СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК И ЕГО БОГОСЛОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ.

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ИЗДАНИЯ НАСЛЕДИЯ ОТЦОВ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ФОРМАТЕ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ ТВОРЕНИЙ
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.
В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского.
- Ваше Высокопреосвященство, уважаемый владыка Климент, как составление летописи жизни и творчества святителя Феофана Затворника соотносится с изданием сорокатомного собрания его сочинений? Как эта хроника создавалась и в чем особенность ее содержания?
- Идея составления летописи зародилась в самом начале подготовки к изданию полного собрания творений святого. В октябре 2010 года, на этапе разработки плана работ, история творческого наследия святителя была представлена в виде хронологической таблицы. Тогда же членам научно-редакционного совета стала очевидной не только возможность, но и насущная необходимость создания точной и подробной биографии Вышенского Затворника. Объем документальных свидетельств позволял реализовать эту задачу в виде летописи.
Данный формат решал как минимум три задачи. Во-первых, работа над летописью обладает высоким аналитическим потенциалом, задавая соответствующий уровень методологии издания наследия святого. Во-вторых, она уточняет известные обстоятельства жизни и творчества святителя, дополняет их новыми и становится полноценным источником написания более подробного его жития. В-третьих, работа в этом направлении задает новые ориентиры для поиска всего, что связано с жизнью и творчеством Вышенского святителя. Благодаря составлению летописи расширился список архивохранилищ, в которых, как следовало ожидать, отложились его автографические материалы и свидетельства о нем других лиц.
Важным результатом этих трудов стало посещение афонского Пантелеимонова монастыря для изучения и копирования архива святителя Феофана, хранящегося в обители. Поездка состоялась в октябре 2011 года, и материалы экспедиции явились богатым источником для исследовательской деятельности и составления текста летописи. Одновременно изучались другие архивы на предмет как автографов святителя, так и официальных сведений о нем. И здесь исследовательскую группу ждало немало находок. Выяснилось, например, что Архив внешней политики Российской империи содержит материалы о служении будущего святителя в Константинополе настоятелем храма при российском посольстве в Османской империи. Архивы Владимирской и Тамбовской областей позволили содержательно представить в летописи архипастырскую и административную деятельность святителя Феофана как правящего епископа.
Полностью читайте в мартовском номере «Журнала Московской Патриархии» (№3, 2024) и на нашем сайте:
http://e-vestnik.ru/interviews/svyatitel_feofan_zatvornik_13113/

Комментарии

Комментариев нет.