27 марта - Празднование иконы Божией Матери «Умиление» Опочецкая (Себежская).

С ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ ВАС, ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.
Икона эта считалась покровительницей стрельцов псковской крепости Себеж. Когда Себеж по договору от 14 июля 1634 года между царем Михаилом Феодоровичем и польским королем Владиславом Сигизмундовичем перешёл Польше, стрельцы ушли в Опочку - крепость в Псковской области - и унесли с собой Себежскую икону Божией Матери. Она была поставлена в Свято-Преображенском соборе. Сохранились письменные свидетельства о многочисленных исцелениях от иконы.
14 и 16 марта 1861 года во время Великого поста, от образа было знамение: из очей Пресвятой Богородицы исходили слезы («излия слезы, яко струп»). Знамение это повторилось в июле следующего года. Тогда же, в 1682 году, попечением Опочецкого воеводы Герасима Феодотовича Лазарева-Станищева была составлена служба Опочецкой (Себежской) иконе, ежегодно совершавшаяся в Опочецком Спасо-Преображенском соборе 14/27 марта.
В Спасо-Преображенском храме Себежская икона, которую местные жители стали называть Опочецкой, хранилась до 1917 года. После революции чудотворный образ бесследно исчез. Где сейчас древняя икона Себежская (Опочецкая) – неизвестно, но в 2004 году было восстановлено почитание Опочецкой (Себежской) иконы Божией Матери и в храмах городов Себеж и Опочка находятся сделанные по её образцу списки (копии). На полях Себежской иконы Божией Матери изображены святой праведный Симеон Богоприимец и святой первомученик архидиакон Стефан, которого стрельцы считали своим небесным покровителем. Местночтимое празднование 27 марта (14 марта по старому стилю).
Празднование - 14 марта по ст. ст. (27 марта по н. ст.)
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Себежской», называемой «Умиление», глас 8
Взы́дем, правосла́внии наро́ди гра́да Опо́чки,/ на ту́чную го́ру, я́ко на Фаво́рскую,/ в дом Спаси́теля своего́, в честь боголе́пнаго Преображе́ния Его́,/ оби́лующу чуде́с и стокра́тный клас израсти́вшую,/ и у́зрим сла́ву чудесе́ от чудотво́рнаго о́браза/ Пресвяты́я Богома́тере Умиле́ния Се́бежския:/ я́ко мо́ре пролия́ся и Евфра́т, теки́й из рая́,/ та́ко сле́зы Ея́ бы́ша, из обою́ оку́ пролиты́я,/ о наше́дшем гне́ве Созда́теля Своего́ за на́ше согреше́ние,/ припаде́м, каменносерде́чнии, и возрыда́ем, прося́ще:/ о, Влады́чице, умоли́ Сы́на Своего́ и Го́спода на́шего/ си́ми пресвяты́ми Свои́ми слеза́ми,/ да изба́вит нас от вся́каго зла́го обстоя́ния,/ и о́гненнаго запале́ния, и междоусо́бныя бра́ни,/ от мо́ра и гла́да,/ и наше́ствия иноплеме́нных в гряду́щия времена́,/ и, ра́дующеся, со Гаврии́лом благове́стником возопие́м Ти:// ра́дуйся, Обра́дованная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Себежской», называемой «Умиление», глас 4
Притеце́м, лю́дие, бога́тии и убо́зии,/ си́рии и вдови́цы, ста́рии и ю́нии,/ в ти́хое приста́нище,/ под покро́в цельбоно́снаго исто́чника Богома́тере./ Сле́зы бо, я́ко ре́ки, источа́ет/ из обою́ оку́ чудотво́рнаго о́браза Се́бежския/ о находя́щем гне́ве за на́ша зла́я согреше́ния/ и укрепля́ет град, его́же возлюби́ла еси́, на сопроти́вныя,/ утвержда́ет ве́ру правосла́вных христиа́н/ и избавля́ет от вся́каго зла// моли́твами Свои́ми.

Комментарии