Лошадь — священное животное у 23 народностей (главным образом, в Северной Африке и Ближнем Востоке).
В финском языке слово «конь» является оскорбительным, а «лошадь» — ласкательным, а в турецком — наоборот. У мордвин по древнему народному обычаю женщина имела право ездить на лошади, только надев две юбки.Лошади высоко ценились во все времена и во всех странах мира. Чистокровные скакуны и сейчас нередко стоят огромных денег. Самая дорогая лошадь, а точнее конь, Шариф Дансер (Shareef Dancer). Владелец оценил подающего надежды коня в 40.000.000$. Однако сын двух многократных чемпионов не оправдал ожиданий нового владельца. Шариф Дансер не победил ни в одном соревновании после его продажи. Жеребец чистокровной верховой Грин Манки (Green Monkey) – на текущий момент самая дорогая лошадь 21 века. На аукционе, состоявшемся в 2006 году, этот двухлетний скакун был продан за 19.200.000$. На тот момент конь не имел собственных побед, но мог похвастаться победами своих родителей, трехкратных чемпионов различных соревнований. Жеребец по кличке Аннихелейтор (Annihilator) был продан в 1989 году за 19.000.000$. Его отличительной особенностью был великолепный шоколадный окрас, красивая грива и отличная скорость. Лошадей, которых оценивают и покупают за баснословные деньги, на самом-то деле не там уж и много. Средняя стоимость лошадей зависит от их будущего использования. Универсальная лошадь любительского класса стоит около 2-3 тысяч долларов, лошадь для занятий альтернативными видами верховой езды – порядка 3000-5000$, спортивная скаковая – 8000-15000$ (российская), 200-250 тысяч долларов (британская). Рабочие лошади стоят меньше - 50000 рублей. Образ лошади в изобразительном искусстве использовался много тысяч лет назад, еще до той эпохи, когда лошадь была одомашнена и приручена человеком. Так, например, наскальные рисунки во Франции демонстрируют нам не только изобразительные умения первобытных людей, но и внешний облик древних лошадей (рис. 1). Эти рисунки были сделаны в глубоких подземных пещерах, благодаря чему они сохранились до нашего времени. Причем исследователи интересуются не только тем, зачем лошади были изображены в таком труднодоступном месте, но и тем, были ли это изображения тех существ, которых первобытные люди считали богоподобными? Одно из таких изображений лошади обнаружили в Нойксе в средних Пиренейях. Лошадь изображена очень схематично, но в ее контурах угадывается лошадь Пржевальского. Другое изображение, в Валлоне-Понтд'Аре, выполнено очень старательно, яркими цветами и является настолько достоверным, что по нему можно узнать лошадь типа аппалуза. Еще одной важной находкой считается ряд изображений лошадей, сделанных еще древними ассирийцами, причем лучшие из них дошли до нас в виде каменных барельефов в Ниниве и в Нимруде. Барельефы в Ниниве (рис. 2) датируются приблизительно 645-м годом до н.э. На одном из них изображена королевская охота на льва на конных колесницах. На нем также изображен конь, ставший на дыбы перед львом. Лошади на этих барельефах изображены мускулистыми и в хорошей кондиции, что свидетельствует о хорошем за ними уходе. Для этих изображений характерно то, что лошади имеют прямые ноги, лишь позже их стали изображать в более естественных для движения позах. Барельефы из Нимруды, датируемые 865-860 гг. до н.э. На них изображены лучники верхом без седла на красивых жеребцах. Барельеф демонстрирует также конную сбрую тех времен. Одними из прекраснейших древних статуй лошадей можно назвать четыре позолоченных медных красивых и мускулистых коня на базилике святого Марка в Венеции (рис. 3). Датируются они третьим или четвертым столетием до нашей эры и выполнены крупнее, чем в натуральную величину. Предполагается, что их создал греческий скульптор Лисиппус. С анатомической точки зрения они довольно точны, выглядят как живые, и кажется, что они в любую минуту могут понестись вскачь. Изначально эти скульптуры были покрыты очень яркой и блестящей желто-золотистой краской. Греческий скульптор тоже очень хорошо разбирался в лошадях, и скульптуры, которые он создал и которые можно сегодня увидеть около Парфенона в Афинах, подтверждают его талант. Предполагается, что они были созданы в 447 г. до н.э. и представляют собой греческий идеал совершенства. На этих лошадях также изображены юноши, которые сидят без седла, а сами лошади демонстрируют различные фазы движения. Лошади были очень важной составляющей жизни китайцев и символизировали собой богатство и власть. И нет лучшего подтверждения этому, чем гробница правителя Чхиншчуанга (3-й век до н.э.). Он был погребен вместе с приблизительно 7 тысячами скульптур воинов, выполненных в натуральную величину, 600-ми терракотовыми скульптурами лошадей (рис. 4), также в натуральную величину, и с множеством колесниц и оружием. Скульптуры лошадей выполнены очень тщательно, с большой достоверностью, причем каждая наделена индивидуальными чертами. В средневековье образ лошади в искусстве утратил свою популярность, поскольку многие живописцы и скульпторы уделяли особое внимание в своем творчестве религиозным темам. Следующие примеры являются скорее исключением из правила. Прекрасные образы лошадей оставили нам в 15-м веке художники Поль и Жан Лимбург ("Май", 1410) и Бенозза Гоззолиго ("Проводник трех королей", 1459). Картина "Май" выполнена в готическом стиле и очень тщательно проработана, возможно, ее рисовали с использованием лупы. На ней художникам удалось передать атмосферу веселого и пышного празднества. Лошади на этой картине изображены скорее с акцентом на красоту, чем на анатомическое подобие. И в движениях чувствуется некоторая скованность и неестественность, хотя все это отнюдь не умаляет ценности этой картины. .Лошади часто являлись героями мифов и легенд различных народов мира. Здесь мы расскажем о наиболее известных из них. Единорог. Является одним из самых романтизированных образов и в различных культурах имеет различные названия, внешний вид и атрибуты. Одним из самых популярных воплощений единорога в современной западной культуре является белый конь с длинным, часто золотым рогом, растущим из лба. В восточной культуре единорога изображают как нечто среднее между лошадью и козой с конечностями парнокопытного и козлиной бородой. Японский единорог называется "кирин", а в Китае его зовут "ки-лин". Оба слова происходят от еврейского "ре'ем", что означает "один рог". Греческий историк Ктесиас писал в 398 году до н.э. о единорогах следующее: внешне он напоминает дикого быка, величиной с лошадь, имеет белое туловище, темно-красную голову, голубые глаза и один рог. Вероятно, такое описание появилось в результате красочных рассказов путешественников, которые представляли себе единорога как нечто среднее между диким быком, гималайской антилопой и индийским носорогом. Рогу единорога приписывали различные волшебные качества. Например, возможность исцелять больных и раненых и даже воскрешать мертвых. На некоторых изображениях рог белый у корня, черный посередине и с красным острием. В одной средневековой сказке говорится о единороге, который опустил свой рог в отравленную воду, тем самым, очистив ее и, дав животным напиться. Вероятно, отсюда произошла традиция благородных и королевских семей пить из сосудов в виде рога единорога, тем самым, оберегая себя от опасности отравления. В западной культуре единорог считается недоступным диким животным, в восточных, наоборот, ласковым и покорным существом. Подобное мифологическое животное, которое называется индрик, есть и русском фольклоре. У индрика было два рога, он жил на святой горе и был повелителем всех зверей и владетелем вод Пегас. Еще одной широкоизвестной мифологической фигурой был крылатый конь Пегас, потомок Посейдона и Медузы. О том, как Пегас появился на свет, рассказывают две различные легенды. Одна из них говорит о том, что этот конь выскочил из тела Медузы в тот момент, когда Персей отрубил ей голову. Вторая говорит, что Пегас появился из упавшей на землю крови Медузы. Одна из легенд рассказывает о Беллерофонте, который при помощи золотой узды, подаренной ему богиней Афиной, сумел укротить крылатого Пегаса. С помощью Пегаса Беллерофонт совершил множество великих подвигов, в том числе избавил жителей Ликии от чудовищной Химеры. Окрыленный своими победами, герой захотел воспарить до самого Олимпа и стать равным олимпийским богам. Боги были разгневаны и наслали безумие на Пегаса, сбросившего своего хозяина на землю. По легенде после падения на землю Беллерофонт ослеп, охромел и бродил по свету, надеясь на возвращение своего коня Кентавры. Кентавры являются очень популярными мифологическими персонажами. От головы до бедер они имеют тело человека, а остальная часть - коня. Древние народы считали кентавров светлыми и добрыми существами, творящими добро. Исключением из этого стала греческая легенда, рассказывающая о нескольких кентаврах, которых пригласили на пир, где они перебрали вина и учинили битву, в результате которой погибло множество кентавров. Самым известным кентавром был Хирон, который получил образование у Аполлона и Артемиды, и был прекрасным охотником, скотоводом, целителем и прорицателем. По легенде Хирон стал учителем великого воина Ахилла. Этот кентавр пользовался таким уважением у богов, что после смерти Зевс взял его на небо и превратил в созвездие стрельца. Посейдон, бог лошадей. Посейдон (у римлян Нептун) был одним из самых могущественных богов. Он был владетелем моря, а также богом землетрясений и лошадей. Он покровительствовал конному спорту, и у него были лошади с золотыми копытами и гривой, которые были запряжены в его морскую карету, причем волны перед ней расступались, давая дорогу морскому богу. По одной легенде Посейдон и богиня Афина решили основать город, и решили, что тот, кто преподнесет смертным наиболее ценный дар, и получит этот город. Посейдон подарил людям коня, а Афина - оливу. Решили, что олива была более полезна для людей, поэтому город получил название Афины, и ему покровительствовала эта богиня. По другой легенде Посейдон даровал Пелею в качестве свадебного подарка двух бессмертных коней - Ксантоса и Балиоса. Этих лошадей Ахилл впрягал в свою колесницу, когда участвовал в Троянской войне. Когда Ахилл обвинил своих коней в том, что они не уберегли его друга Патрокла, Ксантос ответил, что на то была воля богов, и скоро эта же участь ожидает и самого Ахилла. Боги прогневались за это пророчество на коня и с помощью богини мести Эринии наслали на него немоту. Троянский конь. Троянский конь был огромным полым деревянным конем, который помог грекам завоевать Трою. Троянский принц Парис полюбил красавицу Елену, жену грека Менелая, похитил ее и увез в свое царство. В отместку Менелай собрал огромное греческое войско и приступил к осаде Трое, которая длилась десять лет. Наконец хитроумному Одиссею пришла в голову мысль о том, как перехитрить троянцев. Он предложил изготовить огромного деревянного коня и забраться во внутрь греческому войску, перед этим сделав вид, что оно отбыло на родину, а оставленный конь - дар богам. Троянцы поверили, открыли ворота и затащили в город коня. Греки выбрались из него и захватили город. С тех пор выражение "троянский конь" является нарицательным названием, что означает "хитрость, уловка". Валькирии. Существует множество различных легенд по всему миру о лошадях. Одна из них относится к северной мифологии и рассказывает о валькириях, неукротимых воительницах, посланницах великого Одина. Когда они быстро скакали галопом, из их доспехов вылетали яркие искры и попадали прямо на небо. Так возникла северная полярная звезда.Один был одним из главных богов норвежской мифологии. Он создал Солнце и Луну, был богом войны, поэзии, мудрости и смерти. Ему принадлежал Слепнир, его любимый восьминогий конь, который умел скакать не только по земле, но и по воздуху Лошади в литературе Тысячелетиями лошадь играла важную роль в жизни человека, что, конечно же, не могло не отразиться в литературе. С самого начала взаимоотношений человека и лошади ее образ был романтизирован различными сказочниками, певцами и писателями. Главный персонаж - лошадь. Лошадь в качестве главного персонажа выступает не только в романах для детей, но и в целом ряде серьезных произведений, например, в романе "Черный красавчик" (Black Beauty), в котором повествуется о жестоком отношении к животным в 19-м веке. Вальтер Фарли выпустил для детей серию книг под названием "Черный жеребец" (The Black Stallion), рассказывающую о трогательной дружбе человека и его черного жеребца. Книга Мэри О'Хара рассказывает о коне по кличке Флик, благодаря которому мальчику удается справится с тяжелым характером своего отца. Одним из классических детских романов о лошадях стал "Национальный вельвет" (National Velvet), написанный Энидом Багнолдом. Эта книга, по которой был снят фильм с Элизабет Тейлор, рассказывает о девочке, которая в лотерею выиграла коня и добилась с ним огромных успехов на скачках Grand National. Дик Френсис является одним из самых читаемым авторов произведений о лошадях для взрослых. Бывший жокей, Френсис создал романы, полные красочных и жизненных образов. Учебные пособия. Искусству верховой езды и вообще обращения с лошадью посвящено множество руководств, учебников и справочников. Многие пособия были написаны несколько веков назад и представляют довольно интересные взгляды тех времен на способы дрессировки, искусство управления лошадью и другие вопросы. Одно из наиболее древних пособий по искусству верховой езды написал Киккулий Митанский в 1360 году до н.э. Киккулий был опытным конником при дворе хеттского царя Сепупулиама. Самым интересным в его книге является вполне современное обоснование связи между кормлением лошади и ее спортивными результатами. Еще одним известным автором, писавшем о лошадях, был греческий генерал Ксенофон (около 427 - 354 гг. до н.э.). Он очень грамотно писал об искусстве верховой езды и вообще рассматривал почти все аспекты: от тренинга, кормления и выбора лошади до правильного обмундирования лошади и всадника и вопросов ветеринарии. Итальянец Фредерико Гризоне развил основные мысли Ксенофона в своей книге "Правила верховой езды", выданной в 1550 году. В те времена она пользовалось большой популярностью. К сожалению, при обращении с лошадью Гризоне проповедовал применение силы и страха, чем в корне отличался от гуманного учения Ксенофона. Несмотря на то, что подобный подход к лошади сейчас считается неприемлемым, книга Гризоне оставила свой след благодаря некоторым основным принципам равновесия, ритма и правильной посадки всадника. В 1593 году француз Саломан ла Бройе издал первое французское пособие по верховой езде под названием "Французская верховая езда". Благодаря ему французская школа оказала огромное влияние на европейский классический стиль верховой езды. Другой француз Антоний де Плювинель, как первый мастер французской школы, написал одно из самых влиятельных руководств того времени, изданного спустя пять лет после его смерти в 1625 году. Он настаивал на важности выполнения упражнений "в руках", т.е. на земле и отличался гуманным отношением к лошади. 18-й век стал веком Француа Робишона де ла Гюренье, который издал в 1733 году книгу "Школа верховой езды", ставшую самым влиятельным пособием по искусству верховой езды тех времен. Ее автор пропагандировал гуманное обращение с лошадью и покончил, наконец, с жестоким "железом", которое было популярно в то время. Его методика управления лошадью очень близка к современной. Считается, что он был основателем современной выездки - методы Гюренье развивались и далее и стали основой испанской верховой школы в Вене.Перечисленные авторы и их книги - всего лишь малая часть обширной истории мировой литературы, посвященной лошадям и верховой езде. Лошадь. Ей нет равной на земле... Три с половиной тысячи лет тому назад царь Кипра послал египетскому фараону Аменхотепу письмо, которое он начал традиционным пожеланием: "Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням". Такое вступление в официальном документе совсем неудивительно: ведь лошадь с древних времен играла важнейшую роль в жизни человека. Предок домашней лошади - тарпан, который еще не так давно обитал в южных русских степях. Сохранились его подробное описание и даже фотографии. Тарпаны были серо-мышастой масти с темным ремнем по спине, темными ногами и стоячей гривой. Хвост длинный, но не густой. Местные жители преследовали и истребляли тарпанов, так как они вытаптывали посевы и уничтожали заготовленные в степи стога сена. Пойманные тарпаны плохо переносили неволю и быстро погибали. Обуздать и приручить их не удавалось. Последний дикий тарпан погиб в конце 80-х годов прошлого века, а пойманный жеребенок прожил в табуне домашних лошадей до 1919 года. Сохранились в некоторых регионах, в частности в Польше, помеси тарпана с домашней лошадью. Ученые задались целью путем строгого отбора и подбора восстановить дикого тарпана. Удалось создать тип лошади с внешним видом тарпана. Эти животные имеют характерное телосложение и очень крепкие копыта, не требующие подков. Работы по восстановлению тарпана ведутся и сейчас. Интересна история коневодства в Америке. Несмотря на то, что наибольшее количество ископаемых предков лошади было найдено именно на этом континенте, дикая форма лошадей там не сохранилась. Произошло это потому, что в период сплошного оледенения Северной Америки они, вероятно, все погибли. И только тысячелетие спустя, после открытия Америки Колумбом, европейские колонисты завезли туда домашних лошадей. ь речь зашла об американских лошадях, то, пожалуй, стоит вспомнить о мустангах. В ранний период колонизации Американского континента там оказалось немало завезенных лошадей, которые по тем или иным причинам уходили в прерии, дичали и на протяжении столетий размножались на воле. Так и появились в прериях табуны диких лошадей, которых прозвали мустангами. Вплоть до ХIХ века поголовье мустангов было многочисленным. Еще в 1903 году в американских прериях насчитывалось около двух миллионов диких лошадей. Но потом постепенно их истребили или одомашнили. К настоящему времени сохранилось лишь несколько десятков мустангов, которые содержатся в специальных заповедниках. Лошадь... Она преданно служила полководцам и вдохновляла многих поэтов, писателей, художников, скульпторов. Легендарный конь Буцефал, что значит "Бычеголовый", был верным другом великого полководца Александра Македонского в его дальних суровых походах. После битвы с индийцами в 326 году до нашей эры Буцефал умер от чрезмерного напряжения. На месте, где он погиб, Александр Македонский основал город и назвал его именем любимого коня (Буцефал - единственный в мире город, носящий имя конкретной лошади). Любой пейзаж с силуэтом лошади становится одухотворенным. На полотне Репина Лев Толстой идет по пашне за лошадью... Бронзовые, чугунные, мраморные лошади украшают дворцы, театры, мосты, дома. Во времена Ивана Грозного, Бориса Годунова чеканили серебряные монеты с изображением на них всадника, с копьем или мечом в руках. Название копейка произошло от изображения на монете всадника с копьем. А существуют ли советские монеты с изображением лошадей? Конечно, но о некоторых из них знают, пожалуй, лишь коллекционеры. К ХХII Олимпийским играм, проходившим в Москве в 1980 году, была отчеканена 10-рублевая серебряная монета с сюжетом национальной игры "Догони девушку". Известна нумизматам и монета из серии "Олимпийские виды спорта" всадник, преодолевающий препятствие. Перед открытием московской Олимпиады в 1980 году поступил в обращение рубль с изображением конного памятника Юрию Долгорукому на фоне здания Моссовета, а в 1988 году - пятирублевая монета с оттиском памятника Петру 1 (на коне). Лошадь Древнего Востока представлена сегодня ахалтекинцами. Создавалась эта порода неустанным трудом небольшого туркменского племени теке. Текинцы не держали больших табунов, воспитывали каждого коня отдельно. Ахалтекинские лошади имеют своеобразное телосложение - они сухие, узкотелые, но величественны и считаются одними из самых красивых в мире. Особую красоту им придает благородная форма головы и шеи, исключительно высокая и тонкая. Чтобы увеличить гибкость передних ног и шеи, лошадей кормили зерном, рассыпанным на кошме: животные вынуждены были подгибать передние ноги и тянуть шею. Ахалтекинская лошадь удивляла путешественников резвостью и неутомимостью, была привязана к хозяину и вместе с тем недоверчива к посторонним. Она довольствовалась во время больших переходов по пескам очень малым количеством пиши и питья. Туркменские кони поражали исключительно эффективным экстерьером. Еще в древности был описан их портрет. "Движения их горячи, но легки и неутомительны для всадника. В походах они мужественны и выносливы, но характером возбудимы и гневны. Большого роста, элегантны. Особенно красивы их шеи и головы, которые они держат так, что почти касаются губами груди". О красоте и выносливости среднеазиатских лошадей путешественник Вамбери писал: "Эти красивые животные стоят всех потраченных трудов. В самом деле существа удивительные, ценимые сынами пустыни дороже жен, дороже детей, дороже своей собственной жизни... Рассказы об их беге и выносливости вовсе не преувеличены". Человек в силу определенной необходимости преобразовывал природу лошади, видоизменяя при этом ее формы и функции. Возникло многообразие конских пород - от могучих тяжеловозов до миниатюрных пони, от легких пылких скакунов и нарядных резвых рысаков до неказистых, неприхотливых местных лошадей. В итоге насчитывается свыше 250 пород лошадей. Одни из них имеют мировое значение, культивируются во многих странах, другие - лишь на своей родине В нашей стране разводят около 60 пород. По характеру использования их разделяют на верховые (ахалтекинская, арабская, терская, чистокровная верховая и др.), верхово-упряжные (донская, кустанайская, кабардинская и др.), рысистые (орловская, русская, американская и др.), тяжеловозные (советская, русская, владимирская и др.), упряжные (латвийская, белорусская, воронежская и др.). Немало местных пород, которые не имеют ярко выраженной специализации, но отлично приспособлены к определенным условиям. Их классифицируют по зонам распространения на северные лесные (якутская, приобская, вятская, эстонская и др.), степные (бурятская, башкирская, казахская и др.), горские (алтайская, тувинская, киргизская и др.). Особую группу представляют очень низкорослые лошади - пони. Их малый рост обусловлен суровыми условиями, в которых они формировались. Из экзотических зоопарковых животных пони все больше превращаются в спортивных. В Англии пони называют всех лошадей ростом не более 125 сантиметров, в Германии - ниже 120. Шотландские пони имеют 75 - 109 сантиметров. В Аргентине разводят крошечных лошадей - весом не более 25 килограммов, ростом в холке 40 сантиметров. Они удивительно выносливы: после многочасового бега галопом им достаточно всего нескольких минут, чтобы отдохнуть и набраться сил для новой скачки. Живут они очень долго - до 40 лет. В Швеции в 1973 году впервые состоялось первенство Европы по преодолению препятствий и выездке на пони с участием всадников в возрасте от 9 до 18 лет. Во многих странах эти мини-лошади пользуются большой популярностью, особенно у детей. В Австралии выведена порода фалабелла. Жеребята этой породы при рождении имеют рост меньше 30 сантиметров и вес 5 - 6 килограммов. Такой малыш оценивается в 25 тысяч долларов. А взрослые пони из США, не выше 65 сантиметров, оценивались в 100 тысяч долларов. Таких коней оставляют ночевать в комнате и водят с собой на поводке. Маленькие лошадки могут за себя постоять. Если они пасутся вместе с крупными лошадьми, то сбиваются в табунок и сообща дают отпор обидчику. В коневодстве цвет лошади принято называть мастью. Основные масти: вороная (вся черная), рыжая, гнедая (рыжая, но хвост и грива черные), игреневая (темно-рыжая или шоколадная, хвост и грива белые или дымчатые), буланая (буро-желтая, грива и хвост черные, часто темный ремень вдоль хребта), светло-серая (белая), серая (смесь белых волос с черными) и др. Движения лошади различного характера называются аллюрами. Аллюры бывают естественные и искусственные. Естественные - это те аллюры, к которым лошадь прибегает без всякой специальной выездки, то есть инстинктивно: шаг, рысь, галоп (не считая иноходи, когда лошадь выбрасывает вперед сначала ноги одной стороны, левой, потом другой, правой). Искусственные - это движения, к которым лошадь приучена - испанский шаг, галоп на трех ногах и др. Современные виды конного спорта возникли на основе национальных конных игр. Среди них казахская народная игра "кыз-куу" ("догони девушку"). Смысл игры заключается в следующем - всадник должен догнать и поцеловать девушку, сошедшую со старта раньше, а потом ускакать от нее прочь. В свою очередь девушка должна догнать "поклонника" и хлестнуть его плеткой. Читать полностью на http://zooclub.ru/horses/48-2.shtml
УДИВИТЕЛЬНОЕ И ОБЫЧНОЕ РЯДОМ
:Елена Гизатулина
Лошадь — священное животное у 23 народностей (главным образом, в Северной Африке и Ближнем Востоке).
В финском языке слово «конь» является оскорбительным, а «лошадь» — ласкательным, а в турецком — наоборот. У мордвин по древнему народному обычаю женщина имела право ездить на лошади, только надев две юбки.Лошади высоко ценились во все времена и во всех странах мира. Чистокровные скакуны и сейчас нередко стоят огромных денег.
Самая дорогая лошадь, а точнее конь, Шариф Дансер (Shareef Dancer). Владелец оценил подающего надежды коня в 40.000.000$. Однако сын двух многократных чемпионов не оправдал ожиданий нового владельца. Шариф Дансер не победил ни в одном соревновании после его продажи.
Жеребец чистокровной верховой Грин Манки (Green Monkey) – на текущий момент самая дорогая лошадь 21 века. На аукционе, состоявшемся в 2006 году, этот двухлетний скакун был продан за 19.200.000$. На тот момент конь не имел собственных побед, но мог похвастаться победами своих родителей, трехкратных чемпионов различных соревнований.
Жеребец по кличке Аннихелейтор (Annihilator) был продан в 1989 году за 19.000.000$. Его отличительной особенностью был великолепный шоколадный окрас, красивая грива и отличная скорость.
Лошадей, которых оценивают и покупают за баснословные деньги, на самом-то деле не там уж и много. Средняя стоимость лошадей зависит от их будущего использования. Универсальная лошадь любительского класса стоит около 2-3 тысяч долларов, лошадь для занятий альтернативными видами верховой езды – порядка 3000-5000$, спортивная скаковая – 8000-15000$ (российская), 200-250 тысяч долларов (британская). Рабочие лошади стоят меньше - 50000 рублей.
Образ лошади в изобразительном искусстве использовался много тысяч лет назад, еще до той эпохи, когда лошадь была одомашнена и приручена человеком.
Так, например, наскальные рисунки во Франции демонстрируют нам не только изобразительные умения первобытных людей, но и внешний облик древних лошадей (рис. 1). Эти рисунки были сделаны в глубоких подземных пещерах, благодаря чему они сохранились до нашего времени. Причем исследователи интересуются не только тем, зачем лошади были изображены в таком труднодоступном месте, но и тем, были ли это изображения тех существ, которых первобытные люди считали богоподобными? Одно из таких изображений лошади обнаружили в Нойксе в средних Пиренейях. Лошадь изображена очень схематично, но в ее контурах угадывается лошадь Пржевальского. Другое изображение, в Валлоне-Понтд'Аре, выполнено очень старательно, яркими цветами и является настолько достоверным, что по нему можно узнать лошадь типа аппалуза.
Еще одной важной находкой считается ряд изображений лошадей, сделанных еще древними ассирийцами, причем лучшие из них дошли до нас в виде каменных барельефов в Ниниве и в Нимруде. Барельефы в Ниниве (рис. 2) датируются приблизительно 645-м годом до н.э. На одном из них изображена королевская охота на льва на конных колесницах. На нем также изображен конь, ставший на дыбы перед львом. Лошади на этих барельефах изображены мускулистыми и в хорошей кондиции, что свидетельствует о хорошем за ними уходе. Для этих изображений характерно то, что лошади имеют прямые ноги, лишь позже их стали изображать в более естественных для движения позах. Барельефы из Нимруды, датируемые 865-860 гг. до н.э. На них изображены лучники верхом без седла на красивых жеребцах. Барельеф демонстрирует также конную сбрую тех времен.
Одними из прекраснейших древних статуй лошадей можно назвать четыре позолоченных медных красивых и мускулистых коня на базилике святого Марка в Венеции (рис. 3). Датируются они третьим или четвертым столетием до нашей эры и выполнены крупнее, чем в натуральную величину. Предполагается, что их создал греческий скульптор Лисиппус. С анатомической точки зрения они довольно точны, выглядят как живые, и кажется, что они в любую минуту могут понестись вскачь. Изначально эти скульптуры были покрыты очень яркой и блестящей желто-золотистой краской.
Греческий скульптор тоже очень хорошо разбирался в лошадях, и скульптуры, которые он создал и которые можно сегодня увидеть около Парфенона в Афинах, подтверждают его талант. Предполагается, что они были созданы в 447 г. до н.э. и представляют собой греческий идеал совершенства. На этих лошадях также изображены юноши, которые сидят без седла, а сами лошади демонстрируют различные фазы движения.
Лошади были очень важной составляющей жизни китайцев и символизировали собой богатство и власть. И нет лучшего подтверждения этому, чем гробница правителя Чхиншчуанга (3-й век до н.э.). Он был погребен вместе с приблизительно 7 тысячами скульптур воинов, выполненных в натуральную величину, 600-ми терракотовыми скульптурами лошадей (рис. 4), также в натуральную величину, и с множеством колесниц и оружием. Скульптуры лошадей выполнены очень тщательно, с большой достоверностью, причем каждая наделена индивидуальными чертами.
В средневековье образ лошади в искусстве утратил свою популярность, поскольку многие живописцы и скульпторы уделяли особое внимание в своем творчестве религиозным темам. Следующие примеры являются скорее исключением из правила.
Прекрасные образы лошадей оставили нам в 15-м веке художники Поль и Жан Лимбург ("Май", 1410) и Бенозза Гоззолиго ("Проводник трех королей", 1459).
Картина "Май" выполнена в готическом стиле и очень тщательно проработана, возможно, ее рисовали с использованием лупы. На ней художникам удалось передать атмосферу веселого и пышного празднества. Лошади на этой картине изображены скорее с акцентом на красоту, чем на анатомическое подобие. И в движениях чувствуется некоторая скованность и неестественность, хотя все это отнюдь не умаляет ценности этой картины.
.Лошади часто являлись героями мифов и легенд различных народов мира. Здесь мы расскажем о наиболее известных из них.
Единорог. Является одним из самых романтизированных образов и в различных культурах имеет различные названия, внешний вид и атрибуты. Одним из самых популярных воплощений единорога в современной западной культуре является белый конь с длинным, часто золотым рогом, растущим из лба. В восточной культуре единорога изображают как нечто среднее между лошадью и козой с конечностями парнокопытного и козлиной бородой. Японский единорог называется "кирин", а в Китае его зовут "ки-лин". Оба слова происходят от еврейского "ре'ем", что означает "один рог". Греческий историк Ктесиас писал в 398 году до н.э. о единорогах следующее: внешне он напоминает дикого быка, величиной с лошадь, имеет белое туловище, темно-красную голову, голубые глаза и один рог. Вероятно, такое описание появилось в результате красочных рассказов путешественников, которые представляли себе единорога как нечто среднее между диким быком, гималайской антилопой и индийским носорогом.
Рогу единорога приписывали различные волшебные качества. Например, возможность исцелять больных и раненых и даже воскрешать мертвых. На некоторых изображениях рог белый у корня, черный посередине и с красным острием. В одной средневековой сказке говорится о единороге, который опустил свой рог в отравленную воду, тем самым, очистив ее и, дав животным напиться. Вероятно, отсюда произошла традиция благородных и королевских семей пить из сосудов в виде рога единорога, тем самым, оберегая себя от опасности отравления.
В западной культуре единорог считается недоступным диким животным, в восточных, наоборот, ласковым и покорным существом.
Подобное мифологическое животное, которое называется индрик, есть и русском фольклоре. У индрика было два рога, он жил на святой горе и был повелителем всех зверей и владетелем вод
Пегас. Еще одной широкоизвестной мифологической фигурой был крылатый конь Пегас, потомок Посейдона и Медузы. О том, как Пегас появился на свет, рассказывают две различные легенды. Одна из них говорит о том, что этот конь выскочил из тела Медузы в тот момент, когда Персей отрубил ей голову. Вторая говорит, что Пегас появился из упавшей на землю крови Медузы.
Одна из легенд рассказывает о Беллерофонте, который при помощи золотой узды, подаренной ему богиней Афиной, сумел укротить крылатого Пегаса. С помощью Пегаса Беллерофонт совершил множество великих подвигов, в том числе избавил жителей Ликии от чудовищной Химеры. Окрыленный своими победами, герой захотел воспарить до самого Олимпа и стать равным олимпийским богам. Боги были разгневаны и наслали безумие на Пегаса, сбросившего своего хозяина на землю. По легенде после падения на землю Беллерофонт ослеп, охромел и бродил по свету, надеясь на возвращение своего коня
Кентавры. Кентавры являются очень популярными мифологическими персонажами. От головы до бедер они имеют тело человека, а остальная часть - коня. Древние народы считали кентавров светлыми и добрыми существами, творящими добро. Исключением из этого стала греческая легенда, рассказывающая о нескольких кентаврах, которых пригласили на пир, где они перебрали вина и учинили битву, в результате которой погибло множество кентавров.
Самым известным кентавром был Хирон, который получил образование у Аполлона и Артемиды, и был прекрасным охотником, скотоводом, целителем и прорицателем. По легенде Хирон стал учителем великого воина Ахилла. Этот кентавр пользовался таким уважением у богов, что после смерти Зевс взял его на небо и превратил в созвездие стрельца.
Посейдон, бог лошадей. Посейдон (у римлян Нептун) был одним из самых могущественных богов. Он был владетелем моря, а также богом землетрясений и лошадей. Он покровительствовал конному спорту, и у него были лошади с золотыми копытами и гривой, которые были запряжены в его морскую карету, причем волны перед ней расступались, давая дорогу морскому богу.
По одной легенде Посейдон и богиня Афина решили основать город, и решили, что тот, кто преподнесет смертным наиболее ценный дар, и получит этот город. Посейдон подарил людям коня, а Афина - оливу. Решили, что олива была более полезна для людей, поэтому город получил название Афины, и ему покровительствовала эта богиня.
По другой легенде Посейдон даровал Пелею в качестве свадебного подарка двух бессмертных коней - Ксантоса и Балиоса. Этих лошадей Ахилл впрягал в свою колесницу, когда участвовал в Троянской войне. Когда Ахилл обвинил своих коней в том, что они не уберегли его друга Патрокла, Ксантос ответил, что на то была воля богов, и скоро эта же участь ожидает и самого Ахилла. Боги прогневались за это пророчество на коня и с помощью богини мести Эринии наслали на него немоту.
Троянский конь. Троянский конь был огромным полым деревянным конем, который помог грекам завоевать Трою. Троянский принц Парис полюбил красавицу Елену, жену грека Менелая, похитил ее и увез в свое царство. В отместку Менелай собрал огромное греческое войско и приступил к осаде Трое, которая длилась десять лет. Наконец хитроумному Одиссею пришла в голову мысль о том, как перехитрить троянцев. Он предложил изготовить огромного деревянного коня и забраться во внутрь греческому войску, перед этим сделав вид, что оно отбыло на родину, а оставленный конь - дар богам. Троянцы поверили, открыли ворота и затащили в город коня. Греки выбрались из него и захватили город. С тех пор выражение "троянский конь" является нарицательным названием, что означает "хитрость, уловка".
Валькирии. Существует множество различных легенд по всему миру о лошадях. Одна из них относится к северной мифологии и рассказывает о валькириях, неукротимых воительницах, посланницах великого Одина. Когда они быстро скакали галопом, из их доспехов вылетали яркие искры и попадали прямо на небо. Так возникла северная полярная звезда.Один был одним из главных богов норвежской мифологии. Он создал Солнце и Луну, был богом войны, поэзии, мудрости и смерти. Ему принадлежал Слепнир, его любимый восьминогий конь, который умел скакать не только по земле, но и по воздуху
Лошади в литературе
Тысячелетиями лошадь играла важную роль в жизни человека, что, конечно же, не могло не отразиться в литературе. С самого начала взаимоотношений человека и лошади ее образ был романтизирован различными сказочниками, певцами и писателями.
Главный персонаж - лошадь. Лошадь в качестве главного персонажа выступает не только в романах для детей, но и в целом ряде серьезных произведений, например, в романе "Черный красавчик" (Black Beauty), в котором повествуется о жестоком отношении к животным в 19-м веке. Вальтер Фарли выпустил для детей серию книг под названием "Черный жеребец" (The Black Stallion), рассказывающую о трогательной дружбе человека и его черного жеребца. Книга Мэри О'Хара рассказывает о коне по кличке Флик, благодаря которому мальчику удается справится с тяжелым характером своего отца.
Одним из классических детских романов о лошадях стал "Национальный вельвет" (National Velvet), написанный Энидом Багнолдом. Эта книга, по которой был снят фильм с Элизабет Тейлор, рассказывает о девочке, которая в лотерею выиграла коня и добилась с ним огромных успехов на скачках Grand National.
Дик Френсис является одним из самых читаемым авторов произведений о лошадях для взрослых. Бывший жокей, Френсис создал романы, полные красочных и жизненных образов.
Учебные пособия. Искусству верховой езды и вообще обращения с лошадью посвящено множество руководств, учебников и справочников. Многие пособия были написаны несколько веков назад и представляют довольно интересные взгляды тех времен на способы дрессировки, искусство управления лошадью и другие вопросы. Одно из наиболее древних пособий по искусству верховой езды написал Киккулий Митанский в 1360 году до н.э. Киккулий был опытным конником при дворе хеттского царя Сепупулиама. Самым интересным в его книге является вполне современное обоснование связи между кормлением лошади и ее спортивными результатами.
Еще одним известным автором, писавшем о лошадях, был греческий генерал Ксенофон (около 427 - 354 гг. до н.э.). Он очень грамотно писал об искусстве верховой езды и вообще рассматривал почти все аспекты: от тренинга, кормления и выбора лошади до правильного обмундирования лошади и всадника и вопросов ветеринарии.
Итальянец Фредерико Гризоне развил основные мысли Ксенофона в своей книге "Правила верховой езды", выданной в 1550 году. В те времена она пользовалось большой популярностью. К сожалению, при обращении с лошадью Гризоне проповедовал применение силы и страха, чем в корне отличался от гуманного учения Ксенофона. Несмотря на то, что подобный подход к лошади сейчас считается неприемлемым, книга Гризоне оставила свой след благодаря некоторым основным принципам равновесия, ритма и правильной посадки всадника.
В 1593 году француз Саломан ла Бройе издал первое французское пособие по верховой езде под названием "Французская верховая езда". Благодаря ему французская школа оказала огромное влияние на европейский классический стиль верховой езды. Другой француз Антоний де Плювинель, как первый мастер французской школы, написал одно из самых влиятельных руководств того времени, изданного спустя пять лет после его смерти в 1625 году. Он настаивал на важности выполнения упражнений "в руках", т.е. на земле и отличался гуманным отношением к лошади.
18-й век стал веком Француа Робишона де ла Гюренье, который издал в 1733 году книгу "Школа верховой езды", ставшую самым влиятельным пособием по искусству верховой езды тех времен. Ее автор пропагандировал гуманное обращение с лошадью и покончил, наконец, с жестоким "железом", которое было популярно в то время. Его методика управления лошадью очень близка к современной. Считается, что он был основателем современной выездки - методы Гюренье развивались и далее и стали основой испанской верховой школы в Вене.Перечисленные авторы и их книги - всего лишь малая часть обширной истории мировой литературы, посвященной лошадям и верховой езде.
Лошадь. Ей нет равной на земле...
Три с половиной тысячи лет тому назад царь Кипра послал египетскому фараону Аменхотепу письмо, которое он начал традиционным пожеланием: "Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням". Такое вступление в официальном документе совсем неудивительно: ведь лошадь с древних времен играла важнейшую роль в жизни человека.
Предок домашней лошади - тарпан, который еще не так давно обитал в южных русских степях. Сохранились его подробное описание и даже фотографии. Тарпаны были серо-мышастой масти с темным ремнем по спине, темными ногами и стоячей гривой. Хвост длинный, но не густой.
Местные жители преследовали и истребляли тарпанов, так как они вытаптывали посевы и уничтожали заготовленные в степи стога сена. Пойманные тарпаны плохо переносили неволю и быстро погибали. Обуздать и приручить их не удавалось.
Последний дикий тарпан погиб в конце 80-х годов прошлого века, а пойманный жеребенок прожил в табуне домашних лошадей до 1919 года. Сохранились в некоторых регионах, в частности в Польше, помеси тарпана с домашней лошадью. Ученые задались целью путем строгого отбора и подбора восстановить дикого тарпана. Удалось создать тип лошади с внешним видом тарпана. Эти животные имеют характерное телосложение и очень крепкие копыта, не требующие подков. Работы по восстановлению тарпана ведутся и сейчас.
Интересна история коневодства в Америке. Несмотря на то, что наибольшее количество ископаемых предков лошади было найдено именно на этом континенте, дикая форма лошадей там не сохранилась. Произошло это потому, что в период сплошного оледенения Северной Америки они, вероятно, все погибли. И только тысячелетие спустя, после открытия Америки Колумбом, европейские колонисты завезли туда домашних лошадей.
ь речь зашла об американских лошадях, то, пожалуй, стоит вспомнить о мустангах. В ранний период колонизации Американского континента там оказалось немало завезенных лошадей, которые по тем или иным причинам уходили в прерии, дичали и на протяжении столетий размножались на воле. Так и появились в прериях табуны диких лошадей, которых прозвали мустангами. Вплоть до ХIХ века поголовье мустангов было многочисленным. Еще в 1903 году в американских прериях насчитывалось около двух миллионов диких лошадей. Но потом постепенно их истребили или одомашнили. К настоящему времени сохранилось лишь несколько десятков мустангов, которые содержатся в специальных заповедниках.
Лошадь... Она преданно служила полководцам и вдохновляла многих поэтов, писателей, художников, скульпторов.
Легендарный конь Буцефал, что значит "Бычеголовый", был верным другом великого полководца Александра Македонского в его дальних суровых походах. После битвы с индийцами в 326 году до нашей эры Буцефал умер от чрезмерного напряжения. На месте, где он погиб, Александр Македонский основал город и назвал его именем любимого коня (Буцефал - единственный в мире город, носящий имя конкретной лошади).
Любой пейзаж с силуэтом лошади становится одухотворенным. На полотне Репина Лев Толстой идет по пашне за лошадью... Бронзовые, чугунные, мраморные лошади украшают дворцы, театры, мосты, дома.
Во времена Ивана Грозного, Бориса Годунова чеканили серебряные монеты с изображением на них всадника, с копьем или мечом в руках. Название копейка произошло от изображения на монете всадника с копьем.
А существуют ли советские монеты с изображением лошадей? Конечно, но о некоторых из них знают, пожалуй, лишь коллекционеры. К ХХII Олимпийским играм, проходившим в Москве в 1980 году, была отчеканена 10-рублевая серебряная монета с сюжетом национальной игры "Догони девушку". Известна нумизматам и монета из серии "Олимпийские виды спорта" всадник, преодолевающий препятствие. Перед открытием московской Олимпиады в 1980 году поступил в обращение рубль с изображением конного памятника Юрию Долгорукому на фоне здания Моссовета, а в 1988 году - пятирублевая монета с оттиском памятника Петру 1 (на коне).
Лошадь Древнего Востока представлена сегодня ахалтекинцами. Создавалась эта порода неустанным трудом небольшого туркменского племени теке. Текинцы не держали больших табунов, воспитывали каждого коня отдельно. Ахалтекинские лошади имеют своеобразное телосложение - они сухие, узкотелые, но величественны и считаются одними из самых красивых в мире. Особую красоту им придает благородная форма головы и шеи, исключительно высокая и тонкая. Чтобы увеличить гибкость передних ног и шеи, лошадей кормили зерном, рассыпанным на кошме: животные вынуждены были подгибать передние ноги и тянуть шею.
Ахалтекинская лошадь удивляла путешественников резвостью и неутомимостью, была привязана к хозяину и вместе с тем недоверчива к посторонним. Она довольствовалась во время больших переходов по пескам очень малым количеством пиши и питья. Туркменские кони поражали исключительно эффективным экстерьером. Еще в древности был описан их портрет. "Движения их горячи, но легки и неутомительны для всадника. В походах они мужественны и выносливы, но характером возбудимы и гневны. Большого роста, элегантны. Особенно красивы их шеи и головы, которые они держат так, что почти касаются губами груди".
О красоте и выносливости среднеазиатских лошадей путешественник Вамбери писал: "Эти красивые животные стоят всех потраченных трудов. В самом деле существа удивительные, ценимые сынами пустыни дороже жен, дороже детей, дороже своей собственной жизни... Рассказы об их беге и выносливости вовсе не преувеличены".
Человек в силу определенной необходимости преобразовывал природу лошади, видоизменяя при этом ее формы и функции. Возникло многообразие конских пород - от могучих тяжеловозов до миниатюрных пони, от легких пылких скакунов и нарядных резвых рысаков до неказистых, неприхотливых местных лошадей. В итоге насчитывается свыше 250 пород лошадей. Одни из них имеют мировое значение, культивируются во многих странах, другие - лишь на своей родине
В нашей стране разводят около 60 пород. По характеру использования их разделяют на верховые (ахалтекинская, арабская, терская, чистокровная верховая и др.), верхово-упряжные (донская, кустанайская, кабардинская и др.), рысистые (орловская, русская, американская и др.), тяжеловозные (советская, русская, владимирская и др.), упряжные (латвийская, белорусская, воронежская и др.).
Немало местных пород, которые не имеют ярко выраженной специализации, но отлично приспособлены к определенным условиям. Их классифицируют по зонам распространения на северные лесные (якутская, приобская, вятская, эстонская и др.), степные (бурятская, башкирская, казахская и др.), горские (алтайская, тувинская, киргизская и др.).
Особую группу представляют очень низкорослые лошади - пони. Их малый рост обусловлен суровыми условиями, в которых они формировались. Из экзотических зоопарковых животных пони все больше превращаются в спортивных.
В Англии пони называют всех лошадей ростом не более 125 сантиметров, в Германии - ниже 120. Шотландские пони имеют 75 - 109 сантиметров. В Аргентине разводят крошечных лошадей - весом не более 25 килограммов, ростом в холке 40 сантиметров. Они удивительно выносливы: после многочасового бега галопом им достаточно всего нескольких минут, чтобы отдохнуть и набраться сил для новой скачки. Живут они очень долго - до 40 лет.
В Швеции в 1973 году впервые состоялось первенство Европы по преодолению препятствий и выездке на пони с участием всадников в возрасте от 9 до 18 лет. Во многих странах эти мини-лошади пользуются большой популярностью, особенно у детей.
В Австралии выведена порода фалабелла. Жеребята этой породы при рождении имеют рост меньше 30 сантиметров и вес 5 - 6 килограммов. Такой малыш оценивается в 25 тысяч долларов. А взрослые пони из США, не выше 65 сантиметров, оценивались в 100 тысяч долларов. Таких коней оставляют ночевать в комнате и водят с собой на поводке. Маленькие лошадки могут за себя постоять. Если они пасутся вместе с крупными лошадьми, то сбиваются в табунок и сообща дают отпор обидчику.
В коневодстве цвет лошади принято называть мастью. Основные масти: вороная (вся черная), рыжая, гнедая (рыжая, но хвост и грива черные), игреневая (темно-рыжая или шоколадная, хвост и грива белые или дымчатые), буланая (буро-желтая, грива и хвост черные, часто темный ремень вдоль хребта), светло-серая (белая), серая (смесь белых волос с черными) и др.
Движения лошади различного характера называются аллюрами. Аллюры бывают естественные и искусственные. Естественные - это те аллюры, к которым лошадь прибегает без всякой специальной выездки, то есть инстинктивно: шаг, рысь, галоп (не считая иноходи, когда лошадь выбрасывает вперед сначала ноги одной стороны, левой, потом другой, правой). Искусственные - это движения, к которым лошадь приучена - испанский шаг, галоп на трех ногах и др.
Современные виды конного спорта возникли на основе национальных конных игр. Среди них казахская народная игра "кыз-куу" ("догони девушку"). Смысл игры заключается в следующем - всадник должен догнать и поцеловать девушку, сошедшую со старта раньше, а потом ускакать от нее прочь. В свою очередь девушка должна догнать "поклонника" и хлестнуть его плеткой.
Читать полностью на http://zooclub.ru/horses/48-2.shtml