ПРОЧИТАЙТЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ, КОТОРЫЕ ВЫБРАЛИ ХРИСТА И ПУТЬ СПАСЕНИЯ ВО ХРИСТЕ, ПУТЬ ИСТИНЫ И ЛЮБВИ БОЖИЕЙ !!!

( Очень важное повествование для всех нас !!! Имеющий уши да услышит !!!)
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии и просты, как голуби». (Матф. 10:16)
– Новый закон брани, данный Апостолам.
– Кроткие побеждают силою благодати, хотя, должны оказывать и свое содействие.
– Что разумеется под мудростью змииной.
– Удобоисполнимость заповеди Христовой подтверждается примером Апостолов.
– Послушание Апостолов Христу.
1. После того, как Господь благословил и обезпечил Апостолов, относительно их пропитания
и отверз им все дома
Он и самый вход их, в чьи то, дома сделал честнЫм - достойным уважения,
повелевая им входить не как бездомным, скитающимся и нищим,
но как, таким людям,
которые, гораздо почтеннее самих принимающих их.
(Это именно дал Он разуметь, как словами:
«трудящийся достоин пропитания» (Мтф. 10:10),
так и повелением осведомляться о достойных и у них оставаться,
а равно,
повелением приветствовать приемлющих
и угрозой жестоких казней не приемлющим).
Когда, таким образом, Он освободил их от заботы о пропитании,
вооружил знамениями,
сделал их, как бы, железными и адамантовыми,
отрешив от всего житейского попечения
и освободив от всех, временных суетных забот
– тогда-то Он начинает говорить уже и о тех бедствиях,
которые имели их постигнуть, в их апостольстве
и не только о тех,
которые должны были наступить вскоре,
но и о тех,
которые имели последовать по прошествии многого времени
и таким образом,
заранее, приготавливает их к брани против дьявола и его служителей.
Этим достигалось многое:
во-первых, Апостолы узнали силу предведения Его;
во-вторых, никто уже не мог думать, что эти бедствия происходят от безсилия Учителя;
в-третьих, те, которые, должны были терпеть эти бедствия, не могли ужасаться их, как непредвиденных и неожиданных;
в-четвертых, слыша это, Апостолы не должны были смущаться и при наступлении времени крестных страданий – как они смутились в то время,
когда Он, обличая их, говорил:
«от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше; и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь» (Иоан. 16:6, 5)?
Впрочем, Он о Себе еще ничего не говорит;
не говорит, например,
что Он будет связан, мучим и умерщвлен, чтобы этим не возмутить сердец их;
а только предсказывает им то, что имело с ними случиться.
Далее:
чтобы они поняли, что им предлежит новый закон брани и чудный образ ополчения,
Он, посылая их фактически ни с чем,
с одной одеждой, без обуви, без жезла, без меди при поясе, без сумы
и повелевая самое пропитание получать от тех, которые их принимают
и тем, не кончил Своего слова,
но, показывая, несказанную силу Свою, говорит:
вот, как вам должно идти (на проповедь):
показывайте овечью кротость, хотя, вы должны идти против волков и не просто, против волков, но и посреди волков.
И не только, кротость овечью Он повелевает иметь им,
но и голубиное незлобие.
Я покажу Мою крепость, в особенности, в том, что овцы преодолеют волков
и находясь, среди них
и подвергаясь безчисленным угрызениям,
не только не истребятся, но преобразят и их самих.
А гораздо удивительнее и более значит
– изменить расположение воли и преобразовать ум,
нежели умертвить,
в особенности,
когда овец - только двенадцать,
а лютых волков - полна вся вселенная.
Итак, устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов как волки.
Доколе, мы будем овцами, дотоле будем побеждать;
хотя бы
и безчисленное множество волков нас окружало,
но мы их преодолеем и победим.
Если же, будем волками – будем побеждены,
потому что,
отступит от нас помощь Пастыря (Он пасет не волков, а овец);
Он оставит и удалится от тебя, потому что, ты не дашь открыться Его силе.
Когда ты показываешь в злостраданиях кротость, то вся победа Ему принадлежит;
а когда, сам нападаешь и сражаешься, помрачаешь победу.
Смотри же:
кто те, которым даются, столь тяжкие и неудобоисполнимые повеления?
Это люди боязливые и простые, некнижные и неученые, вовсе, не знатные, вовсе, не образованные по внешним законам, не занимавшиеся судебными делами, рыбари, мытари, исполненные, только, безчисленных недостатков.
Если, эти последние могли привести в замешательство и людей важных, и великих,
то, как же,
не могли они привести в отчаяние и ужас людей,
вовсе,
неискусных и никогда не помышлявших ни о чем достохвальном?
Но они не привели их в отчаяние.
Но, может быть, иной скажет:
так, тому и быть надлежало,
потому что,
Он дал им власть очищать прокаженных и изгонять бесов.
А я на это скажу, что это-то, самое и должно было привести их еще в большее смущение,
когда,
несмотря, на данную им власть, воскрешать мертвых,
им следовало терпеть такие ужасные бедствия на судилищах, заключение в темницы, нападение от всех,
общую ненависть вселенной
и подвергаться таковым бедствиям, имея власть творить чудеса.
И какое было для них утешение во всех этих бедствиях?
– Сила Посылающего.
Потому-то, Он, прежде всего и сказал:
«вот, Я посылаю вас».
Этого довольно для вашего утешения;
Этого довольно для того, чтобы, вас ободрить
и чтобы,
вам не бояться никого из противников ваших.
2. Видишь ли, ты могущество?
Видишь ли, власть?
Видишь ли, непреодолимую силу Божию?
Слова Его имеют такой смысл:
не смущайтесь, говорит Он, что Я вас посылаю, как овец среди волков и повелеваю, чтобы вы были, как голуби.
Я мог поступить иначе:
Я мог не попустить претерпевать вам, какое-либо зло и не предавать вас, как овец волкам;
Я мог сделать вас страшнее львов.
Но, лучше этому быть так:
это и вам приносит более славы и Мою возвещает силу.
Так же, Он говорил и Павлу:
«довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9).
Такова Моя воля относительно вас.
Итак, когда Господь говорил:
«вот, Я посылаю вас, как овец»
– давал им разуметь:
не унывайте, Я знаю, Мне совершенно известно,
что вы, в особенности
поступая, таким образом, не будете никем побеждены.
Далее, чтобы они,
сколько-нибудь и сами от себя содействовали,
чтобы не всё казалось делом одной благодати
и чтобы не подумали,
что они получают венцы ни за что,
– говорит:
«будьте мудры, как змии и просты, как голуби».
Но поможет ли, нам, сколько-нибудь скажут, наша мудрость в таких опасностях?
И можно ли, иметь, какую-либо мудрость, когда нас обуревают такие волны?
Сколько бы, овца мудра ни была, но, что она может сделать среди волков и притом, среди, такого множества волков?
Сколько бы, ни был незлобив голубь, но, что ему делать при нападении такого множества ястребов?
Для безсловесных, тут, нет никакой пользы,
а для вас – польза величайшая.
Но посмотрим, какая здесь требуется мудрость.
Мудрость змеиная.
Как змей ничего не бережет и когда, самое тело его рассекают на части, не сильно защищается,
чтобы,
только соблюсти голову,
так и ты, говорит Христос, всё отдай:
и имение, и тело, и самую душу – кроме веры.
Вера - есть глава и корень;
если ты сохранишь ее,
то, хотя бы и всё потерял, опять все приобретешь с большей славой.
Вот, почему Господь и повелел быть им не простыми только и незлобивыми, и не мудрыми только,
но совокупил то и другое,
чтобы из того и другого составилась добродетель:
Он требовал змеиной мудрости для предостережения от опаснейших поражений,
а голубиного незлобия – для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы,
потому что
нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием.
Что может быть строже этих повелений?
Не достаточно, только претерпевать бедствия:
нет, – говорит,
– Я не позволяю тебе за то, даже и гневаться (это и значит быть голубем).
Походит на то, как если бы, кто-нибудь, бросив трость в огонь, повелевал ей не только не сгорать в огне, но и погасить огонь.
Но не будем смущаться: эти повеления сбылись, исполнились и самым делом совершились.
Люди, одного и того же, а не другого с нами естества, бывали и мудры, как змеи, и незлобивы как голуби.
Итак, да не почитает, кто-либо этих повелений, вовсе неудобоисполнимыми.
Господь, лучше всех знает естество вещей;
Он знает, что дерзость погашается не дерзостью,
но кротостью.
И если хочешь видеть, как это совершается на самом деле,
то прочитай книгу Деяний Апостолов
и увидишь,
сколько раз, когда восставал, против них, народ иудейский и скрежетал зубами,
они, подражая голубю и отвечая иудеям с надлежащей кротостью,
угашали их ярость, прекращали неистовство, утишали страсти.
Так, когда иудеи говорили им:
«не запретили ли, мы, вам накрепко учить о имени сем» (Деян. 5:28)?
– то, апостолы, имея власть творить безчисленные чудеса,
не сказали и не сделали ничего грубого,
но со всей кротостью защищались,
говоря:
«судите, справедливо ли, перед Богом слушать вас более, нежели Бога»
(Деян. 4:19).
Видишь ли, голубиное незлобие?
Но, вот и мудрость змеиная:
«мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Матф. 10:20).
Видишь, какая потребна во всем твердость, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражиться в гневе?
Потому-то, Христос и сказал:
«остерегайтесь же, людей:
ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас и поведут вас к правителям и царям за Меня,
для свидетельства перед ними и язычниками» (Матф. 10:17–18).
Изъяснение 10:16–22.
Беседы на Евангелие от Матфея
Святитель Иоанн Златоуст

Комментарии