📚 Православная инквизиция: противникам церкви на Руси вырывали языки и отрезали руки

#история * Вячеслав Назарук «Проводы Перуна» (1988). Государственный музей истории религии.

Костры инквизиции пылали не только в католической Европе. Исправно распаляли их и на православной Руси. В борьбе с ослушниками все методы были хороши, а главное — почти всегда действенны.

📒 «Звероядивый» Жидята
Расправляться с противниками церкви начали уже при Крещении Руси. Язычников зачастую удавалось обращать в новую веру лишь с помощью огня и меча. К примеру, новгородцы на защиту языческих идолов и богов встали с оружием. Неудивительно, что на протяжении нескольких столетий в Новгороде с завидным постоянством казнили отступников от православия.

📒 Так, живший в XI веке летописец за жестокое обращение с иноверцами называет новгородского архиерея Луку Жидяту «звероядивым»: «Сей мучитель резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям». В XIII веке там же связали и бросили в огонь четырех волхвов, испросив на то согласия у архиепископа.

📒 С магами и предсказателями тоже не церемонились. Жители Пскова сожгли 12 колдуний за то, что те якобы наслали на город мор.
«За волшебство» можайский князь предал костру боярыню Марью Мамонову. При этом жестокие расправы вовсе не были попустительством на местах — на них благословляли, можно сказать, официально.

📒 В сборнике религиозных и светских законов XIII века «Кормчая книга» за еретическое писание и волхование было велено проклинать, а вредные книги на головах сжигать. Предписания исправно исполнялись. Все в том же Новгороде архиепископ Геннадий приказал сжечь на головах нескольких еретиков берестяные шлемы, после чего двое из приговоренных к такому мучению сошли с ума. А инициатора сего наказания, как бы это ни было абсурдно, причислили потом к лику святых!
Кстати, Геннадий жил в одно время со знаменитым Торквемадой, знал об испанской инквизиции и восхищался ею. В этом смысле католическая Европа была примером для православного архиепископа.

📒 Еще один дикий пример: неких московских плотников Неупокоя, Данилу и Михаила сожгли за то, что те съели запрещенную церковными предписаниями телятину.

📒 В «Святых правилах святых апостолов» XV века еретиков прямым текстом предписывалось жечь и закапывать. Популярностью пользовался особый способ — сожжение в срубах. Особой активностью в навешивании обвинений отличались церковные соборы. Участники этих заседаний наиболее влиятельных иерархов частенько приклеивали ярлык еретика неугодным коллегам, дабы завладеть их имуществом и землями.

📒 Пик православной «инквизиции» пришелся на ХVII век. Мишенью для пыток и гонений стали раскольники, или старообрядцы, выступившие против реформы патриарха Никона.

📒 Тут православная «инквизиция» разгулялась на славу: с одобрения патриарха несогласным резали языки, руки и ноги, сжигали на кострах, возили с позором по городу, а затем бросали в тюрьмы, где содержали до самой смерти. На одном из церковных соборов всех непокорных предали анафеме и обещали казнить.

📒 Летописи пестрят историями о пытках. Много сведений о казни раскольников сохранилось в сочинениях протопопа Аввакума. Из них можно узнать, что стрелец Илларион сожжен в Киеве, священник Полиект, а с ним еще 14 человек — в Боровске, в Холмогорах на костер отправили Ивана Юродивого, в Казани сожгли тридцать человек, столько же в Сибири, во Владимире — шестерых, в Боровске — четырнадцать...

📒 Самого Аввакума бросили в монастырскую тюрьму, где с ним сидело еще человек шестьдесят. И всех их постоянно били и проклинали. А сожгли протопопа на площади в Пустозерске в срубе вместе с еще двумя учителями-раскольниками.

📒 Мучили церковных противников также в раскаленных железных котлах. Так образом довели до смерти раскольников Петра и Евдокима. Многие, не вытерпев мучений, переходили в православие. Но и это не всегда спасало от кары. Так, новгородский раскольник Михайлов под пытками отказался от своего исповедания, но все равно был сожжен.

📒 На старообрядцев организовывали облавы, в которых представителей церкви сопровождали стрельцы. В кровавых походах уничтожались целые деревни. Спасение раскольники искали в бегстве за границу, на Дон, за Урал. Но и туда добирались карательные отряды.

📒 Сказать точно, сколько людей было загублено в борьбе с раскольничеством лишь за XVII век, невозможно, — архивов на этот счет не сохранилось. Историки говорят о тысячах.

📒 Упоминания о единичных случаях жестоких гонений раскольников можно найти даже в середине XIX века. Но в целом, начиная с 1840‑х годов, к старообрядцам стали относиться терпимей, их перестали преследовать. Окончательно ограничения в отношении староверов были сняты в 1905 году Указом «Об укреплении начал веротерпимости».

📒 С конца XVII и до XIX века десятки тысяч старообрядцев массово предавали себя смерти, организуя самосожжения.
* Григорий Мясоедов «Самосжигатели» (1882, 1884)

📒 У старообрядцев был действенный, хотя и несколько своеобразный способ избежать мучений со стороны церковных служителей — самосожжение. Среди раскольников в XVII веке оно достигло небывалого размаха.

📒 Один из первых массовых случаев произошел в Пошехоновской волости Белосельского уезда, когда смерти себя предали почти две тысячи человек. На реке Березовке в Тобольском крае по инициативе раскольнического чернеца Иванища и попа Домициана сгорели около 1700 раскольников. По дошедшим до нашего времени сведениям, только за 1667–1700 годы такой мученической смерти предали себя почти девять тысяч человек.

📒 Впрочем, случаи самосожжения часто были связаны и с убеждениями самих старообрядцев, которые верили, что таким образом они проходят новое крещение для достижения царства небесного.

📒 Не сожженных сразу еретиков да раскольников бросали в тюрьмы при монастырях. Они были разной конструкции. Одни из самых популярных — земляные. Они представляли собой ямы, в которые опускались деревянные срубы. Наверху настилали кровлю с небольшой дыркой для передачи пищи. В таком заключении томился уже упомянутый протопоп Аввакум.

📒 Во многих монастырях узников помещали в узкие каменные мешки, больше напоминавшие шкафы. Возводили их в несколько этажей внутри монастырских башен. Были они изолированными друг от друга, очень тесными и без окон и дверей.
Бесчеловечным содержанием узников славилась тюрьма Соловецкого монастыря. Каменные мешки там достигали 1,4 метра в длину и метра в ширину и высоту. Заключенные могли спать только в полусогнутом состоянии.

📒 Чаще всего сидели в монастырских тюрьмах в ручных и ножных кандалах, прикованными к стене или к деревянной громадной колоде. На особо опасных для церкви узников надевали еще и «рогатки» — железный обруч вокруг головы, закрывавшийся под подбородком на замок при помощи двух цепей. К нему перпендикулярно прикрепляли несколько длинных железных щитов. Конструкция не позволяла узнику лечь, и он вынужден был спать сидя.

📒 Заключенных нередко пытали. Один из епископов так описывал «воспитательные» методы: «Казни сии были — колесовать, четвертовать и на кол сажать, а самая легчайшая — вешать и головы рубить». В ходу было и поднятие на дыбу: жертвам этого метода «привязывали к ногам тяжелые колодки, на кои ставши палач подпрыгивал и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих, хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били кнутом по обнаженной спине так, что кожа лоскутьями летела».

📒 Как правило, сажали в тюрьмы «безысходно», то есть навсегда, пока от мучений узника не избавляла смерть. К примеру, крестьянин Калужской губернии Степан Сергеев просидел 25 лет, а крестьянин Вятской губернии Семен Шубин — 43 года.

📒 Церковь расправлялась со своими противниками руками светских властей. Священники требовали предать того или иного отступника пыткам и сожжению, а правители исполняли такие просьбы.

📒 Сами мирские владыки тоже проявляли порой лютую ненависть к «неверным». Иван Грозный ненавидел евреев. При взятии русскими войсками Полоцка всех представителей этого народа в «воду пометали», щадили только тех, кто принимал православие. В Смоленске же иудеев сжигали.

📒 Смертью грозил переход из православия в иудаизм. Таких случаев было немного. Но наказание сохранилось даже в XVIII веке. В 1738 году в Петербурге был сожжен морской офицер Александр Возницын вместе с евреем, склонившим его к иудейской вере.

📒 Царь-реформатор Петр I, проявляя терпимость к католикам и лютеранам, жестоко преследовал раскольников. При нем нижегородский епископ Питирим сам пытал староверов и наказывал их вырезанием ноздрей. Насильно в православие он обратил почти 68 тысяч человек. Полторы тысячи были замучены до смерти.

📒 Старался избавить русскую землю от этой «скверны» и еще один соратник царя — новгородский архиерей Иов. Проявлял он такое усердие, что управляющий Олонецкими заводами де Геннин просил Петра I освободить из заточения опытного мастера Семена Денисова и остановить преследования раскольников‑рабочих, чтобы на заводе было кому работать. Просьба осталась неуслышанной...

📒  В борьбе за чистоту веры православные деятели не знали меры. Причем самым суровым гонениям подвергались не представители других религий или конфессий, а православные, но ушедшие в раскол.

📒  И все же вряд ли православную «инквизицию» можно сравнить, например, с испанской, которая только с 1481 по 1498 год отправила на костер 9 тысяч еретиков. При этом три миллиона иноверцев — евреев и мавров‑мусульман — отправились в изгнание. А чего стоит смертный приговор всем (!) жителям Нидерландов.
За колдовство, по разным исследованиям, в Европе с XIV по XVIII век сожгли от 20 до 60 тысяч человек. В «охоте на ведьм» усердствовали как католики, так и протестанты. Последняя в Европе казнь за колдовство случилась в 1782 году, причем в протестантской просвещенной Швейцарии.
А последняя в мировой истории ведьма была сожжена в католической Мексике вообще в XIX веке, в 1860 году.

📒  В России ведьм и колдуний оставили в покое гораздо раньше. Да и до этого мы не могли похвастаться «европейскими масштабами» в борьбе с ними.

📒 Известной мученицей-раскольницей была боярыня Феодосия Морозова. Подруга первой супруги царя Алексея Михайловича, представительница знатнейшего рода, она превратила свой московский дом в центр старообрядчества.
Долгое время благодаря авторитету и связям ей удавалось избегать жерновов инквизиции. Но в одну из ночей архимандрит Чудова монастыря Иоаким ворвался в дом к боярыне со своими людьми и велел надеть на нее кандалы.
Морозову вместе с сестрой и подругой бросили в монастырскую тюрьму. Женщин уговаривали отказаться от старообрядчества, но они стойко держались своей веры.

📒 Заступником влиятельной боярыни выступил даже патриарх Питирим. Но Иоаким был непреклонен. Староверок пытали плетьми и дыбой. В конце концов их приговорили к сожжению. Но на защиту знатных узниц поднялось московское боярство — и костер отменили. Однако спасти женщин все равно не смогли — всех трех уморили в тюрьме голодом.
📒  Сподвижница протопопа Аввакума Феодосия Морозова (1632–1675) за приверженность к «старой вере» была лишена имения и заточена в монастырскую тюрьму.
* Василий Суриков «Боярыня Морозова» (1884-1887)

Комментарии

  • 20 июн 2019 07:00
    Не буду я никаких цитат приводить...тем более убийства оправдывающих.( Вопрос - есть ли такие цитаты ? ) . Ваххабизм - самое бесчеловечное и кровожадное  ответвление...искажающее и порочащее. - Я как и любой нормальный человек ,  с каждой буквой вами напечатанной согласен...   Само явление есть ?
  • 20 июн 2019 10:24
    Чем большее количество религий, тем больше всяких негативных явлений и разногласий
    Чем больше разногласий, тем меньше мира
  • 20 июн 2019 10:29
    Это и ежу понятно!!!
  • 20 июн 2019 15:17
    По поводу разногласий и отсутствия мира между людьми ежу понятно?
    Ежу то может это и понятно, а людям?
  • 20 июн 2019 15:41
    Значит ёж превосходит человека по умственному развитию:-D:-D:-D
  • 20 июн 2019 15:55
    Так он и превосходит по умственному развитию только потому, что ему на мозги никто "не капает", его психика не подвергается обработке, он свободномыслящее существо, думает только СВОЕЙ головой. Вот она у него хорошо и работает... соображает... :-)
  • 20 июн 2019 16:09
    Золотые слова вот бы это черти в рясах понимали:-D:-D:-D
  • 21 июн 2019 14:37
    Спор

    Тут, неладной песне кладя конец,
    Вдруг ударил Владимир по столу:
    — Аль ты наших слов не слыхал, певец?
    Аль решил на своем упорствовать?
    Твой Дажбог — не бог. И не бог — Перун.
    Русский люд их, как сказку, выдумал.
    И чтоб впредь ни в слове, ни в звоне струн
    Не слыхать нам про этих идолов!
    Мы иного господа чтить велим.
    Хватит бесу молиться черному!
    Всех перунов днесь мы огнем спалим,
    Как нечистую силу чертову!

    Издавна круты на Руси князья,
    Но певцы еще своевольнее.
    Никакой уздой усмирить нельзя
    Их ретивое слово вольное.
    Рек Боян: — Обойди ты всю Русь кругом,
    Огляди ты всю твердь до донышка:
    Всюду жив Перун — то небесный гром,
    Всюду жив Дажбог — красно солнышко!
    Зря ты, князь, гонясь за чужим умом,
    Вздумал ныне свой укорачивать,
    Да людские души в краю родном
    На испод вертеть, выворачивать.
    Родовые корни прочнее стен.
    А коль вырубить корни дерева,
    Попадет народ в чужеземный плен,
    Обескровится слава дедова!
    Говорю тебе: не ломай уклад.
    Только попусту будешь мучиться.
    Песни новые прежних не заглушат,
    Ничего у них не получится!

    Князь Владимир, яростью обуян,
    Грохнул вновь десницей тяжелою:
    — Не перечь, Боян! Помолчи, Боян!
    Пожалей свою буйну голову!
    А Боян ему: — Не стучи рукой!
    Не закажешь Перуну царствовать!
    Довелось ему пятьдесят веков
    На родной Руси государствовать.
    Это он Царьград с нашим войском брал.
    Это он был заветом мужества.
    Это он с косогами шел на брань,
    Обрядясь в доспех Ильи Муромца.
    Это он парней закалял в боях,
    Чтобы души в покой не кутали,
    Чтоб ценили выше всех прочих благ
    Буревой размах русской удали!
    Не учил Перун: коли бьют в щеку,
    Подставляй другую смирнехонько,
    А учил Перун дать отпор врагу,
    Чтоб обидчик завыл тошнехонько!
    Оттого Святослав был так люб ему!
    Русь не знала верней хранителя!
    Знать, Перун по образу своему
    Сотворил такого воителя!
    И когда Ольга-матушка на Босфор
    За заморским крещеньем плавала,
    Святослав не зря затевал с ней спор.
    Вспомни, князь, слова Свягославовы!
    Он зело стыдобил княгиню-мать,
    Он в сердцах вопрошал с презрением:
    «Не срамно ль дружину нам потешать
    Непотребным чужим крещением?!»

    Коль ты примешь, князь, христианский «лад»,
    К нам на Русь, говорю заранее,
    Вороньем церковники налетят,
    Навезут «святое писание».
    Хоть писание это «святым» зовут,
    Трудно книгу сыскать развратнее.
    В ней и ложь, и грязь, и постыдный блуд,
    И вражда, и измена братняя.
    Занедужим мы от их «аллилуй»,
    Что во сне-то у нас не виданы!
    Будут петь на Руси: «Исайя, ликуй!»
    Будут славить псалмы Давидовы.
    Чужеродные, чуждые словеса
    Заскрежещут арбой немазанной.
    И пойдет от них увядать краса
    Речи русской, шелками вязанной!
    Коли деды клюкву одну едят,
    Скулы внукам сведет оскомина.

    Много бед церковники натворят,
    Истерзают народ расколами.
    Встанет брат на брата и род на род!
    Ох, люта вражда промеж близкими!
    Вновь усобица по Руси пойдет,
    Самый подлый наш ворог искони!
    Не к добру, не к добру ты задумал, князь,
    Звать на Русь заморских пресвитеров! —
    Плюнул старец в гриднице, распалясь,
    И ушел, тот плевок не вытерев.

  • 21 июн 2019 14:42
    Лик Перуна

    Долго правил Русью
    Владимир-князь.
    Сквозь далекие расстояния
    Из седых веков долетел до нас
    Громкий сказ про его деяния.
    Сколько всякой дивности золотой,
    Медь да бронзу, ковры да статуи,
    Вместе с Анной, новой своей женой,
    Князь из Корсуня взял богатого!
    Сколько Киев вскинул на теремах
    Петушков да флюгарок башенных,
    Сколько храмов выросло на холмах,
    Всею хитростью изукрашенных!..

    Стала гридница княжья еще пышней,
    Все в ней сыщешь, что в мире ценится:
    Звон ковшей, застолица, шум гостей —
    Полной чашею так и пенится!
    Все порядки в доме на новый лад,
    Князь дружину свою побаловал:
    Деревянными ложками не едят —
    Всем серебряные пожаловал.

    Постаревши, князь то и знай ходил
    В Десятинный храм с перезвонами,
    И, крестясь, подолгу стоял один
    Под сияющими иконами.
    Вспоминая время былых тревог,
    Он глядел на Христа-Спасителя:
    «Был не прав Боян, православный бог
    Одолел Перуна-воителя!
    Вишь, как гордо светит под потолком,
    Промеж риз, серебра узорного,
    На весь мир первейшая из икон —
    Образ Спаса Нерукотворного!»

    Вот однажды… вечер туманный был…
    Птичий крик пред грозою множился…
    Князь Владимир в церкви поклоны бил
    Да невесть о чем все тревожился…
    Вдруг, вглядевшись, от ужаса замер он:
    Вместо Спаса Нерукотворного
    Глянул, хмуря брови, со всех икон
    Лик Громовника непокорного!
    Затуманились очи в недобрый час,
    Расстучалося сердце старое:
    На царьградских досках был кроткий Спас,
    А на русских — зрит око ярое!
    И других угодников не узнать!
    Начал князь от испугу пятиться:
    Где Илье Пророку привычно мчать,
    Там Перун в колеснице катится…

    Знать, художники русские за года,
    В нарушенье письма канонного,
    Подверстали под благостного Христа
    Бога предков своих, исканного!
    А ведь в споре, много годов назад,
    Предрекал Боян то же самое:
    «Песни новые старых не заглушат!
    Русь не сломишь! Она упрямая!»
    И подумал князь в тот тяжелый миг:
    «Видно, зря я народ примучивал,
    Зря силком богов насаждал чужих,
    Зря кострами Русь переучивал!»
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    В ту же ночь в округе поднялся гам,
    Воронье в степи раскричалося:
    Под покровом тьмы к городским стенам
    Кочевая орда подкралася.
    Это вновь на Русь печенежский хан
    Налетел из гнездовья змиева,
    И петлею горло сдавил аркан
    У пресветлого града Киева.
    И покинув жен, в грозовой ночи,
    По гудку трубача зловещего
    Вышли русичи «позвонить в мечи»,
    Как у нас издавна завещено!..
    Засветилась в темной степи роса,
    Заплескалися крылья воронов.
    За увалом скопившаяся гроза
    Широко обступила воинов.
    Вспыхнул луч зарницы, огнем прошит,
    Видно: быть тут грому великому!
    Утром солнце, как будто червленый щит,
    Залилось кровяными бликами.
    И начался тут небывалый бой!
    Зазвенели клинки булатные.
    И схлестнулись кони промеж собой.
    И прогнулись доспехи ратные.

    У степных рысаков — волчий блеск в глазах,
    Мечут в битву все новых ратников.
    А уносят — свисших на стременах —
    Безголовых, безруких всадников.

  • 21 июн 2019 14:42

    Наседает враг. Прет и прет, жесток.
    Русский, строй чуть-чуть посторонится,
    Кинет наземь колкий стальной «чеснок» —
    Горек тот «чеснок» вражьей коннице!
    У кочевников сабля длинна, остра,
    Словно месяц промежду звездами,
    Да хоть сабля остра, все ж мечу не сестра:
    Сталь меча — обоюдоострая!
    Меч махнет — и две головы долой!
    А лихие рубаки русские,
    Будто в поле заняты молотьбой,
    Бьют и бьют по снопам без устали!
    Уже досыта жаркая нива та
    Горевыми костьми засеяна,
    Уже дочерна кровушкой полита,
    Ветром смерти стократ провеяна.
    Уже в том пиру не хватило вин!
    Уже вороны тучей хлынули!
    Но ни русс, ни яростный половчин
    Еще стяг победы не вскинули!

    Вот где князь-то киевский приуныл,
    Со стены эту битву видевший,
    Оттого, что много он показнил
    Боевых разудалых витязей!
    Все напористей, русичам вперерез,
    Рвется к городу вражья конница,
    И уже решительный перевес
    К полосатым халатам клонится!

    Вдруг на русской воинской стороне
    Чьи-то очи блеснули углями,
    И седок на белом, как дым, коне
    Пролетел стрелой под хоругвями.
    В непроглядном мраке грозовых туч
    Взвился меч-кладенец невиданный,
    И победно он засверкал, могуч,
    Из серебряных ножен вырванный.
    Тут как начал всадник мечом играть,
    Вырубать в рядах промежуточки —
    Одним махом улицы выстригать,
    А другим косить переулочки!
    Было взять с кого удалой пример
    Русским витязям в миг сражения!
    Было где оружию погреметь,
    Когда Русь пошла в наступление!
    Словно бурей, подлых врагов смело!
    Вмиг очистилось небо ясное.
    Над притоптанным ковылем взошло
    Солнце ласковое, прекрасное!
    Но никто из витязей не признал
    Позабытого миром облика
    Того воина, что с мечом промчал
    На коне огневом как облако!..

    Может, все это просто досужий слух,
    Просто сказка одна красивая…
    Ну, а правда в том, что наш русский дух
    Не сломить никакою силою!
    От глубоких корней наша Русь пошла,
    Ее стебель далече тянется.
    Как великой прежде она была,
    Так великой и впредь останется!