Пилоты самолетов Ил-18, прилетавшие в аэропорт Внуково, знали: она ждет.

И всегда оказывались правы. На взлетной полосе овчарка встречала лайнеры и, подбежав к трапу, с надеждой вглядывалась в лица людей: может, на этот раз он вернется?
«Маленькая история о человеческой доброте».

Пальма - собака, которая два года ждала хозяина в аэропорту Внуково. Историю про верную овчарку миру поведала "Комсомолка" в 1976 году. К тому времени собака уже жила на аэродроме. Она встречала каждый Ил-18, ведь именно на этом самолёте в 1974 году улетел её хозяин. Пальма верила и надеялась, что человек вернётся...

Она жила во Внуковском аэропорту под вагончиком на летном поле и два года встречала каждый Ил-18. Ее заметил журналист Юрий Рост и написал заметку. В редакцию ежедневно приходили мешки с письмами от взволнованных читателей. Только в кабинете автора стоял десяток мешков. Журналисты удивлялись: ни одна серьезная статья не вызывала столько эмоциональных откликов, сколько эта небольшая история об овчарке.

Сам Юрий Рост после не раз говорил, что за эту удивительную историю надо благодарить летчика Вячеслава Валентея, человека удивительной судьбы. В годы Великой Отечественной войны тот служил в 63-м гвардейском истребительном полку, был сбит, попал в плен, бежал, выбрался к своим, спустя много лет вернулся в профессию, снова стал летать, правда, в гражданской авиации. Вячеслав Александрович (он на последнем фото снизу) был командиром "Ил-18", и именно он пришел в редакцию "Комсомольской правды", чтобы рассказать о собаке, которая каждый раз встречает его из рейса. Если бы не Валентей, никто не узнал бы о Пальме. Летчик ходил по этажу, на котором располагалась редакция, и не знал, куда и к кому обратиться. Сначала его хотели отвести к Василию Пескову, главному редакционному специалисту по фауне. Но, как давно подметили коллеги, Василий Михайлович не слишком любил домашних животных, специализируясь на дикой природе. Так сложилось, что Валентей рассказал историю Росту.
И 19 сентября 1976 года «Комсомолка» действительно напечатала крошечную заметку, ставшую абсолютным рекордсменом по количеству полученных откликов. То ли сила печатного слова сработала, то ли авторитет издания (тогда еще желтизной и не пахло!), то ли содержание... Заметка была небольшая, а реакция читателей во всем мире обвальной. Газеты на всех континентах печатали о внуковской овчарке.

Люди ездили во Внуково смотреть на диковинного пса. Многие хотели взять его себе. Десятки лжехозяев признавались в неблагородном поступке и обещали исправиться, приняв Пальму (так прозвали верного пса летчики) в свою семью. Ветеринарная служба тем временем металась вдоль взлетной полосы, пытаясь поймать собаку. Сотрудники аэропорта подкармливали. Страна, имевшая немало других забот, следила за собачьей жизнью, похожей на сказку, ожидая счастливого конца.

После публикации объявился и настоящий хозяин. Он написал в письме, что летел-де на похороны и хотел взять овчарку с собой, но ветслужба не дала разрешения, потому что у нее слезился пораненный глаз.

Тем временем собаку спасла киевлянка доцент пединститута Вера Котляревская. Она буквально жила на аэродроме, пытаясь приручить овчарку. Лишь через неделю ей удалось приблизиться к Пальме. Потом той вкололи снотворное и с помощью пилотов переправили в Киев. Все лето семья Котляревских не открывала окон, опасаясь, чтобы собака не выпрыгнула с четвертого этажа. А когда у Пальмы появились щенки, успокоились.

«Мы в редакции думали, почему судьба собаки вызвала такую фантастическую реакцию, - вспоминал Юрий Рост. - Одиночество и потребность в верности - это только начало объяснения…».
24 мая 2000 года на празднике КП самая трогательная сказка 70-х получила продолжение: Вера Котляревская подарила Юрию Росту праправнучку всесоюзнознаменитой овчарки Пальмы.

О ней можно посмотреть документальный фильм «Маленькая история о человеческой доброте» (сценарий: Ю.Рост, режиссёр А. Опрышко, оператор Ю.Орлов, Центральная студия документальных фильмов, 1978 г.). В 1989 году на экраны вышел фильм «На привязи у взлётной полосы» Владимира Хмельницкого, где собаку звали Найда.

Педагог и очень добрая женщина Вера Котляревская, приехавшая в свое время специально из Киева в Москву за собакой, через 20 лет после событий так описывала свое знакомство и начало дружбы с Пальмой (это тоже цитата из очередной документалки про Пальму): «Я пыталась ее приучать к себе, я положилась на свою любовь к ней. Я семь дней ездила к ней в аэропорт. На первый день, я уехала, когда собака перестала от меня убегать. На следующий день она позволила подойти ближе. Потом я заметила, что она меня ждет. Ей не хватало общения с человеком, она хотела стать чей-то собакой. Я ей говорила, слова, которые, может быть, она слышала раньше: «Пальма у тебя будет дом, место, мы пойдем гулять». Потом она разрешила сесть возле себя, на следующий день, я к ней прикоснулась. Причем, когда я к ней прикоснулась, я поняла, что без нее не уеду. А тут должна была приехать какая-то делегация, и руководство аэропорта сказало, что собаку нужно убрать или ее застрелят. Мне все очень помогали, я несколько часов пыталась надеть на нее ошейник, и я надела на нее ошейник».
Приживалась Пальма в новой семье сложно, она лежала в комнате, боялась дверей, лестниц. В семье Котляревских тогда была еще одна собака и несколько кошек, и они будто чувствовали ее горе и старались помочь справиться с ним.

Что было дальше?

Этот вопрос в той или иной форме содержался в каждом из многих тысяч писем, полученных редакцией той, старой «Комсомолки». Нет, хозяин не прилетел за Пальмой. Но все-таки нашелся. В Норильске пилоту действительно передали листок бумаги, исписанный печатными буквами без подписи. В записке говорилось, что год и восемь месяцев назад написавший ее человек летел из Москвы на Енисей через Норильск. Приметы собаки: левое ухо порвано и левый глаз больной. Эта деталь давала основание предположить, что писал и вправду бывший хозяин собаки: о том, что глаз у овчарки ранен, знали немногие. Из-за этого глаза, по утверждению хозяина, ему и не дали справки. Теперь, спустя два года, он, видимо, побоялся осуждения друзей и близких за то давнее расставание с собакой и не решился объявить о себе. За собакой он не собирался возвращаться, а хотелось идиллического финала. Он и наступил, правда, совсем другой.

Кстати, не факт, что собаку звали Пальмой. В письме об этом ничего не говорилось. Пальмой прозвали летчики, но собакевишна откликалась. Возможно, в прошлой жизни ее звали Альмой...

К моменту, когда Вера Котляревская с помощью аэродромных служащих добралась до Пальмы, собака была напугана чрезмерным вниманием и сочувствующих, и ретивых специалистов по отлову беспризорных животных, которых на активность спровоцировала публикация, перепечатанная во всем мире. Нужно было преодолеть настороженность и завоевать доверие. Дело было сложное. Котляревская проводила с Пальмой дни от зари до зари, проявляя терпение и такт. Настал день эвакуации. Овчарке дали снотворное и внесли в самолет. Веру Арсеньевну и Пальму сопровождал в пути добровольный помощник, врач-ветеринар Андрей Андриевский. Первое время Пальма чувствовала себя неуютно в новом киевском жилище. Но большая семья Котляревских хорошо подготовилась к приезду внуковской овчарки. Дома говорили тихо, чтобы не напугать собаку, не закрывали дверей комнат, чтобы она не чувствовала себя пойманной... Постепенно Пальма стала приживаться. Вера Арсеньевна записала в дневнике: «Очень уравновешенная собака, с устойчивой нервной системой и стойкой привычкой к человеку и дому». И еще одна запись, из дневника: «Дома подошла к спящей дочке, полизала щеку и осторожно взяла зубами за ушко». А потом у Пальмы появились щенки. Три...

И вот уже в 2019-м еще один режиссер Александр Домогаров-младший приступил к съёмкам своего дебютного полнометражного фильма «Пальма». Сценарий основан на реальных событиях.

Согласно пресс-службе кинокомпании «Марс Медиа», ответственной за производство картины, главные роли в семейной драме играют Виктор Добронравов, Леонид Басов, Валерия Федорович, Евгения Дмитриева, Игорь Хрипунов, Павел Майков, Владимир Симонов, Ян Цапник и другие актёры. Для исполнительницы роли Пальмы – семилетней овчарки Лилии – это первая главная роль в большом кино. Лента, кстати, снимается при поддержке Министерства культуры РФ.

«Для меня "Пальма" – история про то, как все помогали собаке, а в итоге именно собака помогла всем и объединила семью, – рассказывает Александр Домогаров. – Пальма столкнулась с несправедливостью и предательством, но всё равно продолжала ждать своего хозяина. Наверное, ничего нового о преданности животных сказать уже невозможно, но наш фильм – повод для каждого из нас лишний раз задуматься о собственной жизни, о том, что ценно и важно. Этой историей я живу уже полтора года. А началось всё с того, что я увидел у отца на странице в Фейсбуке статью про Пальму, которая меня очень впечатлила. Ещё подумал, что такое кино я хотел бы делать. А через несколько дней встретился с продюсерами "Марс Медиа", которые спросили, а что бы я сам хотел снять? Это было неожиданно, вот я идею про Пальму и предложил. Так всё и завертелось».

По словам Виктора Добронравова, играющего роль пилота гражданской авиации, «сценарий "Пальмы" очень светлый, добрый. Признаюсь, до того, как его прочитать, я не знал ничего про Пальму. А потом уже выяснил много интересного, поскольку моя соседка по лестничной площадке, кинолог, знает эту историю из первых рук. На мой взгляд, в нашей истории, где есть и дети, и животные в кадре, которые всегда подкупают и вызывают слезу, в меру запрещённых приёмов и соблюдена грань. И "Пальма" – это не русский Хатико, это не просто история хозяина и собаки. Она гораздо сложнее и глубже».

Сама того не зная, Пальма стала знаменитой. Правда, чуда не случилось — настоящий хозяин овчарки за ней не прилетел. Но тем не менее, эта история про собаку с хорошим концом. Спустя столько лет пробирает до слез.

Комментарии