31 декабря, солист балета Большого театра в 1992-2013 гг.

, народный артист РФ, народный артист Северной Осетии, дважды лауреат Государственной премии РФ, трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Николай Цискаридзе отметил 47-й день рождения!

* Все зависит от системы образования, которая в последнее время очень сильно просела. Я не раз поднимал этот вопрос на различных советах федерального уровня, в том числе на Совете по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, который создан указом президента РФ и который возглавляет Валентина Ивановна Матвиенко. Современные дети категорически не знают русские сказки, вообще русскую литературу. Они великолепно разбираются во "Властелине колец", потрясающе знают "Гарри Поттера". Но если мы спросим детей на улице, то ни один ребенок не скажет, что "Красавица и Чудовище" - это "Аленький цветочек", и для меня это очень неприятный симптом. Я не отрицаю, что "Красавица и Чудовище" - это очень талантливо сделанный фильм. Но хотелось бы, чтобы российские граждане знали не только "Белоснежку и семь гномов", но и "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях", и понимали, как они связаны. Я говорил об этом и когда был артистом, а теперь, когда я уже семь лет возглавляю одно из старейших учебных заведений в нашей стране, могу приводить примеры без конца.

*Уже будучи педагогом, однажды в Москве я повел учеников в Третьяковскую галерею. Там есть целый этаж, посвященный русской иконе, я показывал им экспозицию, рассказывал об Андрее Рублеве... А потом мы пошли в действующую церковь посмотреть на Казанскую икону Божьей Матери. И одна девочка отказалась входить в православный храм, потому что она мусульманка. Я тогда первый раз задумался о том, что нас окружают люди других конфессий, что между нами есть разница, которую надо учитывать. Конституция - это юридический документ, в котором сказано, что у нас многоконфессиональная страна, при этом Российская Федерация - светское государство.

* Мне часто говорят, что я выступаю за цензуру. Но я не за цензуру, я за здравомыслие, логику и за уважение. Хотя бы к событиям своей истории.

* Балет - это каторга в цветах. Я не пожелал бы им заниматься даже врагу. 

* Мужчиной вообще трудно быть. Мужчина – это, на мой взгляд, не просто человек, который женат на женщине или исполняет какие-то половые функции. Мужчина – это все. Для меня мужчина перестает быть мужчиной, если он посмел совершить немужской поступок. В Грузии, где я вырос, к этому очень серьезно относились. 

* На протяжении долгих лет нашу культуру – я говорю прежде всего о балете – возили на автобусах по всему миру как бродячие труппы. Сколотить небольшую бригаду, нарядить её в дешёвые костюмы и показывать шедевры классики. Постановки эти были ужасающего качества. В карантин «лавочка прикрылась», и это колоссальное счастье для искусства, для русского балета. До карантина в Москве чуть ли не в каждом театре давали «Лебединое озеро», а в Питере даже боюсь вам рассказать, что было. Но это не только у нас так. Если бы вы проехали по Европе, вы увидели бы такое состояние культуры в каждом городе. Слово «безобразие» – самое невинное, что можно в этом случае произнести. Пока мы все сидели дома, я изучал соцсети и видел, как многие артисты выкладывали свои видео: «Вот тут я исполняла в «Лебедином озере» Одетту». Я смотрю, как человек стоит, и даже по фотографии понимаю: нельзя с такими ногами, с такой фигурой быть Одеттой. Очень надеюсь, что экономический кризис, который сейчас ударил по всему культурному цеху, приведёт к тому, что в театр вернутся профессионалы. Что оттуда выгонят менеджеров, которые просто стригли купоны, выписывая себе гигантские гонорары, а из артистов делали крепостных.

* Широкую публику мы давно отрезали от серьёзной культуры, потому что цены на билеты не способствуют тому, чтобы настоящие любители искусства приходили в театры. Я вырос в Большом театре как зритель, сформировался там как личность, как артист, как меломан и балетоман. Сейчас в Большом театре таких зрителей нет, потому что нормальные любители балета не могут покупать билеты по 15 тыс. руб. Но и деньги тут не самое главное. Культурные люди не могут смотреть бездарный репертуар в плохом исполнении. Сейчас то, что доносится из оркестровой ямы во время «Спящей красавицы», – преступление против русской культуры. Стыдно так исполнять ­Чайковского в России. 

* Во время карантина многие предлагали перенести и у нас в Академии балета экзамены и учёбу онлайн. Это фикция! Искусство преподавать онлайн невозможно. Нельзя поставить голос, нельзя вести урок балета по интернету. Хотя дети сегодня думают иначе. 
Мы выросли в других условиях. У нас не было интернета, мы книжки читали и больше знали. Хотя по сравнению с поколением шестидесятников мы уже были плохо образованы. Сегодня же молодое поколение ничего не знает, ничего не умеет, ничего не чувствует. Эти люди ориентируются на другие вещи. Как-то мы снимали день рождения Коли Баскова. Среди гостей был очень талантливый парень, блогер из TikTok. Так вот, он вообще не понимал, кто все эти люди вокруг него. Хотя он очень известный человек, оказывающий влияние на молодёжь. Я сидел рядом с ним и в тот момент, когда на экране показывали кусочек из выступления Лидии Руслановой, стал ему рассказывать, что Русланова – великая русская певица, что она была кумиром миллионов, она гений. Он покивал головой: «Я слышал этот трек». 
Но, осуждать это нельзя – это показатель времени. Всё! Старыми методами донести информацию до молодого поколения нельзя. Я это говорю как педагог, который каждый день общается с детьми. У нас были другие рецепторы восприятия информации. Нельзя сказать, что это хорошо или плохо. Просто так произошло.

* Искусство вечно, я надеюсь. Оно всегда будет побеждать. Просто в жизни есть падения и взлёты. Сейчас идёт большое падение. Поколение, которое пришло сейчас, считает, что оно лучше всех всё умеет, всё знает, хотя при этом ничего не умеет и ничего не знает, да ещё и не желает учиться. Оно вообще не желает ничего, кроме собственного благополучия. И если мы отдадим наше искусство на откуп алчным менеджерам, мы его окончательно потеряем. Пока этих управленцев не выгонят, пока наше правительство не захочет навести порядок в этой сфере, культура не встанет с колен.

Комментарии