КАК ГОСПОДЬ БОГ ПОКАЗЫВАЛ ОБИТЕЛИ РАЯ СВЯТЫМ УГОДНИКАМ !


«И увидел я новое небо и новую землю; 

ибо, 

прежнее небо и прежняя земля миновали» 

(Апок. 21, 1)




«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Апок. 21, 1).

Здесь святой Иоанн Богослов указывает не на уничтожение твари, но на обновление ее к лучшему, 

как говорит апостол:

«сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 21).

И божественный псалмопевец говорит:

«как одежду.

Ты переменишь их и изменятся».

Ибо, обновление обветшавшего означает не уничтожение сущности, но освобождение от ветхости и морщин.

...Нужно заметить, что о небе и земле сказано:

«миновали» вместо «изменились», как мы изменимся, 

как бы

за, некоторого рода - смерть, почёл он изменение прежнего состояния и перемену к лучшему.

О море же, сказал:

«и моря уже нет».

Ибо, какая нужда в море, когда не будет у людей нужды плавать по нему или перевозить по нему в отдаленные места произведения земли?

К тому же, если море означает бурную и волнующуюся жизнь – и тогда не будет в нем нужды.

Ибо, во святых не останется тогда никакого возмущения или страха.

Подтверждает же, это мнение и Василий Великий, объясняя изречение Исаии:

«Который бездне говорит:

«иссохни!» и реки твои Я иссушу» (Ис. 44, 27).

«И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего» (Апок. 21, 2).

Он видел Святой Иерусалим новым;

новизна – знак изменения к большей светлости, которую получит вышний Иерусалим, от высших безплотных Сил нисходящий к людям, 

поскольку, 

общая глава обоих есть - Христос Бог наш.

Самый же, город составляется из святых, о которых написано:

«подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (Зах. 9, 16), 

имея 

краеугольным камнем Христа.


Называется он городом, как обитель Царственной Троицы, 

ибо, 

в нём обитает и ходит Она, по обетованию (1Кор. 6, 16).

Невестой же, называется, как прилепляющийся Владыке и соединяемый с Ним, высшим и нерасторжимым соединением.

Украшенной же, именуется, как внутри себя имеющая, по Псалмопевцу (Пс. 44, 10), славу и красоту в разнообразии добродетелей.






«И услышал я громкий голос с неба, говорящий:

се скиния Бога с человеками и Он будет обитать с ними;

они будут Его народом и Сам Бог с ними будет Богом их.

И отрет Бог всякую слезу с очей их» (Апок. 21, 3–4).

Открывается святому, что скиния эта будет истинной:

её прообраз был показан Моисею, а теперь - Церковь служит её образом.

В этой, нерукотворной скинии не будет ни плача, ни слез, 

ибо 

Податель вечной радости дарует святым видеть непрестанное веселие.

«И смерти не будет уже;

ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Апок. 21, 4).

И это по Писанию:

«печаль и вздохи удалятся» (Ис. 51, 11).

А слова:

«прежнее прошло» означают, что страдания святых и надмение нечестивых получат конец, соответственный каждому из них. 


Святитель Андрей Кессарийский.






Как особенность нового Иерусалима тайновидец указывает на то, что в нем нет храма:

«храма же я не видел в нем...»

И как бы, предусматривая, что эта необычайность покажется слишком поразительной и неимоверной, что будут спрашивать, как можно быть граду Божию без храма Божия, он, тотчас объясняет, 

почему это так:

«Ибо, Господь Бог Вседержитель – храм Его и Агнец» (Апок. 21, 22).

Как бы, так сказал он:

человечество там совершенно и возвышено до того, что твари не заслоняют и не закрывают от него присутствия Божия;

в это святое присутствие входят там непосредственно, не имея нужды в особом святом месте, являющем это присутствие.

Нет нужды в храме потому, что человек живет в Боге и во Христе, как В храме и в Нем Самом без труда обретает всё, к чему мы стремимся проникнуть посредством храма.

Если и там, сотворенное око не объемлет несотворенного Света и потому, нужно, некоторое снисхождение и умерение Света неприступного, 

это совершает там открытый Свет Богочеловека Иисуса, 

Который, Своим человечеством низводит и умеряет Свет Божества и Своим Божеством просвещает и делает блаженным человечество. 


Филарет, митрополит Московский (113, 692).



Комментарии

Комментариев нет.