ВЕЛИКИЙ КЛОУН ХХ ВЕКА

Леонид Енгибаров — клоун с осенью в сердце, клоун-философ, звёздный клоун... У него много имён. Каждое по-своему отражает гениальность этого выдающегося артиста и писателя. Сегодня, 15 марта, у Леонида Георгиевича день рождения. День, когда на нашу Землю пришла весна... А вместе с весной — клоун. Клоун, заставляющий думать. Клоун, не проронивший ни слова на манеже, но раскрывающий свою светлую душу в лирических новеллах:
ШАР НА ЛАДОНИ
В цирке люди делают сложнейшие трюки.
Они летают под куполом, жонглируют десятком предметов и ещё стоят на руках, и этому, я утверждаю, особенно трудно и сложно научиться.
И сложно это не только потому, что по ночам у вас будут болеть плечи от бесконечных тренировок, распухать кисти рук и наливаться кровью глаза…
Всё это, конечно, тяжело, и всё-таки это рано или поздно забывается. Вот только одно никогда не забывается: это когда ты стоишь на двух руках, медленно отрываешь одну руку от пола и понимаешь, что у тебя на ладони лежит земной шар...
ТОРЕАДОР
Она его любила.
Она знала, что он самый искусный тореро. Он лучше всех владел мулетой, а сверкающая шпага казалась продолжением его гибкой руки. Но хотя он был самым ловким и быстрым, красивым и бесстрашным, он так и не стал знаменитым матадором. Для матадора он не умел самого главного.
Он не умел убивать.
И за это она его любила.
ОДНАЖДЫ
На закате, под деревом, у реки кто-то поцеловал девчонку. Потом были племена, государства, войны, олимпиады, восстания, Освенцим, свобода, гении, миры, вселенная.
Это всё было потом.
Но вначале в одной из галактик, на планете около солнца, у реки, на закате, под деревом кто-то поцеловал девчонку.
ЖЁЛТАЯ РОЗА
Мне часто дарят цветы – такое уж у меня ремесло... И все их я помню и люблю. И гордые гладиолусы, которые молчат даже тогда, когда ломаются их хрупкие стебли, и скромные гвоздики, и печальные георгины, и томные лилии, и коварные красные розы, готовые даже в счастливые для вас минуты исподтишка выпустить свои шипы... Я все их люблю и помню.
Но мне особенно дорога одна роза, жёлтая, с опалён-ными лепестками, с лепестками, сожжёнными по краям.
Это потому, что она обожжена огнём, который у неё внутри.
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОДСТРИГАЛ ФОНТАНЫ
По утрам в большом осеннем парке я встречал человека, который подстригал фонтаны. У него были кожаный фартук, большие мокрые ножницы и деревянная расчёска.
Он ходил вдоль фонтанов, которых было в парке очень много, и подстригал ножницами водяные струи. Но вода капризна и оставалась на том же уровне. А самое удивительное, что на лице этого человека не было раздражения, скорее, наоборот…
Однажды, когда он закончил свою работу, мы встретились с ним в кафе за стаканом вина. Я спросил его, почему он выбрал такую странную профессию?
Он подумал и, прищурив глаза, сказал, что на свете много профессий гораздо более бесполезных и много профессий совсем ненужных. И особенно часто люди любят подрезать, подстригать и вообще подравнивать, а это так тоскливо и неинтересно. Ну, скажите, кому нравятся подстриженные деревья?
– И, может быть, главное в моей профессии, – сказал, улыбнувшись, человек, который подстригал фонтаны, – чтобы люди, придя в парк, поняли: не всё на свете можно стричь, а уж тем более – под одну гребёнку.
КАРМАННЫЙ ВОР
Я карманный вор.
Я король карманных воров.
Я богат и счастлив.
Я почти что счастлив.
Вот только жаль, что никто не носит сердце в кармане!
ДЕВЧОНКЕ, КОТОРАЯ УМЕЕТ ЛЕТАТЬ
Ты только не бойся. С тобой никогда ничего не случится, потому что у тебя два сердца. Если в воздухе на секунду замрёт одно, то рядом забьётся второе.
Одно из них дала тебе твоя мама.
Она смогла это сделать потому, что девятнадцать лет назад сумела полюбить, полюбить… Ты не смейся, это очень трудно – полюбить.
А второе сердце дал тебе я. Носи в груди моё шальное сердце.
И ничего не бойся.
Они рядом, если замрёт на секунду одно... рядом второе.
Только за меня не волнуйся, мне легко и прекрасно идти по земле, это понятно каждому.
Моё сердце в твоей груди.
ЗОНТИК
…Немного помолчав, она сказала: «Но нам же негде жить, у нас нет дома».
Он рассмеялся и сказал, что у него есть зонтик, совсем новый, который сам раскрывается, если нажать кнопку. И такой зонтик – это прекрасное жильё. Очень уютное для двоих. И в нём хорошо путешествовать, слушать дождь и ещё…
Но она не спросила «что ещё…», и ушла к другому, у которого была однокомнатная квартира со всеми удобствами, но, наверное, всё-таки не было такого зонтика.
Теперь, спустя много лет, она наконец поняла, какой это был чудесный зонтик. Это был маленький парашют, держась за который, можно улетать далеко-далеко, особенно в дождливые дни…
И ей тоскливо в своей уже трёхкомнатной квартире, потому что, чем больше квартира, тем дальше друг от друга те, кто в ней живут. И когда идёт дождь, она готова броситься из окна вниз, чтобы найти свой зонтик. Но разве с пятнадцатого этажа узнаешь, какой зонтик – твой?
НЕТ И ДА
Я над пропастью между Нет и Да. Я иду к твоему Да по тонкому канату, сплетённому из желаний, робости и любви.
Он дрожит и качается, а подо мной бездонное Одиночество и Да, которое казалось таким заманчиво близким, теперь кажется недостижимым.
Но я иду, балансируя тяжеленным шестом – Гордостью. И старый добрый вальс Надежды, который всегда звучит при исполнении сложных номеров, придаёт мне силы.
Я иду, стараясь не смотреть вниз и не думать, что вдруг, пока я иду к твоему Да, кто-то уже поднялся к тебе, подставив для этого лестницу Благополучия.
Мне всё труднее и труднее, меня качает ветер совсем не нужных Соблазнов и Сомнений, и когда силы совсем покидают меня, ты вдруг совершенно неожиданно сама устремляешься ко мне.
Я роняю тяжёлый шест. Ты обнимаешь меня, и мы падаем, или летим – какая разница – на одну из ярких звёзд, что ждут нас, включённые в ночной бесконечности августа.
– Милый, – говоришь ты, гладя мои волосы, – разве можно было так рисковать, ты мог бы сорваться в ужасное Одиночество. Глупый, зачем всё это?
– Но ведь ты сама сказала вначале Нет, и мне пришлось смертельно рисковать.
– Разве сказала? – удивляешься ты, – я что-то не помню.
ЖОНГЛЁР
Гремит барабан, рассыпается сухая дробь, между тремя булавами мечется фигурка жонглёра.
– Не урони! Не урони!
Три булавы – три деревяшки вылетают из-за спины, выскакивают из-под ног, кувыркаются высоко над головой; и то закрутятся бешено у самой земли, то как будто повиснут в воздухе.
– Не урони, как однажды уронил своё счастье. Эти три деревяшки забрали у тебя всё. А что они дали взамен?.. Но об этом потом. Сейчас твои ладони в кровавых трещинах, и беспощадные прожекторы так и бьют по глазам.
– Не урони! Ты – жонглёр! Сплети ещё одно прекрасное кружево, выдумай ещё одну невероятную линию, которая мелькнёт и исчезнет...
Потом, когда кончится дробь барабана и подойдёт к концу жизнь, тебе скажут, что ты был несчастлив в жизни, потому что ты всегда работал и ни на что другое у тебя не оставалось времени.
Но зато ты делал невозможное – человек, чьи ладони в кровавых трещинах...
Разве это не Счастье?
ЗВЁЗДНЫЙ ДОЖДЬ
Я подарю тебе звёздный дождь. В жизни каждого человека бывают звёздные дожди, чистые и удивительные: если не дни, то хоть редкие часы, полные звёздного света, или хотя бы минуты, пусть даже мгновения, бывают, обязательно бывают, стоит только вспомнить…
Помнишь, когда ты совершила самый гордый поступок…
День и час, когда ты увидела человека, ставшего самым любимым…
Миг восторга от встречи с искусством…
Счастливые минуты смеха, развеявшие горе и боль…
И многие, многие, сверкнувшие прозрением, мгновения нашей жизни люди называют звёздными.
Я дарю тебе звёздный дождь.
Взгляни, его капли я принёс тебе в ладонях.
ЛИСТЬЯ
На гибких ветвях человеческих жизней – узорчатые зелёные листочки. Листья Добра – их больше всего, нежные листья Любви и листья Страха – они обычно растут где-то внизу, их мало.
Листья Верности, может быть, не самые красивые, но наверняка самые необходимые…
Есть листья ни на какие не похожие, ни в каких гербариях не описанные, они встречаются редко, и их надо особенно беречь.
Качаются под ветром живучие гибкие ветви, но рано или поздно приходит осень, облетают пожелтевшие от времени листья, и очень важно, чтобы узор ковра, который они выстелют на земле, был светлым, звонким и чистым.
Это очень важно для будущей Весны.
СТРАНА ФАНТАЗИЯ
Я могу рассказать и даже показать, как это делается, потому что я бывал в стране Фантазия. Главное – чтобы не было скучно, а потом...
Возьмите, например, что-нибудь самое обыкновенное, ну, скажем, метлу. Теперь повертите её в руках. Как видите, это уже не метла, а гитара. Теперь вскиньте её на плечо. Как видите, она уже винтовка. Ваша метла может превратиться в секиру, и тогда вы будете отброшены на пятьсот лет назад. Затем она внезапно становится хоккейной клюшкой и через секунду – плакатом болельщика, поддерживающего любимую команду... Но вот хоккейный матч отгремел и ваша метла уже просто метла, которой пожилой человек, некогда мечтавший, быть может, стать хоккейной звездой, подметает трибуны.
Когда вы справитесь с метлой, возьмите что-нибудь посложнее, например, уличный фонарь... Он умеет превращаться в мечту и уносить далеко, далеко...
Если получится и это, тогда вы можете взять звёздное небо, очень похожее на сито, чёрное сито с неровными дырочками. Просейте сквозь него все ваши фантазии и покажите их друзьям. И если в глазах друзей вы увидите светлые капли грусти от смеха, смешанного с печалью, значит, вы уже...
Однако главное – чтобы не было скучно.
Из книги "Я подарю тебе звёздный дождь"
Леонид Енгибаров

ВЕЛИКИЙ КЛОУН ХХ ВЕКА - 937091179026
ВЕЛИКИЙ КЛОУН ХХ ВЕКА - 937035741970

Пікірлер