Из книги "Артек"- мечта, сказка, счастье!

": " Вечные ценности «Артека» и «Орленка» Тамара Федоровна Пушкина (Леженина)
вожатая Всероссийского пионерского лагеря «Орленок»
дружина «Звездная» 1979 и 1981гг.
В дни рождения принято чествовать именинников, вспоминая их самые светлые деяния, чистые помыслы, вклад в будущее… Значение «Артека» и «Орленка» для истпеда и его питомцев велико. Своими мыслями об этом захотелось поделиться и мне, Пушкиной Тамаре Федоровне, кандидату педагогических наук, доценту кафедры общей и педагогической психологии родного педагогического (ФГБОУ ВПО «ВГПУ»). В «Орленке» я работала пионерской вожатой дружины «Звездная» в 1979 и 1981 годах.
Помню в выпускном десятом классе к нам на урок истории пришла Т.И. Псарёва (Магазинщикова). Она, будучи студенткой 5 курса историко-педагогического факультета ВГПИ, проходила в нашей школе сельскую практику. Осуществляя классное руководство, Татьяна Ивановна увлеченно повествовала о родном факультете. Мы узнали, что их всего пять в стране, что практика студентов проходит во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» и Всероссийском – «Орленок», что студенты при изучении спецкурсов посещают «Третьяковку» в Москве, «Эрмитаж» и другие музеи в Ленинграде, ездят на археологические раскопки и т.д. и т.п. Самые яркие ее воспоминания были связаны с «Артеком».
Для меня эти рассказы стали мощной мотивацией. Я убедила родителей, что для меня мединститут перестал быть целью профессионального становления. Я хочу стать учителем! За полгода пришлось резко сменить предметы подготовки с естественнонаучных на гуманитарные.
И вот 1 сентября 1977 года. Я – студентка знаменитого на всю страну факультета! Чтобы достигнуть заветной цели, нужно отлично учиться, быть активной … Прекрасно, что учебу и организацию общественной работы осуществляли не просто профессионалы. Это – Личности! Под их руководством учиться и творить было нелегко, но жутко интересно, поучительно. Их имена должны быть вписаны золотыми буквами на фасаде вуза: Гаврилов Юрий Александрович, Паничева Эмма Викторовна, Липатникова Галина Ивановна, Драйцель Нелли Марковна, Синюк Арсен Тигранович, Трофимова Нелли Михайловна, Батраченко Степан Иосифович, Сапронова Нина Тимофеевна, Пирогов Валентин Митрофанович… перечень значителен. Мы прошли их школу жизни.
А еще мы прошли школу «Артека» и «Орленка»! А что примечательного в этой школе?
На первом месте я бы указала опыт нравственного поведения. Вспомним законы орлятского и артековского братства: доброе отношение к людям; уважение к искренней песне, исполняемой в кругу с друзьями; открытость: критикуешь – предлагай; активность: предлагаешь – делай! Эти законы объяснялись доступно, становились образом жизни. Как этого опыта не хватает современному юному поколению!
Критерием нравственности является совесть. Нас учили жить по совести. И, главное следствие этого: для нас эта позиция всегда была единственной, это освобождало нас от метаний «от коммунистов к демократам»! Вопросов, связанных с преодолением идеологических разрывов для артековцев и орлят не существовало. Идеология наша – не только интернациональна, она – на все времена, навеки! И она – в нашем сердце!
А какой опыт организаторской работы получали мы за полгода практики! Ведь за лагерную смену надо было создать коллектив, единство, способное согласованно идти к цели, творчески выполнять поставленные задачи, обязательно доводить дело до конца. Работать на результат. Может поэтому, общеобразовательные учреждения, возглавляемые артековцами и орлятами, всегда становятся центрами педагогической работы?
Нас учили уважительно относиться к людям. Верить в человека, зная заранее, что в нем больше хорошего, чем плохого. Взаимопомощь, поддержка, дружеское участие к оступившемуся… Как же этого нам сейчас не хватает!
«Артек» и «Орленок» – пример не только здорового, активного, но и духовно полноценного отдыха. Сколько добрых дел успевалось за один день… зато вечером, на «огоньке» каждый слышал заслуженную оценку…хотелось расти, творить, быть лучше…
Опыт этих школ актива учил нас самокритике. Какое важное субъектное качество! Ведь свои недостатки ты должен увидеть в себе сам, проявив волю, работать над ними, искоренять их. Как уважаема была Воля, в противовес модной ныне лени!
Воспитательный потенциал традиций «Артека» и «Орленка» обогащали встречи с известными на всю страну людьми. Артисты и космонавты, спортсмены и ученые … делились своей жизненной правдой, приобщали нас к Разумному, Доброму, Вечному. Эти разговоры на летних площадках под звездным небом не раз вспоминались всем нам в минуты трудностей, учили добиваться своего, преодолевая себя. Учили приносить пользу Родине.
А разве можно забыть о романтике, которая сопутствовала всем нам в этих условиях?! Легенды об одинокой сосне, предания о героях и их подвигах, шум моря, высокое чистое небо, розы «Артека» и «Орленка»– это среда, в которой не было места подленькому и мелочному, но всегда приветствовалось возвышенное.
В организации воспитательной работы нас учили целеполаганию: «Если незачем, то зачем?». Продумывалось тщательно все до мелочей, как тот или иной прием будет воздействовать на сознание подростка, к каким ценностям приобщит его.
Мы четко усвоили, что в воспитании главное не «прикольненько», не «круто», не «ва-у!!!» и не «ва-аще!». В настоящем Воспитании надо взрастить в человеке Добро, оно применимо ко всему человеческому.
Спасибо «Артеку» и «Орленку» за доброе участие в нашей судьбе! Спасибо тем, кто придумал наш факультет таким! Спасибо тем, кто остался верен нашей дружбе!

С моими дорогими комсомольцами! Спасибо вам, ребята, за надежность, за щедрость души, за верность идеалам юности, за творчество зрелых руководителей и педагогов, за великую роскошь человеческого общения, сотрудничество - умение спеть свою прекрасную партию в общем хоре коллективного созидания!

Комментарии

Комментариев нет.