользе носового платка.

Мое удовлетворение было высоким удовлетворением. Стараясь привести его к краткой формуле, я понял: я близко познакомился с настоящими большевиками, я окончательно уверил в том, что моя педагогика — педагогика большевистская, что тип человека, который всегда стоял у меня как образец, не только моя красивая выдумка и мечта, но и настоящая реальная действительность, тем более для меня ощутимая, что она стала частью моей работы...»
Кто-то наверняка воскликнет: «Видел бы Макаренко, что делали нквдшники в 1937 г., сразу бы от них отрёкся!». Антон Семёнович жил полной трудовой жизнью и крепко чувствовал пульс советской Родины, он скончался в 1939 г., а значит застал годы репрессий, но мнение своё не изменил.

Другие скажут: «Макаренко вынужден был написать эти строки, т.к. боялся расправы». Не похоже это на Макаренко, в чём в чём, а в трусости подозревать его нет оснований. После прочтения и обдумывания его трудов (Сборник сочинений в 7-и томах) Макаренко предстаёт самоотверженным и очень смелым человеком, одна борьба с наробразом (управление народного образования) чего стоит, а свидетельства его современников только подтверждают его мужество.
Макаренко упоминает чекистов не только в приведённых абзацах, они фигурируют в трудах с момента задумки коммуны им. Дзержинского.

Вот и получается, что «кровавые» огпушники\нквдшники, «губители детских душ», на самом деле оказываются поборниками передового, гуманного и самого эффективного метода воспитания детей «любой степени испорченности».
_____
Источник: Макаренко А.С. «Педагогическая поэма», Сборник сочинений в 7-и томах.

Опубликовал: Дмитрий Голубов.
https://vk.com/russkiy_analizknig
ПЕДАГОГ МАКАРЕНКО О ЧЕКИСТАХ: «Я УВИДЕЛ ПЕРЕД СОБОЙ ОБРАЗЕЦ».

Комментарии

Комментариев нет.