18 дек 2019

КГБ против американского доллара

-----------------------------------------------
Людям, не жившим в СССР, трудно представить, что для подавляющего боль­шинства советских граждан существовала только одна валюта — советские руб­ли. Они даже не знали, как выглядят американский доллар или британский фунт. Поэтому настоящим шоком для них был процесс о валютчиках в 1961 году, в ходе которого озвучивались миллионные суммы как в рублях, так и в иностранной валюте. Расстрельный приговор в отношении трех главных фигурантов был вос­принят как вполне заслуженное наказание.


НЕПРОФИЛЬНОЕ ДЕЛО

Началось все в марте 1959 года. Амери­канский экономист Виктор Перло, искренний друг Советского Союза, упомянул при встрече с министром внешней торговли Микояном, что неизвестные молодые люди неоднократно пред­лагали ему обменять доллары на рубли по кур­су, ну очень отличающемуся от официального. Присутствовавший при разговоре партийный идеолог Суслов воспринял эту информацию очень серьезно.

Суслов обвинил руководство МВД в некомпетентности и добился передачи всех дел, связанных с валютой, в ведение КГБ.

Председателем КГБ тогда был назначенный на это место в декабре 1958 года Александр Ше­лепин. «Железный Шурик» был готов, что ему подкинут заковыристое «дело», чтобы прове­рить на компетентность, но к валютному не был готов абсолютно. Наработок нет, специалистов нет, агентуры нет. Полный ноль! ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической соб­ственности, структура МВД СССР. — Примеч. peg.), ранее занимавшийся валютчиками, накопленным «багажом» делиться не пожелал.

В недрах КГБ была образована служба по борьбе с незаконными валютными операция­ми, работники которой начали изучать проблему.

ЧТО ОНИ ВЫЯСНИЛИ

Последние громкие процессы относились к периоду НЭПа. После этого валютный рынок в течение почти 30 лет в СССР не существовал. Но в последние годы ситуация изменилась. Все большее число советских граждан выезжало за рубеж. Кроме туристов это были как отдельные деятели культуры, так и целые творческие коллек­тивы — танцевальные, хоровые, театральные — и спортсмены. Каждому выезжавшему разреша­лось поменять не более 30 рублей по банковскому курсу. Этих денег для приобретения за рубежом модных шмоток явно не хватало. В ответ на воз­никший спрос появилось предложение.

Источником валюты были иностранные туристы и сотрудники отдельных посольств. Золотые монеты массово ввозили учивши­еся в военных академиях арабские военно­служащие. Провозили они их в потайных по­ясах, за раз перемещалось до 500 монет, каж­дый 10-рублевый «николашка» продавался по 1500 — 1800 рублей.

По мере изучения новой для них сфе­ры изумление сотрудников КГБ только росло. В Москве была построена целая сеть по скупке валюты и золота. Внизу стояли «бегунки», не­посредственно завязывающие контакты с ино­странцами, выручку они сдавали «шефам», на вершине пирамиды стояли «купцы», которых знали только избранные.

НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ

В одном из домов Колокольного переулка техничка, убирая подъезд, нашла за батареей га­зетный сверток. Она развернула его и обомле­ла: в нем лежали зеленые бумажки одинакового размера с иностранными буквами и цифрами. Хотя женщина раньше никогда их не видела, она догадалась, что это — деньги, и понесла их туда, где деньгам самое место — в банк!

Сотрудники банка, которым женщина при­несла находку, позвонили куда следует, и вско­ре к банку подъехала машина, из которой выш­ли два молодых человека в одинаковых серых костюмах. Внимательно выслушав рассказ жен­щины, они поблагодарили ее и оставили номер телефона с просьбой позвонить, если что.

СТУДЕНТ

А в это самое время батарею уже в тре­тий раз обшаривал молодой человек. Не найдя свертка, он здраво рассудил, что кроме убор­щицы за батарею никто не полезет. Проявив смекалку, он уже через несколько часов знал ее имя и домашний адрес.

Вечером к старательной уборщице заявил­ся «студент», жалобно просивший отдать свер­ток. Это была ошибка. Женщина никак не мог­ла отдать того, чего у нее уже не было, а после ухода позвонила по оставленному ей телефону. Приехали те же два молодых человека и разло­жили перед хозяйкой полтора десятка фотогра­фий: «Посмотрите внимательно, не узнаете ли вы кого-либо из них?» Женщина ткнула паль­цем в одно из фото: «Этот».

ТАЙНИК ВЛАДИКА

Это был Владислав Файбишенко. На мо­мент задержания у него нашли 148 золотых мо­нет британской чеканки и 50 000 рублей. Ясно было, что взяли не мелкую рыбешку, но Фай­бишенко «колоться» и сдавать бизнес упорно не хотел. дватцатичетырехлетний студент пред­почитал получить минимальный срок (3 — 8 лет), выйти досрочно и вернуться в дело.

Сотрудники КГБ устроили обыск на его съемной квартире и обнаружили два тайника. Они изъяли валюту на 500 000 рублей и пакет с долларами, на котором было написано «Я.Р.». В картотеке завсегдатаев «плешки» среди про­чих фигурировал 33-летний Ян Рокотов. Чекисты сложили два и два, получили четыре и установи­ли слежку за Рокотовым, еще не зная, что имен­но он находится на самой вершине пирамиды.

ОХОТА НА РОКОТОВА

Однажды группа наружного наблюдения зафиксировала Рокотова на Ленинградском вок­зале с объемистым чемоданом. Немного покру­тившись, проверяя, нет ли слежки, Рокотов сдал свой багаж в камеру хранения. Чемодан изъяли. В нем нашли валюту, золотые монеты и совет­ские рубли.

Вслед за Рокотовым стали брать и всех остальных. Всего по делу проходило около 10 человек. Основным фигурантам — Рокотову, Файбишенко и Яковлеву — дали максимальный срок: по 8 лет. Валютчики были просто потрясены. Знали бы они, что скоро и о 15 годах будут мечтать как о счастье!

ИЗ БЕРЛИНА —С ПРИВЕТОМ!

В декабре 1960 года Хрущев посетил За­падный Берлин. На встрече с журналистами он в свойственной ему манере громил поряд­ки в городе, превратившемся в «грязное боло­то спекуляции, где черная биржа правит бал». И получил «обратку»: «Да такой черной биржи, как у вас в Москве, во всем мире не сыскать!» Уязвленный Хрущев еще на аэродроме потребо­вал, чтобы к его прибытию подготовили справку о борьбе с валютчиками. Первой шла информа­ция о «деле Рокотова».

Прочитав, что троице дали по 8 лет, Хру­щев возмутился: «Почему 8, если верхняя план­ка 15?!» Ему пояснили, что указ, приподнявший верхнюю планку за незаконные валютные опе­рации до 15 лет, был принят уже после ареста валютчиков. Согласно мировой практике, обви­няемых судят на основании законов, существо­вавших на момент совершения преступления, закон обратной силы не имеет —это аксиома мировой юриспруденции. «Что значит «не име­ет»?! — взвился Хрущев, — Дать!»

Состоялся еще один суд, на котором Рокото­ву, Файбишенко и Яковлеву дали по «пятнашке». Но и этого, по мнению Хрущева, было мало!

«ВЫСШАЯ» СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Дело валютчиков обсуждалось на Президиу­ме ЦК КПСС и на пленуме, где Хрущев потрясал письмами трудящихся, «возмущенных мягкостью приговора» и требовавших «примерного наказа­ния преступников». В июле 1961 года Президи­ум ЦК КПСС принял указ, вводящий смертную казнь за экономические преступления в особо крупных размерах. Валютчиков судили в третий раз! Самый гуманный суд в мире за неполных два дня рассмотрел дело и дал всем троим высшую меру. Точку в деле валютчиков поставила пуля.

Еще больше острых и увлекательных статей на нашем канале в Яндекс.Дзен!
https://zen.yandex.ru/id/5de0db0772ab6f0238340b6b

#ЛДПР #Жириновский #ЗРН #Общество #Политика #Москва #Россия #Власть #Государство #Мнение

Комментарии

Комментариев нет.