ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ - ВОЗДУШНЫЙ ХУЛИГАН...

КОРОТКАЯ, НО УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА ЛЕГЕНДАРНОГО ЛЕТЧИКА....

Имя летчика Валерия Чкалова стало легендой не только отечественной, но и мировой авиации. Он считался символом бесстрашия и вызова опасности, и во время войны многие из советских пилотов брали в полет 'на удачу' его фотографии. И, что интересно, такие же фотографии были и у многих немецких асов.
Валерий Чкалов прославился не только как виртуозный летчик, но и как личность с характером, для которого эпитет 'неординарный' был бы слишком мягким. Однако неординарностью отличалась вся его семья. Прадед известного летчика, Михаил, был первым силачом среди волжских бурлаков, его дед, Григорий – первым среди волжских грузчиков
Павел Григорьевич Чкалов, отец Валерия, выучился на мастера-котельщика и стал работать в казенных мастерских села Васильева (ныне город Чкаловск) Нижегородской губернии. Он считался лучшим специалистом, и его личное клеймо до недавнего времени можно было встретить на речных пароходах.
В семье было трое детей – Алексей, Софья и Валериан, по- домашнему Аверьян, родившийся 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года, рос очень сильным и бесстрашным: в восемь лет он помог отцу выиграть спор на его долг у купца Колчина. Будущий воздушный ас бежал на лыжах за купеческой тройкой и сумел обогнать ее, спрыгнув на лыжах с волжского обрыва.
После окончания начальной школы в Василькове Валериан поступил учиться в Череповецкое техническое училище. В 1918 году, после закрытия училища, мальчик возвратился домой и стал помогать отцу, затем работал молотобойцем в кузнице, а с началом навигации устроился кочегаром. В 1919 году он впервые увидел самолет.
. В голове Чкалова словно что-то щелкнуло, и он стал мечтать связать свою жизнь с летательными аппаратами. В 15 лет Валера, благодаря тому что добровольно вступил в ряды Красной Армии, стал учеником слесаря при военном авиационном заводе.
Позднее молодой человек много учился в заведениях ВВС. Он прошел Егорьевскую военно-теоретическую школу, затем Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и, в конце концов, окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. За время обучения Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя.
В 1924 году Валерий Чкалов был направлен служить в Ленинградскую авиаэскадрилью им. Нестерова, базировавшуюся на Комендантском аэродроме. Уже через неделю он оказался на гауптвахте за то, что стал выполнять фигуры высшего пилотажа на стареньком и не приспособленным для этого самолете.
Дальнейшая служба Валерия Чкалова представляла собой череду безрассудных поступков, в которых он неизменно оказывался на высоте, вызывая у своего руководства смешанное чувство ярости и восхищения.
Летчик накручивал рекордное количество мертвых петель, пролетал между деревьями и под Троицким мостом. За изобретенные им фигуры восходящего штопора и полета вверх колесами он отсидел положенный срок на гауптвахте, а после продемонстрировал их на параде в Москве, за что получил денежную премию.
Зимой 1925 года Валерий Чкалов познакомился со студенткой педагогического института Ольгой Ореховой, которая вместе с однокурсницами в порядке шефской помощи организовала драмкружок в клубе эскадрильи.
Два года общения в драмкружке завершились свадьбой в 1927 году, а в 1928 году у Чкаловых родился сын Игорь, впоследствии инженер-полковник ВВС.
Нельзя сказать, что семейная жизнь Ольги Эразмовны протекала безмятежно. Валерий Чкалов имел репутацию отъявленного ловеласа и сумел приударить даже за Марлен Дитрих. К тому же список его дисциплинарных нарушений возрастал.
В 1928 году, уже после перевода в Брянскую эскадрилью, Чкалов перегонял самолеты из Гомеля в Брянск. Желая показать молодым летчикам, как можно прижиматься к земле на бреющем полете, он пролетел под телеграфными проводами , с чем остальные летчики справиться не смогли.
Результатом стали поврежденные лини связи и судебное разбирательство, в результате которого воздушный ас получил год заключения и был лишен всех воинских званий. Однако по особому распоряжению ЦИК СССР и лично М.И.Калинина Чкалов был освобожден через 19 дней с увольнением запас.
Валерий Павлович стал работать инструктором Ленинградского авиаклуба ОСОВИАХИМ, и через год его восстановили в воинском звании и зачислили в штат Московского НИИ ВВС на должность летчика-испытателя
В его послужном списке – испытания 30 типов новой авиатехники, в том числе и так называемой 'авиаматки' - тяжелого бомбардировщика, который мог переносить до пяти самолетов-истребителей. В 1932 году при перебазировании НИИ ВВС в Подмосковье Чкалов устроил вошедший в историю парад над Красной площадью, пролетев на своем бомбардировщике впереди колонны из 45 самолетов, державших строй по три машины в ряд.
Существует легенда, правда, не подтвержденная документально, что Валерий Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде.
В январе 1933 года Валерий Чкалов был снова уволен в запас и переведен на должность летчика-испытателя при Московском авиационном заводе. Он стал испытывать машины знаменитого авиаконструктора Николая Поликарпова
Однако испытательные полеты и награды за них не были пределом мечтаний знаменитого летчика. Он переживал, что в 1934 году, во время спасения челюскинцев, Поликарпов не дал согласия на его участие в этой экспедиции
В январе 1935 года Сигизмунд Леваневский организовал перелет в США через Северный полюс – и снова Чкалов не принимал в этом участия. Экспедиция Леваневского закончилась неудачей, однако летом 1936 года Чкалов вместе с летчиками Байдуковым и Беляковым успешно совершил беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский.
Перелет должен был показать возможности развивающейся авиации. Чкалов Валерий Павлович во главе своего экипажа стартовал 20.07.1936. Полет длился пятьдесят шесть часов без посадки, пока не оказался на острове Удд (Охотское море). За это время было преодолено более девяти тысяч километров. Там же, на острове, на борт самолета нанесли надпись «Сталинский маршрут». Она сохранится до следующего перелета, о котором больше всего мечтал экипаж Чкалова, а именно из СССР в США через Северный полюс. - По результатам этого перелета весь экипаж получил звание Героев Советского Союза, а в распоряжение Чкалова был предоставлен личный самолет У-2.
Новой легендой с участием Валерия Чкалова стал его беспосадочный перелет с Байдуковым и Беляковым по маршруту Москва-Ванкувер через Северный полюс (1937), после которого экипаж был награжден орденами Красного знамени.
Знаменитый пилот уже начал говорить о том, что готов 'махнуть вокруг шарика', однако судьба распорядилась иначе. 15 декабря 1938 года при совершении Чкаловым испытательного полета истребителя И-180 у самолета при заходе на посадку остановился двигатель и легендарный летчик погиб.
Обстоятельства крушения самолета выглядят очень странными, поскольку ни Поликарпов, ни представитель главного конструктора Е.Гинзбург разрешения на этот полет не давали.
В день испытаний температура воздуха была минус двадцать пять градусов Цельсия, но Чкалов решил вылетать. При заходе на посадку остановился двигатель. Летчик попытался сесть, но самолет зацепился за провода на столбе. Причиной смерти стала травма из-за удара головой о металлическую арматуру. После этого летчик прожил не более двух часов. Он умер по дороге в больницу. В это время его жена носила под сердцем их третьего ребенка. Ей сообщили о случившемся только поздним вечером.
Валерий Павлович прожил всего тридцать четыре года. За это время он окончил несколько летных школ, совершил два сложнейших перелета через Северный полюс, два раза был приговорен к заключению, несколько раз исключался из рядов Красной армии с последующим восстановлением. У него с женой было трое детей, которые сохранили память об отце. Жена, прожившая вдовой более пятидесяти лет, так и не вышла больше замуж, сохраняя память о муже. Для многих он был и остается героем своего времени. Это говорит о неординарности человека, обо всех его талантах и нежелании жить спокойно, как все. Его жизнь была короткой, но насыщенной, а смерть – трагичной. -

Комментарии

  • 30 янв 2018 01:31
    Как это "..никто не давал разрешения на полёт?.."...так не бывает. Был день рождения Сталина...К тому же Чкалов нарушил Полётное задание..результат Печальный. и сам погиб и люби пострадали и Машина в серию не пошла..
  • 26 янв 2019 23:08
    "Желая показать молодым летчикам, как можно прижиматься к земле на бреющем полете, он пролетел под телеграфными проводами , с чем остальные летчики справиться не смогли."        Обстоятельства той аварии были иными: https://aviaforum.ru/posts/2336400/
  • 26 янв 2019 23:12
    https://i.mycdn.me/image?id=850829375700&t=0&plc=WEB&tkn=*85S37j4IfpR0zF5CYUyPt4vy26A       Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. на самолёте И-180. На фото явно не декабрь месяц, и разбитый самолёт - И-16
    Фотография
  • 26 янв 2019 23:19
    "Существует легенда, правда, не подтвержденная документально, что Валерий Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде."       О.Э. Чкалова (жена Чкалова) в книге о Чкалове писала: "Да, это случилось в 1925 году. Летая над Ленинградом, Чкалов снизил свой самолёт и пролетел под Троицким мостом… …это был необычный, рискованный, не дозволенный лётным уставом полёт. Его горячо обсуждали, им восхищались, однако Чкалова за этот полёт строго наказали..."  (Книга «Жизнь Валерия Чкалова» изд. «Детская литература» 1979 г. стр. 21)
  • 28 янв 2019 22:01
    СПАСИБО!!!
  • 29 янв 2019 00:26
    Спасибо  не мне, а тем людям, которые находят такие исторические подробности в архивах и других надёжных  источниках. К сожалению, это самые распространённые неточности биографии В.П. Чкалова, которые "кочуют" с сайта на сайт.
  • 29 янв 2019 00:30
    Одну из версий "Как Чкалов летал под мостом" можно почитать здесь: https://aviaforum.ru/posts/2337012/