КВ-220.

Советские разработки тяжёлого танка
Летом 1940 года после Зимней войны (Советско-финляндской) и сравнительных испытаний было принято решение закрыть работы над тяжёлыми танками СМК и Т-100, и начать работу по модернизации танка КВ-1, который был в серийном производстве. 17 июня 1940 года было принято постановление № 1288-495сс от СНК СССР и ЦК ВКП(б), где было указано Кировскому заводу создать 2 танка на базе КВ с бронёй 90-мм, и ещё два танка со 100-мм бронёй (танки с одинаковой бронёй были с разными орудиями, одни с 76-мм орудием Ф-32, другие с 85-мм орудием Ф-30), и ещё самоходную установку со 152-мм орудием БР-2.
Танк со 100-мм бронёй на Кировском заводе стали обозначать как Т-220, КВ-220 или Объект 220. Сначала ведущим инженером был назначен Л.Е. Сычёв, позднее Б.П. Павлов. И уже 5 декабря 1940 года был изготовлен первый образец.
Сравнивая КВ-220 с обычным КВ, то в первую очередь у КВ-220 бронирование достигало до 100-мм. Для КВ-220 была разработана новая башня, в которой было установлено 85-мм орудие Ф-30. Данное орудие было специально спроектировано для этого танка в КБ завода № 92 под руководством Грабина и осенью 1940 года успешно прошло испытания в танке Т-28. Это увеличило массу танка, что привело к удлинению шасси (7 опорных катков и 4 ролика на один борт). В качестве силовой установки вместо двигателя В-2К мощностью 500 л.с использовался опытный четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный двигатель В-5 мощностью 700 л.с., или по другим данным В-2Ф мощностью 850 л.с. Экипаж танка и приборное оборудование не изменились. 30 января 1941 года опытный образец КВ-220 поступил на испытания, но на следующий день испытания были прекращены, из-за выхода из строя двигателя.
В марте 1941 года руководство Красной Армии получило от разведки информацию о том, что в Германии разработаны более бронированные танки, которые уже поступают на вооружение Вермахта. Было решено принять ответные меры, и уже 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняло постановление №827-345сс, в котором определялись новые параметры для танка КВ-3. Так, танк должен был иметь бронирование до 120-мм, новую башню с вооружением 107-мм орудием ЗИС-6. Новый танк получил заводское обозначение Объект 223 и был разработан на базе танка КВ-220. Ранее название КВ-3 планировалось дать танку Т-150, с бронёй 90-мм и 76-мм орудием Ф-34.
20 апреля 1941 года танк КВ-220 был увеличен в массе до 70 тонн (расчетной массы КВ-3) и новым двигателем, вышел на испытания. 20 мая танк был отправлен на капитальный ремонт. Помимо текущих доработок на него установили форсированный двигатель В-2СН мощностью в 850 л.с. Последний этап испытаний проходил с 30 мая по 22 июня и был прерван в связи с начавшейся войной. К этому времени танк прошёл 1985 км.
После нападения Германии на Советский Союз танкостроительные программы были серьёзно пересмотрены. Так 26 июня 1941 года вышел приказ №253сс Наркомата Тяжёлого Машиностроения, согласно которому, подготовка производства КВ-3 с Кировского завода снималась и переносилась на Челябинский тракторный завод. Но КВ-220 не был эвакуирован в Челябинск, а находился на Кировском заводе. И только в начале октября 1941 года было принято решение передать опытные танки в войска. Танк прошёл необходимый ремонт, на нём была уставлена башня от серийного КВ с 76,2-мм орудием ЗИС-5 и отправили на фронт.
Применение танка в бою
16 октября 1941 года танк был отправлен в распоряжение 124-й танковой бригады. Командир бригады Д. И. Осадчий в своих воспоминаниях писал следующее:
"Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 тонн и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих «юнкерсов». Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал «Воздух!» Танк поступил в мою роту и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.
В декабре 1941 года (точной даты я не помню) наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно - железнодорожный мост, форсировать р. Тосна и во взаимодействии с частями 43-й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Панкина, танковый взвод 1-го батальона и танк «За Родину» моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через р. Тосна и удержать плацдарм до подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнём немецких тяжелых орудий и с ним пропала радиосвязь.
Окончание в комментарии к 1-му фото.

Комментарии

Комментариев нет.