Урочище Икташ.

Каменные «ворота».
Историк Борис Ермолаевич Андюсев делится архивными данными: «Дорога до с. Имисского раньше шла горами, что было крайне неудобно для его жителей. В сентябре 1911 года Имисская волостная управа обратилась с просьбой в Минусинскую уездную управу с прошением: «Необходимо заменить дорогу, что пролегла у деревни Жербатиха в село Бугуртакское, как сильно гористую и неудобную. Другую таковую предлагается провести около реки на устьях Кизира и Казыра. Для чего нужно будет взорвать около горы Икташ (ИкташЪ) скалу над рекой на расстоянии 10 сажен. Понадобится 1500 рублей. Устроить один мостик на речке Бурлук - 100 рублей и сделать отток от скалы к р. Бурлук на расстояние адной версты - еще 100 рублей. Таким образом, вновь проведенная дорога будет ровная, без гор и вполне пригодная для езды... ».
До сей поры это действующая автомобильная дорога, по которой имиссцы и жители других «верхних» селений сейчас ездят в Курагино. Но продолжает сохраняться и использоваться грунтовая дорога горами от д. Жербатихи до Бугуртака для хозяйственных нужд и выезда на «нагорные» пашни.»

Фото из архива Б.Е. Андюсева

Комментарии

  • 29 апр 04:55
    Мой дедушка,Алешечкин Сергей Гаврилович, погибший в Великую Отечественную войну, работал на строительстве этой дороги.
  • 29 апр 04:59
    Проезжая мимо этого памятного камня,чувствуешь, что ты уже на родине.
  • 1 мая 15:50
    Правильнее писать ип таш, что в переводе с хакасского каменная Юрта. По крайней мере так пишет в своем словаре историк профессор бутанаев.
  • 1 мая 17:03
    Ольга, вдоль Тубы две скальные группы.. На тюркских языках два - ике, ик, ..(икк, икке). ДВА - ИККĔ, ИККИ, ІКІ, ЭКИ, ИКЕ, EKI, IKKI, ИККИ, Глянь в словари в Инете.. Таш - камень, гора..
  • 1 мая 17:07
    это были мои изыскания еще в бытность работы в Имисской школе в 70-х. Кстати , писал в те годы в журнал "Наука и жизнь", спецы из Москвы дали положительный ответ.. и каменная юрта (где она на Икташе??) не при чем..
  • 2 мая 05:02
    Как интересно.... ИККЕ- (ДВА на чувашском ),, я чувашка.....
  • Комментарий удалён.
  • 3 мая 08:31
    Продолжая эту тему хочется сказать, что прокладка дороги по Икташом, долгое время ещё не могла осуществиться. Так на собрании Имисской Волостной Земской управы, состоявшегося 26 апреля 1918 г. Полудёновским крестьянином Герасимом Ковалёвым было сделано предложение о назначении его доверенным в деле прокладки дороги в районе Имисской волости, посредством разрыва скал под Икташом и на участке Полудёновки, но начавшаяся гражданская война отложила опять эту идею. В 1921 г. вопрос о прокладке этой дороги повторно был поднят Имисским Волостным комитетом пред уездными властями, и опять безрезультатно. Повторялось это и в 1927 и 1929 годах. Пока наконец Курагинским районным дорожным отделом в 1933 г. не был прислан в район Икташа дорожный техник. И уже 1934 г. эта дорога была проложена. Работы велись силами местных колхозников, возили камни, лес и т.п. Руководил работами, как уже упоминала Надежда Львовна Дергачева (Алёшечкина) её дед Алёшечкин Сергей Гаврилович, должность которого была дорожный десятник. Работали на строительстве не только взрослые но и школьники 12 лет, возили камень на строительство мостика через ручей, бегущего меж Икташей, жили в избушке стоявшей там же.
  • 3 мая 08:34
    Ворота похожие, но это не Икташ, такие ворота, а точнее Каспинские были на Артёмовском тракте, сейчас они не существуют. Их взорвали, а на их месте проходит железная дорога.
  • 3 мая 09:10
    Название Ипташ у Бутанаева появилось с карты экспедиции Министерства Путей сообщения 1909 г. Там же Икташ указывается, и как Инташ (очевидно это описки), тогда как во всех других источниках везде указывается Икташ. В словаре Бутанаева упоминается много всего такого, что к нашим местам вообще не касается и никаким боком.
  • 3 мая 09:20
    Каспинские ворота с другой стороны.
    Фотография
  • 4 мая 13:40
    а в переводе с татарского "ипташ" означает "товарищ".