21 апр
ДОСТОПАМЯТНОСТИ Г. НОВАГО ОСКОЛА. 1840 г.
Очерки 1840 г. Новый Оскол
Очерки 1840 г. Новый Оскол
Очерки 1840 г. Новый Оскол
Очерки 1840 г. Новый Оскол
Очерки 1840 г. Новый Оскол
Очерки 1840 г. Новый Оскол
Очерки 1840 г. Новый Оскол
Очерки 1840 г. Новый Оскол
Очерки 1840 г. Новый Оскол
Очерки 1840 г. Новый Оскол
Очерки 1840 г. Новый Оскол
Текстовый вариант документа:
VI. ДОСТОПАМЯТНОСТИ Г. НОВАГО ОСКОЛА.
Новый Осколъ, уѣздный городъ Курской губерніи, расположенъ на лѣвой сторонѣ рѣки Оскола, на низменномъ и песчаномъ мѣстѣ. У самаго города впадаетъ въ Осколъ рѣчка Бѣлый Колодезь.
Начало его основанія полагаютъ въ 1622 году, т. е. за 218 лѣтъ до нашего времени. Прежде сего онъ назывался Царевымъ-Алексѣевымъ, и вероятно не вновь построенъ, а переименованъ въ городъ изъ села или слободы, основанной на этомъ мѣстѣ еще до 1622 года. Въ которое же время названъ Новымъ Осколомъ, въ соотвѣтствіе съ старымъ, точныхъ свѣденій НѢТЪ; но вероятно въ 1656 году, потому что въ этотъ годъ полагаютъ иные начало его построенія.
Въ свѣденіи Новооскольскаго Благочиннаго Протоіерея Дмитрія Воинова въ 1811 году въ Курскую консисторію, подтвержденномъ Городничимъ Бибиковымъ и нѣсколькими жителями города, сказано о Новомъ Осколѣ, что онъ быль нѣкогда знаменитъ и обширенъ. Въ немъ было 18 церквей, два монастыря, 17,000 жителей и дворецъ Государя Алексѣя Михайловича, построенный на полуострове. Все чего войско находилось здѣсь-же въ городе, отъ чего и доселѣ называются въ немъ слободы: Стрелецкою, Пушкарскою и. проч. Близъ царскаго дворца у полуострова была пристань, и по реке Осколу производилось судоходство, отъ котораго жители богатѣли.
Но, подвергавшись частымъ нападеніямъ Крымскихъ Татаръ, и наконецъ, совершенно истребленный ими городъ пришелъ въ запустѣніе, жители разошлись по разнымъ мѣстамъ и населили новыя слободы: Слоновку, Булановку, Болотову, Тростенецъ, Саронкино и часть Бѣломѣстнаго. Иные-же вышли въ другіе уѣзды. Замѣчательно, какъ сказано въ свѣденіи Протоіерея Воинова, что переселившись въ другіе уѣзды и во всѣ наименованныя селенія, жители перенесли туда изъ оставленнаго города церкви.
Вовремя пребыванія своего въ Осколѣ Государь Алексѣй Михаиловичъ, какъ сказано въ томъ-же отношеніи, пожаловалъ золотой крестъ въ соборную Успѣнскую церковь съ 32 мощами, подцерковной писцовой земли 140 четвертей соборной церкви, прочимъ-же церквамъ по 20 четвертей, что видно изъ записей, хранящихся въ уѣздномъ судѣ; да еще симъ же Государемъ подаренъ небольшой колоколъ въ церковь, который и по сіе время находится въ цѣлости. Когда же означенная соборная Успѣнская церковь по прошествіи нѣкотораго времени сгорѣла, то и выше упомянутый жалованный Государемъ золотой крестъ сгорѣлъ, о каковомъ несчастномъ случаѣ, воевода сего города, Иванъ Скрипицынъ, рапортовалъ въ Москву Государямъ Царямъ Іоанну Алексѣевичу, Петру Алексѣевичу и Царевнѣ СОФЬѢ Алексѣевнѣ, и по поводу сему, думать должно, прислали Государи Іоаннъ Алексѣевичъ, Петръ Алексѣевичъ, Царевна СОФЬЯ Алексѣевна, вМѢСТО того золотаго, другой серебрянный, позлащенный, превосходной работы, съ чеканью и уже съ 16 мощами святыхъ, великихъ угодниковъ Божіихъ, въ вышеозначенную соборную церковь, который и теперь находится во всякой цѣлости и честности. Присланъ же онъ изъ Москвы съ Стольникомъ и Полковникомъ Московскихъ стрѣльцовъ съ Герасимомъ Нелидовымъ, до Бѣлъ-города къ Митрополиту Авраамію; а изъ Бѣлъ-города, до Новаго-Оскола провождаемъ былъ Архимандритомъ со священниками и діаконами, въ которомъ городъ, по Высочайшему повелѣнію, предписано было Воеводъ встрѣтить его съ духовенствомъ и со всѣми гражданами, съ крестнымъ ходомъ, за городомъ, гдѣ прилично, что все и явствуетъ изъ данной грамоты сими же Государями на животворящій крестъ Господень, которая грамота, по вступленіи въ должность Протоіерея Воинова въ означенную соборную церковь, отыскана въ Архивѣ городническаго правленія, и прислана господиномъ Городничимъ Бибиковымъ, при сообщеніи, къ Благочинному Протоіерею Воинову для храненія въ соборной ризницѣ, гдѣ она теперь и хранится, въ нарочно устроенномъ ящикѣ. Вотъ и самая грамота:
«Божіею милостію мы Великіе Государи, Цари и Великіе Князья, Іоаннъ Алексѣевичъ, Петръ Алексѣевичъ и Великая Государыня Царевна и Великая Княжна СОФІЯ Алексѣевна всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержцы, указали послать въ Новой-Осколъ въ соборную церковь Успѣнія пресвятыя Богородицы, съ Москвы, изъ разряду, животворящій крестъ Господень съ мощами.»
«Въ ковчегѣ до Бѣлъ-города съ Стольникомъ нашимъ и Полковникомъ Московскихъ стрѣльцовь съ Герасимомъ Нелидовымъ, а съ Бѣлъ-города Преосвященному Авраамію Митрополиту Бѣлъ-городскому и Обоянскому велѣно тотъ животворящій крестъ Господень отпустить въ Новый Осколъ, и духовнаго чину, съ прочимъ Апостоламъ и Великому чудотворцу Нико-лаю, и Великимъ Святителямъ Московскимъ чудотворцамъ, и всѣмъ святымъ, по освященіи святою водою велѣлъ всякихъ чиновъ съ города и по городу народъ и всякіе крѣпости крапить. А по совершеніи всего того дѣйствія, велѣлъ тотъ животворящій крестъ устроить въ соборной церкви противъ мѣстнаго образа на особомъ налоѣ, со украшеніемъ и соборныя церкви Протопопу и братьею приказалъ къ тому животворящему кресту Господню держать береженье большое, чтобы тотъ животворящій крестъ былъ со всѣмъ всегда въ цѣлости. А каковъ тотъ крестъ, кіотъ и чѣмъ прикрытъ и обитъ, и тому подъ сею нашею Великихъ Государей грамотою роспись, съ Діячьею приписью. А въ которомъ числѣ животворящій крестъ Господень изъ Бѣлъ-города въ Новой Осколъ присланъ, а какова встрѣча учинена, и какихъ чиновъ люди на встрѣчи будутъ, и то все въ Новомъ Осколѣ въ Приказной Избѣ, велѣлъ записать въ записную книгу о всемъ подлинно, порознь, по статьямъ впредь для вѣдома Воеводамъ, и приказнымъ, и градскимъ всякихъ чиновъ людямъ. А сію нашу Великихъ Государей грамоту у росписки кто на твое мѣсто въ Новой Осколъ присланъ будетъ, отдалъ именно, чтобъ сія наша Великихъ Государей грамота всегда была въ цѣлости, и устроить на нее ящикъ особъ; и держать за своею печатью. Да о томъ къ намъ Великимъ Государямъ писалъ о всемъ вышеписанномъ потомужъ подлинно, а отписку велѣлъ подать въ Разрядъ, думному нашему Дьяку Василію Григорьевичу Семенову, съ товарищи. Писанъ на Москвѣ лѣта 1195-го Мая въ 18 день.
За симъ слѣдуетъ описаніе самаго креста: «Вт. нынѣшнемъ 1195 году, Генваря въ 25 числѣ, по указу Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей Іоанна Алексѣевича, Петра Алексѣевича, и Великія Государыни Благовѣрныя Царевны, и Великія Княжны СОФІИ Алексѣевны, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержцевъ, по памяти изъ Приказу Серебреныхъ дѣлъ, за приписью Дьяка Неѳеда Кормилицина, присланъ въ Рязрядъ для посылки, и изъ Разряду посланъ въ Новой Осколъ, въ соборную церковь Успѣнія Пресвятыя Богородицы, животворящій крестъ Господень серебряной, позолоченъ, чеканой, съ рѣзью. Вѣсу въ немъ Фунтъ 41 золотникъ; на томъ крестѣ распятіе Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа и выше распятія Херувимъ и Серафимъ да два Ангела.»
«Да при крестѣ, съ правыя стороны распятія образъ Пресвятыя Богородицы, да Маріи Магдалины. А съ лѣвой стороны Евангелистъ Іоаннъ Богословъ, да Логинъ сотникъ, и въ подножіи креста глава Адамія, литые чеканные, съ рѣзыо. А въ томъ крестѣ мощи святыхъ Пророка Даніила, Евангелиста Марка, Апостола Варнавы, Богоматери Анны, Архидіакона Стефана, Царя Константина, Великомучениковъ Георгія, Меркурія, Пантелимона, Артемія, Прокопія, мучениковъ Іакова, Анастасія, Перскихъ Преподобныхъ, Михаила Малелена, Іоанна Дамаскина, Пилона Великаго. « Да къ тому кресту сдѣланъ ковчегъ деревянный съ затворомъ и обитъ съ верху бархатомъ чернымъ, а внутрѣ атласомъ желтымъ, на ковчегѣ и на затворѣ двѣ петли и гвоздя, да крюкъ съ пробоемъ серебреные.»
«На томъ крестѣ подпись такова: повелѣніемъ Великихъ Князей Іоанна Алексѣевича, Петра Алексѣевича, и Великія Государыни, благовѣрныя Царевны и Великія Княжны СОФІИ Алексѣевны, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержцевъ, сей животворящій крестъ Господень сдѣланъ въ Серебреной палатѣ, въ соборную церковь Успѣнія Пресвятыя Богородицы, что въ Новомъ-Осколѣ, лѣта 7194 года.»
По исполненіи царской воли, Ново-Оскольскій Воевода донесъ о всемъ подробно и написалъ какъ самъ онъ выразился: подлинно, порозно, по статьямъ.
«Есть и еще нѣкоторыя достопамятности въ ономъ городѣ существующія со временъ Царя Алексѣя Михайловича, какъ то: рѣпейки, кои бросали подъ воинство подъ пѣхоту и конницу пули желѣзныя чрезвычайной толщины, канаты и другія вещи къ древнимъ орудіямъ принадлежащія, кои всѣ хранятся подъ вѣдѣніемъ Городническаго правленія. Былъ еще набатный колоколъ, съ золотою надписью, который по открытіи Курскаго намѣстничества взятъ въ казенную Палату. Былъ еще Арсеналъ, со всѣми принадлежностями, снарядами, современными Государю Алексѣю Михайловичу. Въ разсужденіи чудотворныя святыя иконы Божіи Матери Казанскія, которая стоитъ теперь въ церкви свободы На-ХолкЪ, новооскольской округи историческое описаніе, затрачено ли оно или совсѣмъ не было его—неизвѣстно. По преданію повѣствуютъ, что сія чудотворна святая икона Божіей Матери Казанскія, стояла въ городѣ Новомъ Осколѣ, въ бывшемъ Царевѣ Алексѣевѣ въ Дѣвичьемъ монастырѣ, на пнѣ дубовомъ при колодезѣ, который пень очень долго существовалъ, и изъ подъ коего пня чудеснымъ образомъ пошла вода. И уже въ недавнее былъ сей колодезь такъ, что многіе его изъ теперешнихъ жителей помнятъ; но небреженіемъ жителей обвалился. И такъ, когда было чудо отъ святаго образа сего, то сей образъ Божіей Матери Казанскія, по совершеніи соборнаго молебствія, былъ поставленъ въ семъ же монастырѣ въ церкви Преображенія Господня; но какъ монастырь оной былъ уничтоженъ, то и образъ Божія Матери Казанскія перенесли въ соборную Успѣнскую церковь сего города, гдѣ онъ нѣсколько лѣтъ стоялъ. Послѣ сего времени былъ опредѣленъ къ соборной церкви Протоіерей Іоаннъ Курдюмовъ, кой по вдовству своему пошелъ въ монашеское званіе, и произведенъ былъ въ Холковъ монастырь Игуменомъ, и первымъ членомъ въ Ново-Оскольскомъ духовномъ правленіи. Такъ онъ Курдюмовъ, нарѣченный въ монашескомъ званіи Иларіонъ, по силѣ духовной особы въ семъ округѣ, перенесъ святую икону Божіей Матери Казанскія изъ соборной Новооскольской церкви въ Холковъ монастырь, безъ резона и безъ всякой бумаги. Когда же онъ ее въ первый разъ понесъ, какъ сказываютъ, то она опять явилась въ городѣ; но когда въ другой разъ понесъ, — былъ день ясный и погожій, а только что вынесли изъ соборной церкви, то вдругъ небо здѣлалось мрачнымъ, и въ воздухѣ чрезвычайный туманъ съ ужасною бурею, даже стало темно; послѣ сего пустился проливной дождь и какъ скоро начали подходить къ мѣсту чрезъ рѣку Бѣленькую лежащему, сдѣлалась въ одно мгновеніе вода поколѣно, даже и идтить невозможно быдо чрезъ мостъ; но всѣ продолжали свой путь; потомъ такъ весь мостъ задрожалъ, что всѣ шедшіе остановились и нѣкоторые изъ нихъ попадали на колѣни. Послѣ чего продолжали молебствіе часовъ нѣсколько и обѣщались носить каждогодно въ городъ» Божію Матерь, и такимъ образомъ понесли благополучно въ Холковъ монастырь, гдѣ съ того времени сей святый образъ Божіей Матери, Казанскія и остался. Напослѣдокъ сей монастырь Холковскій уничтожился, то въ слободкѣ монастырской сдѣлалось селеніе и сія монастырская церковь осталась приходскою, которая и по днесь существуетъ. О чѣмъ всемъ свидѣтельство, по указу Курской духовной Консисторіи, отъ священно и церковныхъ служителей и гражданъ и крестьянъ, и Дворянъ въ оную Консисторію симъ представляется. 1811 года Ноября 30 дня.
#новыйоскол
#история
VI. ДОСТОПАМЯТНОСТИ Г. НОВАГО ОСКОЛА.
Новый Осколъ, уѣздный городъ Курской губерніи, расположенъ на лѣвой сторонѣ рѣки Оскола, на низменномъ и песчаномъ мѣстѣ. У самаго города впадаетъ въ Осколъ рѣчка Бѣлый Колодезь.
Начало его основанія полагаютъ въ 1622 году, т. е. за 218 лѣтъ до нашего времени. Прежде сего онъ назывался Царевымъ-Алексѣевымъ, и вероятно не вновь построенъ, а переименованъ въ городъ изъ села или слободы, основанной на этомъ мѣстѣ еще до 1622 года. Въ которое же время названъ Новымъ Осколомъ, въ соотвѣтствіе съ старымъ, точныхъ свѣденій НѢТЪ; но вероятно въ 1656 году, потому что въ этотъ годъ полагаютъ иные начало его построенія.
Въ свѣденіи Новооскольскаго Благочиннаго Протоіерея Дмитрія Воинова въ 1811 году въ Курскую консисторію, подтвержденномъ Городничимъ Бибиковымъ и нѣсколькими жителями города, сказано о Новомъ Осколѣ, что онъ быль нѣкогда знаменитъ и обширенъ. Въ немъ было 18 церквей, два монастыря, 17,000 жителей и дворецъ Государя Алексѣя Михайловича, построенный на полуострове. Все чего войско находилось здѣсь-же въ городе, отъ чего и доселѣ называются въ немъ слободы: Стрелецкою, Пушкарскою и. проч. Близъ царскаго дворца у полуострова была пристань, и по реке Осколу производилось судоходство, отъ котораго жители богатѣли.
Но, подвергавшись частымъ нападеніямъ Крымскихъ Татаръ, и наконецъ, совершенно истребленный ими городъ пришелъ въ запустѣніе, жители разошлись по разнымъ мѣстамъ и населили новыя слободы: Слоновку, Булановку, Болотову, Тростенецъ, Саронкино и часть Бѣломѣстнаго. Иные-же вышли въ другіе уѣзды. Замѣчательно, какъ сказано въ свѣденіи Протоіерея Воинова, что переселившись въ другіе уѣзды и во всѣ наименованныя селенія, жители перенесли туда изъ оставленнаго города церкви.
Вовремя пребыванія своего въ Осколѣ Государь Алексѣй Михаиловичъ, какъ сказано въ томъ-же отношеніи, пожаловалъ золотой крестъ въ соборную Успѣнскую церковь съ 32 мощами, подцерковной писцовой земли 140 четвертей соборной церкви, прочимъ-же церквамъ по 20 четвертей, что видно изъ записей, хранящихся въ уѣздномъ судѣ; да еще симъ же Государемъ подаренъ небольшой колоколъ въ церковь, который и по сіе время находится въ цѣлости. Когда же означенная соборная Успѣнская церковь по прошествіи нѣкотораго времени сгорѣла, то и выше упомянутый жалованный Государемъ золотой крестъ сгорѣлъ, о каковомъ несчастномъ случаѣ, воевода сего города, Иванъ Скрипицынъ, рапортовалъ въ Москву Государямъ Царямъ Іоанну Алексѣевичу, Петру Алексѣевичу и Царевнѣ СОФЬѢ Алексѣевнѣ, и по поводу сему, думать должно, прислали Государи Іоаннъ Алексѣевичъ, Петръ Алексѣевичъ, Царевна СОФЬЯ Алексѣевна, вМѢСТО того золотаго, другой серебрянный, позлащенный, превосходной работы, съ чеканью и уже съ 16 мощами святыхъ, великихъ угодниковъ Божіихъ, въ вышеозначенную соборную церковь, который и теперь находится во всякой цѣлости и честности. Присланъ же онъ изъ Москвы съ Стольникомъ и Полковникомъ Московскихъ стрѣльцовъ съ Герасимомъ Нелидовымъ, до Бѣлъ-города къ Митрополиту Авраамію; а изъ Бѣлъ-города, до Новаго-Оскола провождаемъ былъ Архимандритомъ со священниками и діаконами, въ которомъ городъ, по Высочайшему повелѣнію, предписано было Воеводъ встрѣтить его съ духовенствомъ и со всѣми гражданами, съ крестнымъ ходомъ, за городомъ, гдѣ прилично, что все и явствуетъ изъ данной грамоты сими же Государями на животворящій крестъ Господень, которая грамота, по вступленіи въ должность Протоіерея Воинова въ означенную соборную церковь, отыскана въ Архивѣ городническаго правленія, и прислана господиномъ Городничимъ Бибиковымъ, при сообщеніи, къ Благочинному Протоіерею Воинову для храненія въ соборной ризницѣ, гдѣ она теперь и хранится, въ нарочно устроенномъ ящикѣ. Вотъ и самая грамота:
«Божіею милостію мы Великіе Государи, Цари и Великіе Князья, Іоаннъ Алексѣевичъ, Петръ Алексѣевичъ и Великая Государыня Царевна и Великая Княжна СОФІЯ Алексѣевна всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержцы, указали послать въ Новой-Осколъ въ соборную церковь Успѣнія пресвятыя Богородицы, съ Москвы, изъ разряду, животворящій крестъ Господень съ мощами.»
«Въ ковчегѣ до Бѣлъ-города съ Стольникомъ нашимъ и Полковникомъ Московскихъ стрѣльцовь съ Герасимомъ Нелидовымъ, а съ Бѣлъ-города Преосвященному Авраамію Митрополиту Бѣлъ-городскому и Обоянскому велѣно тотъ животворящій крестъ Господень отпустить въ Новый Осколъ, и духовнаго чину, съ прочимъ Апостоламъ и Великому чудотворцу Нико-лаю, и Великимъ Святителямъ Московскимъ чудотворцамъ, и всѣмъ святымъ, по освященіи святою водою велѣлъ всякихъ чиновъ съ города и по городу народъ и всякіе крѣпости крапить. А по совершеніи всего того дѣйствія, велѣлъ тотъ животворящій крестъ устроить въ соборной церкви противъ мѣстнаго образа на особомъ налоѣ, со украшеніемъ и соборныя церкви Протопопу и братьею приказалъ къ тому животворящему кресту Господню держать береженье большое, чтобы тотъ животворящій крестъ былъ со всѣмъ всегда въ цѣлости. А каковъ тотъ крестъ, кіотъ и чѣмъ прикрытъ и обитъ, и тому подъ сею нашею Великихъ Государей грамотою роспись, съ Діячьею приписью. А въ которомъ числѣ животворящій крестъ Господень изъ Бѣлъ-города въ Новой Осколъ присланъ, а какова встрѣча учинена, и какихъ чиновъ люди на встрѣчи будутъ, и то все въ Новомъ Осколѣ въ Приказной Избѣ, велѣлъ записать въ записную книгу о всемъ подлинно, порознь, по статьямъ впредь для вѣдома Воеводамъ, и приказнымъ, и градскимъ всякихъ чиновъ людямъ. А сію нашу Великихъ Государей грамоту у росписки кто на твое мѣсто въ Новой Осколъ присланъ будетъ, отдалъ именно, чтобъ сія наша Великихъ Государей грамота всегда была въ цѣлости, и устроить на нее ящикъ особъ; и держать за своею печатью. Да о томъ къ намъ Великимъ Государямъ писалъ о всемъ вышеписанномъ потомужъ подлинно, а отписку велѣлъ подать въ Разрядъ, думному нашему Дьяку Василію Григорьевичу Семенову, съ товарищи. Писанъ на Москвѣ лѣта 1195-го Мая въ 18 день.
За симъ слѣдуетъ описаніе самаго креста: «Вт. нынѣшнемъ 1195 году, Генваря въ 25 числѣ, по указу Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей Іоанна Алексѣевича, Петра Алексѣевича, и Великія Государыни Благовѣрныя Царевны, и Великія Княжны СОФІИ Алексѣевны, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержцевъ, по памяти изъ Приказу Серебреныхъ дѣлъ, за приписью Дьяка Неѳеда Кормилицина, присланъ въ Рязрядъ для посылки, и изъ Разряду посланъ въ Новой Осколъ, въ соборную церковь Успѣнія Пресвятыя Богородицы, животворящій крестъ Господень серебряной, позолоченъ, чеканой, съ рѣзью. Вѣсу въ немъ Фунтъ 41 золотникъ; на томъ крестѣ распятіе Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа и выше распятія Херувимъ и Серафимъ да два Ангела.»
«Да при крестѣ, съ правыя стороны распятія образъ Пресвятыя Богородицы, да Маріи Магдалины. А съ лѣвой стороны Евангелистъ Іоаннъ Богословъ, да Логинъ сотникъ, и въ подножіи креста глава Адамія, литые чеканные, съ рѣзыо. А въ томъ крестѣ мощи святыхъ Пророка Даніила, Евангелиста Марка, Апостола Варнавы, Богоматери Анны, Архидіакона Стефана, Царя Константина, Великомучениковъ Георгія, Меркурія, Пантелимона, Артемія, Прокопія, мучениковъ Іакова, Анастасія, Перскихъ Преподобныхъ, Михаила Малелена, Іоанна Дамаскина, Пилона Великаго. « Да къ тому кресту сдѣланъ ковчегъ деревянный съ затворомъ и обитъ съ верху бархатомъ чернымъ, а внутрѣ атласомъ желтымъ, на ковчегѣ и на затворѣ двѣ петли и гвоздя, да крюкъ съ пробоемъ серебреные.»
«На томъ крестѣ подпись такова: повелѣніемъ Великихъ Князей Іоанна Алексѣевича, Петра Алексѣевича, и Великія Государыни, благовѣрныя Царевны и Великія Княжны СОФІИ Алексѣевны, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержцевъ, сей животворящій крестъ Господень сдѣланъ въ Серебреной палатѣ, въ соборную церковь Успѣнія Пресвятыя Богородицы, что въ Новомъ-Осколѣ, лѣта 7194 года.»
По исполненіи царской воли, Ново-Оскольскій Воевода донесъ о всемъ подробно и написалъ какъ самъ онъ выразился: подлинно, порозно, по статьямъ.
«Есть и еще нѣкоторыя достопамятности въ ономъ городѣ существующія со временъ Царя Алексѣя Михайловича, какъ то: рѣпейки, кои бросали подъ воинство подъ пѣхоту и конницу пули желѣзныя чрезвычайной толщины, канаты и другія вещи къ древнимъ орудіямъ принадлежащія, кои всѣ хранятся подъ вѣдѣніемъ Городническаго правленія. Былъ еще набатный колоколъ, съ золотою надписью, который по открытіи Курскаго намѣстничества взятъ въ казенную Палату. Былъ еще Арсеналъ, со всѣми принадлежностями, снарядами, современными Государю Алексѣю Михайловичу. Въ разсужденіи чудотворныя святыя иконы Божіи Матери Казанскія, которая стоитъ теперь въ церкви свободы На-ХолкЪ, новооскольской округи историческое описаніе, затрачено ли оно или совсѣмъ не было его—неизвѣстно. По преданію повѣствуютъ, что сія чудотворна святая икона Божіей Матери Казанскія, стояла въ городѣ Новомъ Осколѣ, въ бывшемъ Царевѣ Алексѣевѣ въ Дѣвичьемъ монастырѣ, на пнѣ дубовомъ при колодезѣ, который пень очень долго существовалъ, и изъ подъ коего пня чудеснымъ образомъ пошла вода. И уже въ недавнее былъ сей колодезь такъ, что многіе его изъ теперешнихъ жителей помнятъ; но небреженіемъ жителей обвалился. И такъ, когда было чудо отъ святаго образа сего, то сей образъ Божіей Матери Казанскія, по совершеніи соборнаго молебствія, былъ поставленъ въ семъ же монастырѣ въ церкви Преображенія Господня; но какъ монастырь оной былъ уничтоженъ, то и образъ Божія Матери Казанскія перенесли въ соборную Успѣнскую церковь сего города, гдѣ онъ нѣсколько лѣтъ стоялъ. Послѣ сего времени былъ опредѣленъ къ соборной церкви Протоіерей Іоаннъ Курдюмовъ, кой по вдовству своему пошелъ въ монашеское званіе, и произведенъ былъ въ Холковъ монастырь Игуменомъ, и первымъ членомъ въ Ново-Оскольскомъ духовномъ правленіи. Такъ онъ Курдюмовъ, нарѣченный въ монашескомъ званіи Иларіонъ, по силѣ духовной особы въ семъ округѣ, перенесъ святую икону Божіей Матери Казанскія изъ соборной Новооскольской церкви въ Холковъ монастырь, безъ резона и безъ всякой бумаги. Когда же онъ ее въ первый разъ понесъ, какъ сказываютъ, то она опять явилась въ городѣ; но когда въ другой разъ понесъ, — былъ день ясный и погожій, а только что вынесли изъ соборной церкви, то вдругъ небо здѣлалось мрачнымъ, и въ воздухѣ чрезвычайный туманъ съ ужасною бурею, даже стало темно; послѣ сего пустился проливной дождь и какъ скоро начали подходить къ мѣсту чрезъ рѣку Бѣленькую лежащему, сдѣлалась въ одно мгновеніе вода поколѣно, даже и идтить невозможно быдо чрезъ мостъ; но всѣ продолжали свой путь; потомъ такъ весь мостъ задрожалъ, что всѣ шедшіе остановились и нѣкоторые изъ нихъ попадали на колѣни. Послѣ чего продолжали молебствіе часовъ нѣсколько и обѣщались носить каждогодно въ городъ» Божію Матерь, и такимъ образомъ понесли благополучно въ Холковъ монастырь, гдѣ съ того времени сей святый образъ Божіей Матери, Казанскія и остался. Напослѣдокъ сей монастырь Холковскій уничтожился, то въ слободкѣ монастырской сдѣлалось селеніе и сія монастырская церковь осталась приходскою, которая и по днесь существуетъ. О чѣмъ всемъ свидѣтельство, по указу Курской духовной Консисторіи, отъ священно и церковныхъ служителей и гражданъ и крестьянъ, и Дворянъ въ оную Консисторію симъ представляется. 1811 года Ноября 30 дня.
#новыйоскол
#история
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
В пятитомнике публикуются избранные произведения выдающегося фольклориста и этнографа Вадима Васильевича Пассека (1808-1842). Изданные им «Очерки России» (включившие, кроме него самого, и других авторов) положили начало разностороннему изучению народного быта, исторических памятников, фольклора, этнографии, экономики и природы России, всех ее народностей.
Автор великолепно описал народные быт и обычаи, а также записал песни Великой и особенно Малой Руси ("Малорусские святки", "Малорусская свадьба", «Малорусские поверья», «Купало», «Веснянки», «Русский простонародный костюм Тверской губ.» и др.). Народные песни вошли в собрание народных песен Н. В. Гоголя.
По духовному складу и некоторым идеям Пассек явился предшественником славянофилов. В его работах просматриваются историко-романтические концепции; в истолковании главной проблемы - народности - первостепенным определителем для него стали религиозные верования; при этом в христинастве он особо выделяет те устои, которые служат лучшему выражению самобытной «славянской души».