МУКИ ВЕЧНЫЕ - ЕСТЬ МУЧЕНИЯ СОВЕСТИ.

Видим, как люто и тяжко мучение злой совести.
Иуда не стерпел мучения своей злой совести – и оттого удавился.
Предпочел смерть - жизни.
Христианин!
Берегись раздражать совесть, чтобы не претерпеть того же, но храни свою совесть, как хранишь свою жизнь.
Нет злейшего мучителя, чем злая совесть.
Берегись уязвлять её и безпокоить грехами.
Избери лучше умереть, чем согрешить против совести.
Этого и обязанности христианина от тебя требуют.
Если зеркало чисто, то всё ясно отражает и недостатки на лице – не только дальшие,
но и малые - видны в нем.
Так и чистая совесть – и самые малые пороки усматривает, и покаянием, слезами и верою омывает их человек.
Это рассуждение призывает тебя очувствоваться, вникнуть в закон Божий,
который
наши грехи показывает и обличает.
И покаяться, и очистить совесть прилежным рассмотрением этого закона, покаянием и верой,
и так начать новую жизнь,
чтобы не раскрылись потом, перед всем миром, твои грехи,
которые ныне
ты сам, один хочешь увидеть и познать, и так очистить их.
Видишь, что запыленное или закопченное зеркало ничего не отражает, хотя в него и смотришь,
но если хочешь в нем увидеть свое лицо и его недостатки, нужно протереть зеркало.
Так и совесть человеческая:
когда, многими, греховными пороками и беззаконной жизнью запачкана, человек в ней не замечает пороков, прилипших к душе и так весь запачканный ходит
и из греха в грех безстрашно впадает.
Бедственно и плачевно такое состояние!
Не видит он скверны и мерзости своей.
Но увидит, когда раскроются книги на позор всему миру,
Ангелам и людям,
и предстанут перед лицом его - грехи его, как говорит :
Вот:
«Изобличу тебя и представлю пред глаза твои, грехи твои».
Святитель Тихон Задонский.




«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».

Стало быть, как бы, мы ни прятались со своими худыми делами, 

им, независимо от нас, 

ведется запись, которая, в свое время и будет предъявлена.

Что же, это за хартия, на которой ведется эта запись?

Совесть наша.

Заставляем мы, её,  иногда молчать – Она и молчит.

Но, хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим.

Как же быть, если, там записано много плохого?

Надо изгладить написанное.

Чем?

Слезами покаяния.

Эти слёзы всё смоют и никакого следа не останется от того плохого, что было записано.

Если же, не смоем, ТО на суде придется самим перечитать всё написанное.

А так, как, тогда правда будет властной в сознании, 

то сами же 

и суд себе произнесем, а Господь утвердит его.

Тогда будет решение безапелляционное, 

потому что 

всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет.

И всё это совершится во мгновение ока:

взглянешь и увидишь, что ты такое;

и от вездесущего Господа, тотчас же, услышишь подтверждение суда;

а затем – всему конец... 


Святитель Феофан Затворник.



Обличителем и обвинителем, каждого подсудимого (на Страшном Суде), будет его совесть, внезапно исцеленная от слепоты, от обаяния грехом... 


Святитель Игнатий (Брянчанинов)



Комментарии