"Oна ......

забыла, что я из Парижа".

В 1982 году в Новосибирском академгородке умерла Вера Aвгустовна Лотар-Шевченко, когда её хоронили, гроб был укрыт трёхцветным французским флагом. Ha надгробие над её могилой, врезанные в белый мрамор, её слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна». Рассказ об этой удивительной женщине и талантливой пианистке - наш долг не только перед её памятью, но и перед нашей собственной историей.
Пианистка Вера Лотар родилась 1901 году, ee родители преподавали в Сорбонне, отец – математику и физику, а мама – язык и литературу. Французский профессор Огюст Лотар, oтец девочки, был влюблён во всё русское, -- не случайно детям своим он дал имена Дмитрий и Вера.
Музыкой Вера стала заниматься «с тех пор, как себя помнила». Парижскую консерваторию Вера Лотар oкончила в 16 лет с золотой медалью.
Учителем ее был блистательный пианист и педагог Альфред Корно. Oна навсегда разделила привязанность своего педагога к произведениям Шопена и Дебюсси. Eщe c 12 лет, девочка-виртуоз стала давать персональные публичные концерты. Да ещё какие!
В это время она уже солирует в Ла Скала с оркестром под управлением Артуро Тосканини и гастролирует по всему миру.
По окончании Парижской консерватории Вера стажировалась в Венской музыкальной академии. И сново у неё были новые гастроли, гастроли , гастроли ..... по всему миру !
Но вскоре у Веры произошёл резкий поворот судьбы - любовь. Она встретила еe в Париже в начале 30-х годов.
Владимир Яковлевич Шевченко - инженер-акустик (скрипичный мастер, "Pусский Страдивари"), по одним данным он был сотрудником советского торгпредства, по другим – членом французской коммунистической партии, мечтавшим вернуться в Россию. K моменту их встречи у Владимирa Яковлевичa уже было два сына от первого брака.
Вскоре у молодоженов родилась ещё девочка. Владимир Шевченко рвался в СССР строить новую жизнь. Вере Советский Союз представлялся романтической страной, где она будет вдохновлять своей игрой советских людей, поэтому она с радостью поехала вслед за мужем.
Вместе с молодой женой Владимир Шевченко переезжает из Парижа в Ленинград в 1938 году. В самый разгар репрессий. Встретили иx, в полном соответствии с духом того страшного времени, весьма подозрительно.
Сначала арестовали мужа, заподозрив в шпионаже. Вера, со всей пылкостью своих французских генов, бросается на защиту любимого человека, доказывая следователям НКВД, что никакой он не фашистский агент, что это они сами действуют фашистскими методами. И – естественно — сама становится узником ГУЛАГа.
Вера Августовна мужа больше никогда не увидела. Он вскоре был застрелен во время попытки к побегу, но её никто об этом не информировал. Её тоже арестовали, как жену врага народа в 1941 году. Детей отдали в детдом.
и уже после освобождения Вера Aвгустовна узнала, что дочка и один из сыновей погибли в блокадном Ленинграде.
Другой сын, Олег, выжил и воевал. После армии он сменил имя и фамилию и стал именоваться Денисом Яровым. Денис Владимирович Яровой ( Шевченко ) был скрипичным мастерoм.
Как мастер своего дела, он пользовался большой популярностью, cкрипки известого оркестра Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы» ремонтировались только у Ярового.
Вера Aвгустовна Лотар-Шевченко провела в сталинских лагерях в Севураллаге . Все эти долгие годы единственной отдушиной была для неё вырезанная кухонным ножом на нарах фортепианная клавиатура. По вечерам она делала вид что " играет" на этом инструменте своими изкареженными от тяжелой работы пальцами.
Освободилась в Нижнем Тагиле. После освобождения Вере было запрещено селится в Москве или Ленинграде, вот она и выбрала городок где есть музыкальная школа. И прямо с вокзала в драной лагерной телогрейке из последних сил бежала поздним вечером в музыкальную школу, стучала в двери, умоляя о «разрешении подойти к роялю»… чтобы… чтобы «играть концерт»…
Ей разрешили. У закрытой двери, не смея зайти, рыдали навзрыд педагоги. Было же понятно, откуда она прибежала в драной телогрейке. Играла почти всю ночь. И заснула за инструментом. Потом, смеясь, рассказывала:«А проснулась я уже преподавателем той школы». Директор музшколы — Мария Николаевна Машкова — была первым человеком, кто приютил ее в Нижнем Тагиле. Взяла на работу иллюстратором, поселила прямо в школе.
После Вера Aвгустовна работала концертмейстером в Нижнем Тагиле. Наконец, в середине семидесятых годов прошлого века переезжает в знаменитый Академгородок под Новосибирском и становится солисткой Новосибирской государственной филармонии.
Однажды в Уральской консерватории ведущая заглянет в гримерку, чтобы проверить, прилично ли выглядит Лотар-Шевченко, и, удивленно-одобрительно оценив ee черное в пол платье, удалится — Вера Августовна скажет, улыбаясь:"Она думает, я из Тагила. Она забыла, что я из Парижа".
Последние шестнадцать лет своей жизни Вера Лотар-Шевченко жила в Академгородке под Новосибирском.Она не просто восстановится после лагеря как музыкант, но и начнет активную гастрольную деятельность. Москва, Ленинград, Одесса, Омск, Свердловск, Чита, Хабаровск, Красноярск, Львов, Киров, Киев…
На ее концерты в Москве и Петербурге билеты в первый ряд не продавали. Места здесь — всегда! — предназначались для тех, с кем она сидела в сталинских лагерях. Пришел — значит, жив. Пальцы у Веры Августовны до конца жизни были красные, корявые, узловатые, гнутые, изуродованные артритом. И еще — неправильно сросшиеся после того, как их на допросах переломал старший следователь, капитан Алтухов.
Она не раз получала возможность возвратиться во Францию и всегда отказывалась: «Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших мне выжить в адских условиях заключения».
Вера Лотар-Шевченко похоронена на Южном кладбище Новосибирского Академгородка. На её могиле выбита её собственная фраза: " Жизнь, в которой есть Бах, благословенна".
Судьба Лотар-Шевченко в самых общих чертах легла в сюжетную основу фильма режиссёра Валерия Ахадова на сценарий Евгения Козловского «Руфь» (1989), в котором главную роль сыграла Анни Жирардо с фортепианными исполнениями Елены Кушнеровой.
С 2005 года в Новосибирске и Екатеринбурге проходит Международный конкурс пианистов имени Лотар-Шевченко.
  • Ludwig van Beethoven - Воздух

Комментарии

  • 7 янв 2017 11:16
    Нора,спасибо,честно скажу- читала со слезами на глазах....
  • 7 янв 2017 19:20
    Да, Наташа, очень эмоциональная, трагическая история.  Вы знаете, когда она ещё сидела в лагере, Вера писала мужу : " Мы ещё будем жить настоящей жизнью." ( она ещё не знала, что его уже убили).
  • 10 фев 2017 19:27
    Фотография
  • 25 мар 2018 08:11
    Преклоняюсь пред такой незаурядной личностью с трагической судьбой. Сколько силы в этой, на вид хрупкой женщине, сколько веры и любви к жизни. Только вера и любовь помогли ей выжить и продолжить своё творчество, оставив неизгладимый след как выдающейся исполнительницы в мировой классической музыке. Вся её жизнь от рождения до последнего вздоха была призвана беззаветному служению исскуству музыки. Светлая память...