Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии (сейчас Ленинградская область).

В детстве Николай Римский-Корсаков любил географию и мечтал стать моряком. А во время кругосветного путешествия хотел как можно скорее вернуться на сушу и посвятить себя музыке.
"Ещё мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано.
Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал.
Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией, а узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов. "
В шесть лет Римский-Корсаков научился играть на фортепиано, а уже в 11 он написал свои первые произведения.

В юношеские годы Корсаков посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Любимым композитором Римского-Корсакова был Михаил Глинка.

Он вспоминал: «Я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии… В Глинку я был влюблен».

В 1862 по 1865 год Римский-Корсаков был в кругосветном путешествии: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию. Однако композитор хотел как можно скорее вернуться в Россию и продолжить занятия музыкой.

Он писал матери: «Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов?..

Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много».

В 1867 году Николай Римский-Корсаков создал музыкальную картину "Садко" . Ее сюжет он взял из русских былин.

Портрет Римского_Корсакого, автор В.Серов
В «Садко» он впервые использовал придуманную им так называемую «гамму Римского-Корсакова» для стилизации путешествия Садко к Морскому царю.

Этот прием был основан на чередовании высоких и низких звуков.

Критик Александр Серов писал: «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн, это что-то «водяное», «подводное».

В 1870-х  Римский-Корсаков начал писать  первую оперу «Псковитянка». На создание музыки его вдохновили народные и церковные песни.

В эти же годы Римский-Корсаков создал сборник русских народных песен со своим музыкальным сопровождением.

Композитор стал изучать «наиболее древние… и в силу сущности своей сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности» обрядовые и игровые языческие песни.

До конца 1890-х Римский-Корсаков сочинил еще несколько опер, среди которых «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» и «Царская невеста». В эти годы он оставался одним из самых популярных композиторов в России.

Последним произведением композитора стала опера «Золотой петушок».
***

„…в любом правиле существуют исключения, более того, они даже необходимы, если правило нарушает гений…“

„Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…“

—  Николай Андреевич Римский-Корсаков

Комментарии