ПРОИСХОЖДЕНИЕ РОДА КУБАЛЯК-ТЕЛЕУ

Табынские роды Кубаляк и Телеу у башкир часто объединяют вместе., а в составе кубаляков есть несколько телеуских ара (родовых подразделений).
(Рассказ взят из книги Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Том II, Уфа, Башкнижиздат, 1987, С. 126-129 . Рассказ является народной легендой).
В прежние времена в ауле Сыгырлы проживал хан. В том же ауле жил старик-охотник по имени Баймухамет. Кроме старухи, были у него два сына — Айбагыш и Кюнбагыш. Однажды старик отправился на охоту. Встречается ему «лиса». Подстрелил он ту «лису», подходит к ней, глядь, а это вовсе никакая не лиса, а ханская борзая. Борзая та была столь удивительной собакой, что могла охотиться одна, без человека. Испугался старый охотник, похоронил борзую хана и отправился домой. Видя, что он не в настроении, спрашивает его старуха:
— Что случилось, почему у тебя такой убитый вид?
И старик рассказал ей обо всем. Страх обуял стариков. Подумал старик, подумал и говорит:
— Считай, что жизнь у меня тут разладилась. Ханские слуги все равно со мной посчитаются. Уйду я отсюда подальше. Может быть, когда дети мои подрастут, авось отыщут меня где-нибудь. Отправляюсь я туда, куда жизнь позовет. Пусть ищут меня там, где обитают птицы и звери.
С тем старик и ушел из родного аула. Добрался он до густого леса, где не было ни души, и только на вершине горы старик какой-то молился богу.
Дождавшись конца молитвы, старый охотник поздоровался с богомольцем. Тот спрашивает его:
— Ты кто такой? Откуда идешь?
— В стране я странник, на поле ратном — ратник, — отвечает Баймухамет.
— Сам ты кто будешь? Тот отвечает:
— Я богу молюсь и живу авлией. Я — авлия горы Иремель.
И стали они жить вместе. Вскоре этот авлия умер. Баймухамет похоронил его на вершине горы и поставил камень на могиле, а сам двинулся дальше. Оказался он возле очень высокой горы, на которой усердно молился какой-то старик.
— Кто ты такой?
— Я — авлия Ямэля, — отвечает богомолец.
Стал Баймухамет жить с ним. Через неделю авлия скончался. Похоронил его старик-охотник на вершине горы и нацарапал на каменной плите: «Авлия Ямэля». С тех пор гора, на которой похоронен первый авлия, стала называться Иремель, а гора, взявшая в себя прах другого старика, стала называться Ямель. Теперь ее называют Ямантау. Когда лесные склоны Ямантау оскудели дикими животными и птицами, опять тронулся Баймухамет в путь. Добрался до горы Миндяк. В ту пору озера Мигеле еще не было. На его месте находилось глухое вонючее болото. В тех местах и прожил наш старик лет пятнадцать. Тем временем выросли оставшиеся на родине сыновья его. Стали они отважными и умелыми охотниками. Однажды спрашивают они мать:
— Мама, наверное, был же у нас отец, где он? И мать обо всем подробно им рассказала,
— А каково было решение хана? — спрашивают они.
— Потребовал уплаты стоимости собаки.
— А сколько лет было нашему отцу?
— Ему было лет пятьдесят.
— А сколько лет прошло с тех пор?
— Прошло лет пятнадцать , — отвечает мать.
— Тогда мы пойдем его искать, — решили сыновья, — если будем двигаться по его следам, может быть, и отыщем.
Захватив с собой лук и стрелы, отправились они к подножью Уральских гор. Добрались до горы Иремель, а там ни души. Тут они увидели камень и прочитали на нем надпись. Затем отправились дальше, туда, где гнездятся птицы. Вот добрались они до горы Ямэль.
Там прочитали надпись на могильном камне и пошли дальше. Потом оказались они у болота Мигеле. Попался им па глаза человечий след. Братья пошли по этому следу, миновали болото и оказались у подножья горы, где под раскидистой березой спал какой-то человек. Рядом к стволу березы были прислонены лук со стрелами. "Давай припрячем оружие", — сказал старший брат, — "не то, проснувшись, он может а нас выстрелить". Так они и сделали, забрали лук и стрелы старика, а сами выстрелили в его плечо стрелой без наконечника. Вмиг пробудился старик, схватил стрелу, а лука-то и нет.
— Вы друзья или враги? — спрашивает он охотников.
— Для друзей мы друзья, для врагов — враги, — отвечают те.
Потом они сказали, что прибыли сюда из местечка Сагырлы, что ищут своего отца. Тогда старый охотник сообразил, в чем дело. Стал спрашивать, как их зовут.
— Одного зовут Айбагыш, другого — Кюнбагыш, — отвечают те.
— Здорова ли ваша мать? — спрашивает старик.
— Жива-здорова, — говорят братья.
— А как звали вашего отца?
— Баймухамет.
И тогда старик заплакал и обнял своих сыновей. Потом повел их о свой шалаш. Поинтересовался он и решением хана и, получив от сыновей ответ, приуныл: «Нет, видать, не суждено мне вернуться домой». И тогда братья решили привезти сюда свою мать.
Недолго прожил старик вместе со своей семьей. Вскоре умер. Братья ежедневно выезжали на охоту, а старушка оставалась дома одна. Однажды в эти места забрел странник. Сговорился он со старухой и стал жить вместе с ней. Сыновья же об этом не знали. И вот родился у старухи сын. На первых порах родители растили его в тайне от Айбагыша п Кюнбагыша, а когда он подрос, решили им обо всем рассказать. Так старуха однажды и сделала — не скрывая, обо всем поведала своим сыновьям. Их это известие обрадовало. «Почему не сказали нам об этом раньше, он был бы нам юным другом», — сказали они. А через некоторое время умер и старик-странник. У оставшегося малолетнего сына его еще не было имени. Что делать? Смотрели братья па малыша, смотрели и решили: «Этот малыш чисто как бабочка-кубаляк, так пусть и имя его будет Кубаляк».
Вырос, окреп Кубаляк, стал братьям верным другом. Они обосновались на той же земле, что и он, сделали его своим воспитанником. Потомки Кубаляка стали называться кубаляками. А название рода «теляу» произошло от глагола «туляу», что означает «платить». Наследников Баймухамета, который должен был платить хану, стали называть: телеу. А родовое объединение их потомков с потомками их свободного брата Кубаляка стали называть родом Кубаляк-Телеу.
Записано в дер. Галиахмерово Учалинского р-на С. Сулеймановой от Ф. К. Хамитова. Опубл.: БЛ, № II; БИТ, ПЛ, № 42.
Примечание:
Род история родов телеу и кубаляк в данном рассказе является народной легендой, на самом деле название телеу идёт от названия древних племён теле (телеутов), а род кубаляк - идёт от имени Кубалека, ногайца по происхождению, припущенника Табынской волости, жившего в конце XVI века. В род Кубалек вошло и несколько телеуских ара (родовых подразделений) в следствии чего иногда род Кубаляк называют Кубаляк-Телеу.
(1) И р е м е л ь (Ирэмэл) — одна из самых больших и высоких гор Южного Урала (высота 1584 м.) имеет пять скалистых вершин. Находится на стыке Белорецкого и Учалинского р-нов с Челябинской областью.
* * *
#БашкирскоеРодословие

Комментарии