Сегодня исполнилось 98 лет со дня рождения замечательного композитора Исаака Иосифовича Шварца

( 1923 - 2009 гг.)
Светлая память...

"...Когда б вы знали, из какого сора…"

Анна Ахматова

Многое с годами забывается, жизнь забрасывает нас новыми встречами, свежими впечатлениями. Но бывает так: услышишь забытую тобой мелодию — и накатят на тебя воспоминания о давно ушедших днях, людях, а иногда такие встречи пробуждают несегодняшние, не очень современные, что ли, чувства (то ли из прошлого, а, может, и из будущего — кто знает?). Замечено, что такими свойствами возвращать память наиболее сильно обладают запах и музыка.
Сегодня хочется вспомнить именно такую музыку, которую подарил людям гениальный композитор и, просто, хороший добрый человек — Исаак Шварц, большая часть творчества которого, конечно, это киномузыка. Иногда и фильм-то не очень вспоминают, а песню все помнят. «Любовь и разлука», «Ваше благородие», «Песня кавалергарда», «Женюсь, женюсь», «Эта женщина в окне» (на стихи Б. Окуджавы) и, конечно, помнятся его прекрасные мелодии из кинофильмов «Станционный смотритель», «Дерсу Узала», «Мелодии белой ночи», «Звезда пленительного счастья», «Сто дней после детства» и т.д. и т.д.

Исаак Иосифович Шварц был и остается до сих пор одним из лучших (а, может, и лучшим) композиторов советского и российского экрана. Хотя немногие знают, что он писал и большую, симфоническую музыку, был автором двух опер, много работал как театральный композитор (именно его Товстоногов Г. А. попросил написать музыку к знаменитой постановке «Идиот», с которой началась слава И. М. Смоктуновского).

Но, в народе запомнили и полюбили музыку Исаака Шварца ко многим фильмам, полюбили его песни и романсы из кино.

Судьба его и творческая, и человеческая сложилась скорее вопреки обстоятельствам. Родился Исаак Шварц в интеллигентной еврейской семье в г. Ровны (ныне территория Украины) в 1923 г. Отец был профессором филологии, мать преподавала математику. В семье очень любили музыку.

К 1930 году семья перебралась в Ленинград. Там Исаак вслед за старшей сестрой начал брать уроки музыки и успел даже сыграть в зале Ленинградской филармонии концерт Шопена с оркестром, когда ему было всего 12 лет. Его заметили, и это обещало начало прекрасной музыкальной карьеры.

Но, в 1936 году семья Шварцов разделила судьбу тысяч других семей СССР: был арестован, а позже расстрелян отец Исаака Иосиф Евсеевич по знаменитой 58-й статье. Мальчик очень тяжело переживал разлуку с отцом, которого очень любил. Эту любовь к отцу Исаака Иосифович сохранил на всю жизнь.

Как семью врага народа их выслали из Ленинграда в город Фрунзе в Киргизию. Чтобы выжить, работать пришлось и четырнадцатилетнему Исаака. После уроков в школе он давал уроки музыки. Фрунзе в те годы был местом ссылки многих представителей интеллигенции. Там Исаак познакомился с сестрой Дмитрия Шостаковича Марией Дмитриевной, благодаря этой встрече уже после ссылки, в Ленинграде Шварц получил бесценную помощь от самого Дмитрия Дмитриевича. Во Фрунзе же стал сам заниматься композицией у Владимира Фере, композитора и педагога.

Во время войны Шварц служил сапером, был контужен, но после восстановления вновь вернулся на фронт и демобилизовался в 1945 году. После войны закончился срок ссылки, и он смог вернуться в Ленинград. Шварц было уже 22 года, и он уже успел поработать концертмейстером и руководителем хора и оркестра, но системного музыкального образования не было, и это было препятствием для поступления. Поступить в консерваторию и учиться там помог Шостакович.

Композиторская деятельность Шварца начиналась с академических произведений и романсов на стихи классических поэтов уже во время учебы. В пятидесятых годах параллельно с академической музыкой он стал много работать в театре и написал музыку ко многим спектаклям.

Музыку к кинофильмам Шварц стал писать тоже в пятидесятые. То было время расцвета советского кино: великие режиссеры, великие актеры, великие операторы, а музыку писали великие композиторы: Д. Д. Шостакович (правда, говорят, не очень это любил), С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Г. А. Свиридов. Это была выдающаяся музыка. Но для Шварца работа в кинематографе стала, наверное, главной. Он написал музыку к 125 фильмам! Он работал со многими выдающимися режиссерами: В. Венгеровым, И. Хейфецем, М. Швейцерем, Ю. Карасиком, П. Тодоровским, А. Германом-ст., В. Мотылем, А. Куросавой, С. Соловьевым, П. Лунгиным и многими другими.

Шварц всегда был гениальным мелодистом. Но, кажется, секрет притягательности его музыки не только в этом. Он сам как-то рассказывал, как, работая над музыкой к романсу «Любовь и разлука» на стихи Окуджавы, пытался выразить в музыке тему судьбы. Возможно, это ответ.

Судьба звучит в каждой его мелодии — и это всегда грусть и немного тревога. Даже в музыкальной комедии Л. Квинихидзе «Соломенная шляпка» в музыке все равно грусть. А ведь в стихах Окуджавы, даже шуточных, все равно печаль. Может, поэтому им удалось создать столько шедевров вместе, хотя люди они были очень разные. Шварц был душой компании, балагуром, а Окуджава был достаточно закрытым человеком, очень избирательно допускал к себе людей. Но судьбы их были в чем-то похожи. Может, в этом секрет? Но, так или иначе, встреча Исаака Шварца, Булата Окуджавы и Владимира Мотыля подарила всем нам великие фильмы с великой музыкой на великие стихи: «Женя, Женечка и «катюша» (1967, кстати, сценарий Мотыль и Окуджава написали вместе), «Белое солнце пустыни» (1969), «Звезда пленительного счастья» (1975).
Исаак Иосифович много работал с режиссером Сергеем Соловьевым, тогда еще начинающим свой путь в кинематографе. Вместе они сделали 9 фильмов. Вот некоторые из них «Станционный смотритель» (1972), «Сто дней после детства» (1975), «Мелодии белой ночи» (1976), «Спасатель» (1980), «Наследница по прямой» (1982). Шварц написал музыку для всех фильмов Соловьева, начиная с его первой картины в 1969 г. вплоть до фильма «Чужая белая и рябой» в 1986 г. После у Соловьева в фильмах появились другие темы, требовалась совсем другая атмосфера и, соответственно, другая музыка.

В этом году исполняется 12 лет, как Исаак Иосифович покинул этот мир.
Половину жизни до последних дней он прожил в поселке Сиверском (Ленобласть, Гатчинский район).
Жил очень скромно, будучи, прежде всего, служителем музыки. Говорил, что «мои мелодии, как рой пчел,  вьются у меня в голове».
Культурный центр «Дом Исаака Шварца»

Ленинградская обл., Гатчинский р-н., гп. Сиверский, ул. Пушкинская, д. 4а



Сейчас там музей. Любой может посетить его и поблагодарить судьбу за то, что у нас всегда есть возможность стать немного лучше. Просто нам нужно немного музыки Исаака Шварца.
Музыкант (посвящение Исааку Шварцу)

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.

Булат Окуджава
Шварц объявлял главным своим свойством – сентиментальность. И тут не поспоришь, но это была сентиментальность какого-то очень деликатного, при всей открытости, даже изящного свойства. Такая, которая спасала собой даже несколько надрывные, как будто бульварные мелодрамы вроде «Мелодий белых ночей» с их душераздирающей закадровой социальной трагикой.

За это и не только за это Окуджава, иногда немножко пользуясь шварцевскими мелодиями или только их разговорной вдохновенностью, посвятил ему свое «Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел. Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел». Шварц тем временем совершенно не играл на скрипке, но в чем-то жил как летел. Был любим публикой и друзьями, от должностей, властей и статусов на деле держался на расстоянии. Даже географически – селился поодаль: то вынужденно, когда после ареста отца был выслан с мамой в Киргизию, то самовольно, когда в 60-е построил маленький дом на станции Сиверская недалеко от Гатчины (там сейчас его дом-музей).

Его называли «отшельником», но никак не затворником. Об остром уме, чувстве юмора, обаянии и простоте в общении рассказывают все, кто с ним был знаком. Его музыка тоже запросто устраивалась на грани простоты и возвышенности, обыденности и благородства. Собственно, два его самых знаменитых кинороманса – «Песенка кавалергарда» и  «Ваше благородие» – удивительным образом об этом сочетании и вообще об одном и том же. О просторечности судьбы и аристократизме духа. И в этом смысле между Верещагиным и Пестелем, таможенником и декабристом (да и в каком-то смысле, самим Шварцем), как в целом между представлениями о декабристах, дилетантах и о самих себе в среде советской интеллигенции – нет никакой существенной разницы.
  • Павел Луспекаев - Ваше благородие, госпожа удача (из кинофильма - "Белое солнце пустыни")
  • Исаак Шварц - Прогулка по ночному городу (Мелодии белой ночи)

Комментарии

  • 13 мая 2021 22:02
    Исаак Шварц был необыкновенной личностью . Он умел очень тонко чувствовать музыку и жизнь . Это был интеллектуальный и духовный человек , одаренный огромным талантом .  Светлая память.............
  • 13 мая 2021 22:10
    Малиновый дом.

    " Белой ночью июньского лета
     Навестила малиновый дом
     Осиянного Музой поэтов
     Гармоническим Лиры числом *.

     В тишине серебристой длинноты
     Из каких - то неведомых тайн
     Извлекал Шварц бесценные ноты
     И озвучивал струнами дайн,

     Скрипок, флейт неземного оркестра
     Из глубин обожжённой души,
     Вдохновлённой кочующими ветром,
     Доверительным шепотом ив.

      Чуткий слух каждый шорох и шелест
      В сети сердца улавливал, ждал,
      Когда выплеснет кровь, словно в нерест,
      Симфонической силы накал.

      Переливами в нотные станы,
      Перезвонами храмов святых.
      Потаенными и первозданными
      Звуки  родины плещутся в них.
     
      В кристаллически чистых сосудах,
      Будто в фугах органных звеня,
      Звуки выбродились хмелем чудным
      Мелодическим ритмом пьяня.

      И иду к дому, завороженной
      Этой музыкой, я бить челом.
      И малиновые перезвоны
      Над сиреневым слушать кустом**."

       * Число Пифагора о гармонии, малиновом дворе звуков Вселенной.
       ** Сирень растёт под окнами дома.

                 Зоя Лаврова.
  • 13 мая 2021 22:28
    На улице Пушкинской.

        Светлой памяти Исаака Иосифовича Шварца, признанного в 2001 году человеком - легендой.

    "По улице гения гений шагает.
    На улице Пушкинской гений живёт.
    Он музыку жизни из звуков слагает
    И музыку эту Россия поёт.

    И " женщина в розовом платье в окне" нам
    Мелодией Шварца согреет сердца -
    Надеждою светлой. И будем мы верить
    Любимым - влюбленной душою Творца!

    В " любви и разлуке", в снегах, океанах,
    Таежных, пустынных изломах дорог
     Вы песню узнаете вмиг без названий.
     Так сочен его мелодический слог!

     Недаром, родные мои сиверчане,
     Назвали так тихую улицу вы.
     Уверена, знали, что в будущем станет
     Она местом встречи двух Мастеровых.

     ВЕЛИКИХ! Толк знали в творимых ремёслах.
     О них с вожделением трепетный Мир
     Глаголит. И улица будет им Крёстной
     И узами свяжет наитие Лир!

     Поэта читают от " мал до велика":
     И сказки, и прозу. И дарят своим
     До наших времён его лирики книги.
     Он - гордость России, наш жезл и наш гимн!

      Два имени улица под небесами
      Сроднила навек единением душ.
      И смотрит она на Россию глазами
      Двух Гениев двух величайших искусств!"

     Город " Сиверский".
     Улица Пушкинская, где жил композитор И.И. Шварц.

            Зоя Лаврова.
  • 13 мая 2021 22:34
    Семь нот.

    " Семь нот в тетради,
          но каких семь звуков!
     Для мастера звучащих
                камертоном.
     Он ими выразит
               и боль разлуки,
     И радость -
              многоэхим перезвоном.
     Звучат они
              мелодией единой!
     Но каждая звучаньем
              величавым
     Передаёт души и
               сердца ритмы,
     Российского маэстро
               шаг державный!"

           Зоя Лаврова.
  • 14 мая 2021 02:05
    Замечательно интересная статья о творчестве талантливого композитора Исаака Шварца. Большое спасибо автору Галине Муравленко!
  • 14 мая 2021 08:39
    Большое Спасибо автору публикации  за творчество Исаака Шварца
  • 14 мая 2021 14:44
    Большое спасибо за очень интересную  статью, чудесно подобранный материал.
  • 14 мая 2021 20:02
    dc1db32e00
  • 14 мая 2021 23:02
    Приятно была удивлена, что  Шварц жил в моем родном городе Фрунзе! Да, в современном мире таких композиторов , которые пишут музыку для фильмов, мне кажется, уже нет. Сейчас смотришь фильм и , невольно замечаешь, что Музыка никак не подходит , а только мешает . Уникальный, талантливый композитор Исаак Шварц! Очень мелодична,запоминающаяся его музыка! Спасибо за статью, очень интересная и познавательная!
  • 17 мая 2021 07:27
  • 17 мая 2021 07:27
  • 17 мая 2021 17:52
    d320d4af4c
  • 17 мая 2021 17:52
    dc1db32b00