ИСТОРИЯ КРЫМСКИХ НЕМЦЕВ:

МАЛЕНЬКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ - ЦЮРИХТАЛЬ
(СЕЛО ЗОЛОТОЕ ПОЛЕ КИРОВСКОГО РАЙОНА В КРЫМУ)
С 27 апреля 1702 г. приказом царя Петра I ,издается манифест о привлечении на русскую службу образованной рабочей силы из-за рубежа.
В Крыму иностранцы появились позже,после указа Екатерины Великой

ШВЕЙЦАРСКАЯ КОЛОНИЯ В КРЫМУ

Далеко не легкий путь швейцарцев в направлении Российской империи начался поздней осенью 1803 года в Констанце на Боденском озере под руководством Ханса Каспара Эшера (впоследствии он стал майором Московского драгунского полка). По дороге многие переселенцы
потеряли решимость и вернулись назад.
Около 30—40 человек, в основном дети, умерли от оспы.

Летом 1804 года эмигранты в количестве 228 человек добрались до Крыма.
50 семей прибыли на полуостров из немецкой Швейцарии, в основном из кантона Цюрих. Вскоре к ним присоединись и колонисты из южно-немецких княжеств. На это переселение отважились прежде всего обедневшие крестьяне: ткачи, прядильщики шелка и хлопка, а также немало других ремесленников. Они пострадали от экономического кризиса, возникшего вследствие развития машинного прядения в Англии, и не желали воевать
на стороне французской армии, владевшей тогда всей Европой.

Надо было обживаться на новом месте, посреди открытой степи. И лишь спустя некоторое время швейцарцы смогли переселиться в деревню Джеляв, которую в память о своей родине назвали Цюрихталь.

Жизнь колонистов поначалу была крайне сложной.
У ткачей и прядильщиков было мало опыта в ведении сельского хозяйства, тем более на незнакомых землях и в новых климатических условиях: болезни, неурожаи. Особенно тяжело пришлось весной 1812 года:
от лихорадки умерло 40 человек.

Постепенно ситуация менялась. Выращивание пшеницы, развитие скотоводства, позднее также садоводства и виноградарства начали приносить прибыль. Была построена мельница, поселение росло,
занимая дополнительные земли.
В 1848 году насчитывалось уже 74 двора, каждый из которых имел около
44 га земли. Цюрихталь процветал, как и все остальные деревни колонистов, освобожденные от воинской повинности. Потомки бедных
переселенцев становились зажиточными крестьянами.

Большие перемены происходили и в жизни церкви.
В 1822 году в Цюрихталь приехал пастор из Шверценбаха — Генрих Дитрих. К маленькому зданию храма, построенного незадолго до его прибытия, добавились пасторский дом и здание школы. Для богослужений
использовались и две небольшие часовни.
В 1831 году в Крыму поселился священник Эмиль Кюбер, получивший
высшее образование в университете Дорпата.
В 1860 году была освящена новая цюрихтальская церковь.
Потомки колонистов основали в степи, в 7 километрах к северу от деревни Новый Цюрихталь. К концу Первой мировой войны во всем Крыму
насчитывалось 314 немецкоязычных поселений.
Дети второго и третьего поколений переселенцев учили и русский, и крымскотатарский языки. В качестве родного они сохранили тем не менее свой немецкий диалект.Все цюрихтальцы были российскими гражданами.

Лишь фамилии Люси, Дубс, Аберли, Губер указывали
на швейцарских предков.
Сегодня в Золотом Поле (так село стало называться с 1945 года) можно найти не так много следов швейцарских колонистов. Самым приметным напоминанием о былых временах остается построенная в 1860 году кирха,
стоящая на возвышенности при въезде в деревню.

В начале 90-х годов ХХ века здание было отреставрировано и ныне является православной церковью. О прошлом также напоминают две улицы со старыми домами. Дом в нижней части села раньше принадлежал швейцарской семье и представлял собой типичное жилище зажиточных колонистов. Толщина внутренних стен. 80 сантиметров, крыша до сих пор покрыта оригинальной черепицей. В местной школе открыт музей
истории Цюрихталя.
Этот проект реализован при финансовой поддержке Посольства Швейцарии в Украине сотрудниками Крымского этнографического музея. Небольшая коллекция, где поначалу были собраны лишь фотографии и документы,
с каждым годом пополняется новыми экспонатами: старинными вещами,
элементами традиционной одежды, предметами быта.

Многие немецкие национальные праздники проходят в Золотом Поле.
Широкое крыльцо Дома культуры служит сценой, где выступают лучшие
творческие коллективы крымских немцев:
«Фройндшафт» (г. Феодосия),
«Моргенрете» (г. Ялта),
«Зинден дер херцен», «Югенд», «Нахтигаль», «Эдельштайн» (г. Симферополь),
«Глюк» (г. Красноперекопск).

Единственная оставшаяся на полуострове уроженка Цюрихталя
Ирма Тарусова (сейчас она живет в Старом Крыму) — активная участница всех мероприятий, проводимых в Кировском районе, хранительница
обрядов и традиций своего народа.
На снимке: вид села Цюрихталь перед Первой мировой войной

Материалы о швейцарской колонии в Крыму я публикую в надежде отыскать
информацию о Марте Райнер (Marta Reiner).
Это школьная подруга моей матери - Александры Ульянкиной.
Марта Райнер (Marta Reiner) и Александра Ульянкина,
1940
Ученики 8 класса Баракской школы-интернат, 1940

В 1940 году Марта Райнер училась в 8 классе Баракской средней школы-интернат. Старший брат Марты Райнер работал в Баракской школе
учителем физики.
Цюрихталь (Крым). 1940 г. Лучший отряд первой смены.

Низами Ибраимов: "Через год они будут депортированы. Привет моим цюрихским друзьям.В прошлом году посещал в Цюрихстальской школе школьный музей . Надеюсь эта фотография "дойдёт"до него. В августе 1941 года все крымские немцы (включая и немцев Эльзаса и Швейцарии) были депортированы из Крыма на Урал,Сибирь и в Среднюю Азию."
Цюрихталь, Крым, сейчас с. Золотое Поле, Кировский район.

Фото из коллекции Низами Ибримова
директор Крымского этнографического музея Юрий Лаптев.
#ИсторияКрыма

Комментарии

Комментариев нет.