«Я чуть было не потерял веру»

Открытое письмо бывшего семинариста РПЦ МП , иеродиакона Владимира (Морева)
Здравствуйте!
Я окончил одну из провинциальных семинарий. Когда мы с товарищами поступили на первый курс, все были православными воцерковленными людьми.
Лишь несколько человек попалось «залетных», которые ошиблись с выбором учебного заведения.
Всех нас , с первых же дней учебы , неприятно удивил преподаватель, подстриженный на манер ксендза, в футболке и спортивных штанах.
Впоследствии оказалось, что он иеромонах и помощник инспектора.
Насторожили нас и студенты, уже окончившие первый курс. Некоторые из них открыто высказывали экуменические и латинские заблуждения, курили и ругались матом.
Мы, новички, вступали с ними в диспуты и негодовали, но оказалось, что это лишь «цветочки», а «ягодки» нас ожидали впереди.
На втором курсе стало еще сложнее.
Некоторые предметы вели иеромонахи, в прошлом окончившие МДА.
Все они были стриженные и все , с нескрываемой симпатией , рассказывали о католичестве и экуменизме.
Некоторые из них преподавали по католическим учебникам и книгам, заставляя нас наизусть заучивать огромные отрывки еретического содержания.
На втором курсе многие студенты увлеклись экуменической риторикой.
Всем хотелось иметь хорошие оценки и слыть знатоком богословия. А для этого надо было пересказывать экуменические домыслы преподавателей или авторов экуменических учебников , вроде Илариона (Алфеева).
В итоге , в классе образовались три группы:
филокатолики – самая многочисленная,
ортодоксы – сторонники православных канонов и догматов, которые были в значительном меньшинстве;
а в третью группу входили студенты, колебавшиеся между этими двумя «полюсами».
Я тоже относил себя к третьей группе и старался больше присматриваться к тем и другим.
С каждым годом группа православных редела.
К четвертому курсу расклад был такой: два ортодокса, человек шесть филокатоликов и остальных – двенадцать.
Ортодоксам было нелегко: нередко приходилось выдерживать жесткий прессинг как от филокатоликов и их более умеренных собратьев, так и со стороны преподавателей католического направления.
Студенты действовали грубостью, а преподаватели вливали яд экуменической ереси и католичества в души будущих священников.
А ведь еще преподобный Исаак Сирин говорил:
«Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических».
Мои симпатии к ортодоксам сблизили меня с ними, но иногда меня посещал злой дух сомнения в вере и богохульства, который сеял в душе различные помыслы, говоря:
«А может они (т.е. преподаватели и студенты католического и экуменического направления) правы? Может быть, действительно, католики – не еретики?»
Борьба с этими сомнениями бывала иногда тяжелее, чем открытые дебаты.
Но постепенно я утвердился в православном понимании: ведь столько Святых Отцов ясно свидетельствуют, что католики – еретики!
Преподобный Феодосий Печерский пишет:
«Множеством ересей своих они <латиняне> всю землю обезчестили. <…> Нет Жизни Вечной живущим в вере латинской».
Святитель Марк Ефесский учит:
«Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними.
<…> Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего».
Преподобный Максим Грек говорит:
«Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую».
Однако, как свидетельствует русская народная пословица, «вода камень точит».
Когда человеку изо дня в день настойчиво повторяют одно и то же – что католики не еретики, католичество не ересь, а частное богословское мнение и т.д., тогда, если он не будет молиться и читать Святых Отцов, ему не устоять в Православии.
Этот рассказ – лишь об одном, далеко не самом худшем духовном учебном заведении.
В некоторых семинариях и академиях ситуация еще тяжелее. Самыми неблагополучными , в этом отношении , можно назвать Смоленскую семинарию, в которой допускаются , к преподаванию , католические патеры и ксендзы, а также Питерские: семинарию и академию.
Один мой знакомый студент, поступив в Санкт-Петербургскую Духовную академию и проучившись там год, перешел из Православия к баптистам.
В Белгородской епархии преподаватель духовного училища священник Владислав Сохин, начитавшись экуменической литературы и отравившись ее ядом, оставил Православие, принял ислам и в настоящее время пишет статьи против Православия.
В этих статьях он ссылается на таких еретических авторов, как Кассиан (Безобразов) и др.
А в библиотеке той семинарии, где я учился, такие книги выдавались свободно.
Часто преподаватели рекомендовали их , в качестве вспомогательной литературы , для подготовки к сочинениям.
В МДА существует так называемая аспирантура при Отделе внешних церковных связей, из которой студентов посылают учиться в папский восточный институт и в другие католические и протестантские учебные заведения.
Возвращаясь оттуда, эти «богословы» занимают руководящие и иные значимые должности в духовных учебных заведениях, а впоследствии – и в епископате РПЦ.
Яркий пример – епископ Иларион (Алфеев), разделяющий ересь Оригена , о временности мучений грешников в загробном мире и успешно продвигающийся все выше , по карьерной лестнице.
Конечно, было бы крайностью повально обвинять всех студентов духовных академий и семинарий, а также их преподавателей в склонности к экуменизму и латинству.
Есть в этой среде и верующие люди, которые , в меру своих сил сопротивляются ересям.
Среди них можно назвать иеромонаха Никанора (Лепешева) из Хабаровской Духовной семинарии.
Однако, к сожалению, не они сейчас «задают тон» и «делают погоду» в духовных школах РПЦ, а такие крикуны, как протодьякон-баснослов Кураев, который разделяет ересь Феодора Мопсуетского, осужденную Шестым Вселенским Собором, а также протоиерей Владислав Цыпин, который с серьезным видом учит, что у еретиков есть благодать.
Но кому мы должны больше верить?
Цыпину, получающему за свое «богословие» зарплату, или святителю Василию Великому, черным по белому написавшему:
«Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа»
(Первое правило).
Об атмосфере и общем настрое в духовных школах , Патриарх Кирилл осведомлен прекрасно.
Более того – он сам много лет усердно трудился над созданием именно такого духа.
Знает он об этом, потому и призывает монахов учиться в семинариях, обвиняя их в мнимой необразованности.
Но какой толк в образовании, если после такого обучения человек становится еретиком?
Воспоминания, Новодел
Иеродиакон Владимир (Морев)
19.05.2016 г.

Комментарии

Комментариев нет.