Беглые священники Калужской губернии.


Известно, что священников Калужской губернии очень хотели заполучить к себе раскольники других губерний. Их искали и покупали за дорогую цену в самые отдаленные места России. В 1841 году несколько тысяч раскольников из Новороссии, Херсонской губернии обратились к православию, чтобы им выдали священников из Калужской епархии. В 1845-1846 годах также требовали священников из Калужской епархии. По этим требованиям посылались священники для единоверческих церквей: в Новороссийский край в 1841 году-3, в Черниговскую епархию-в 1845 году- 1, в 1846-8 , в 1848-1 , в 1850 -1, в 1852-2. В Витебскую епархию в 1848 году- 1 , в Полоцкую в 1847-1 , в 1855- 1.

В 1858 году понадобился священник в отдаленный Забайкальский край и раскольники, проехав путь в 6000 верст в одну сторону, увезли священника из Георгиевского Мещовского монастыря. В 1862 году в Медынском уезде около года проживали двое посланников от Бессарабских раскольников, подговаривая то одного, то другого священника отправиться с ними в Турцию, когда же никто не согласился, уполномоченные увезли того, кто за неблаговидные поступки был разжалован в причетники (села Борятина-Шумилин).
Из бежавших в Рогожское кладбище г.Москвы (самое гнездо раскола) известны: в 1821 году- священник Медынского уезда с.Шанского Завода- Петр Никифоров, в 1822 году-священник Мосальского уезда с.Бакеева- Петр Русаков, в 1828 году-священник Мещовского уезда с.Утешева-Иван Тарутинский. Два диакона Калужского Кафедрального Собора: в 1821 году- Петр Степанов и в 1823 году-Алексей Новооградский. Знаменитый, умерший в 1862 году, Тульский раскольнический поп Павел Смирнов был также калужанин.
Немного о нём. Павел Алексеевич Смирнов начинал свою карьеру священника в селе Князищеве Лихвинского уезда. В 1829 году он похитил церковные деньги ассигнациями 333 рубля. В итоге епархиальные власти забрали у него дом и его перевели в другой приход. Затаив обиду Павел бежал в Тулу, где ему и предложили стать старообрядческим священником. Получив на то согласие губернатора Борисова, он стал исполнять требы по дониконовским книгам в доме купца Дениса Сушкина, а позже при его сыне Кондратии.
Однако детей своих Смирнов отправил учиться в Калужскую семинарию, за что подвергался нападкам белокриницкой иерархии. Об этом известно из документов архива Тульской области.
Влиятельный тульский купец Сушкин (владелец воскового завода) добился легального положения беглого священника Смирнова и оградил его от преследований со стороны Калужской епархии, требовавшей его возврата для дальнейшего разбирательства. В Туле же известно, что большинство старообрядцев были оружейниками и государству вступать с ними в конфликт было не с руки. Смирнов вел себя осторожно и пользовался большой популярностью.
В 1854 году у Смирнова с новой иерархией произошел раскол. На Рогожском кладбище решили: "предпринять свои деятельные меры против такого беззаконника, и Богом дарованной властью всеконечно поразить бесстыдного раскольника, главного губителя и волка, угрызающего Христову словесную паству". С помошью беглого попа Смирнова возникло тульское старообрядческое согласие. Его бывшие прихожане разделились на тех, кто поддержал Павла и тех, кто хотел слиться с белокриницкой иерархией.
В 1830 году Черниговские раскольники жаждали заполучить калужских священников не только из Калуги, но и из Полотняного Завода и Сухинич. Это были своего рода промышленники, которые разного рода обещаниями и деньгами заманивали священников.Так был известен один калужский мещанин, как торговец попами. Из воспоминаний священника Гергиевского:" Когда вздумал я бежать в раскол, то написал об этом мещанину... и он в один месяц уладил дело". Сами священники брали за себя вперед, по тогдашним временам немного, 200-300 руб. ассигнациями.
Для борьбы с такой напастью епархиальное начальство решило: от каждого священника, если он отправлялся по делам в другую епархию, отбирать выданную ему грамоту, не разрешать священникам вступать в брак с девицами, бежавшими в раскольнические слободы. Как правило, бежавшие сдавали свои места заранее, в пользу своих дочерей. Зятья же получали от них приличное денежное обеспечение.

Бежавшие в раскол священники Жиздринского уезда.


1.1821 г. с.Бутчина-Петр Никифоров
2.1822 г. с.Песоченский завод -Николай Петров
3.1825г. с.Зикеева- Самуил Васильев.
4.1825 г. с.Котори-Ефимий Иванов
5.1826г. с.Анисово Городище- Сампсон Нагибин
6.1827 г. с.Воткина- Иоанн Иванов.
7.1829г. с. Космачева-Василий Тимофеев

источник: Калужские епархиальные ведомости.1863 год.

Комментарии

Комментариев нет.