12 мая 1933 года родился Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ, советский и российский поэт и прозаик, общественный деятель

Стихи не пишутся — случаются,
Как чувства или же закат.
Душа – слепая соучастница.
Не написал – случилось так.
Андрей Андреевич Вознесенский появился на свет в Москве, в семье интеллигентов. Его отец, Андрей Николаевич, был занят в строительстве гидроэлектростанций и был профессором. А мама, Антонина Сергеевна, занималась домом и имела в роду священнослужителей. Ее предки были родом из Владимирской области. Там же, в Киржаче, Андрей провел часть детства.
Сочинять стихи Андрей Вознесенский начал достаточно рано, но о своих детских стихах он позже никогда не рассказывал, хотя любовь к рисованию и сочинительству в раннем возрасте у него была огромной.
Большое влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, когда-то написавший юному четырнадцатилетнему поэту, приславшему ему на рецензию свои первые стихи: «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил». И это, казалось бы, незначительное происшествие соединило двух великих поэтов — начинающего Вознесенского и мэтра Пастернака. Позже их встречи и беседы о поэзии стали регулярными, и эта дружба продолжалась до последних дней Пастернака.
Но, несмотря на такое благословение, Андрей Вознесенский в 1952 году поступил в Московский архитектурный институт, который окончил в 1957 году, получив специальность архитектора.
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Начиная с поэмы «Мастера», написанной в 1959 году, поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. Это был прорыв нового поколения писателей, поэтов и читателей. Наступила эпоха «шестидесятников» — эпоха свободы мысли и творчества. В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.
В 1960 году вышли первые сборники стихов поэта – «Парабола» и «Мозаика». Первый сборник Вознесенского «Мозаика» был издан во Владимире и навлёк на себя гнев властей. Второй сборник «Парабола» вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений Вознесенского этого периода под названием «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.
Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у части советской литературной общественности. На улице Горького в «Окнах сатиры» в 1960-х годах был изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Н.С. Хрущёв подверг творчество поэта разгромной критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!». Поэт, действительно, много ездил с выступлениями в Польшу, США, Италию, Францию, Канаду, Великобританию, Австрию и Болгарию. Во время своих выступлений Андрей Вознесенский стал одним из популярнейших русских поэтов в США.
После снятия Хрущева у Вознесенского с властью сложились двойственные отношения. Его выпускали за границу, но только изредка, реагируя далеко не на все приглашения, которые он получал. Его произведения печатали реже, чем запрещали печатать. Каждый его сборник моментально исчезал из магазинов, а часть тиража просто забирала себе номенклатура. За три десятка лет критика писала о нем считанные разы. Но, несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников – от «шестидесятников» до современной молодежи – проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах «черного рынка» на сборники, в переписанных от руки текстах.
В 1964 году Андрей Вознесенский женился на Зое Богуславской, его музе… Отношения Вознесенского и Богуславской были не просто самым ярким романом в литературном мире, но и примером любви и преданности. Именно Андрей выбрал Зою, как будто почувствовал, что только в ней – его спасение, и с ней – его судьба. Сначала она сопротивлялась. Состоявшаяся женщина – литературный критик, писатель, драматург – Богуславская не была готова к переменам в личной жизни. Но он настаивал, и она сдалась, оставив ради него благополучную жизнь и семью. С тех пор они 46 лет были вместе и в счастье, и в горе.
С конца 1960-х годов и до последних дней Вознесенский жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля – в день рождения Пастернака, и 30 мая – в день смерти поэта, проводил поэтические чтения.

  • Андрей Вознесенский - Стихи не пишутся - случаются
  • Андрей Вознесенский - Я тебя никогда не забуду
  • Андрей Вознесенский - Не исчезай
  • Андрей Вознесенский - Год любви
  • Андрей Вознесенский - Мулатка
  • Андрей Вознесенский - Певец

Комментарии

Комментариев нет.