ВАХЗ-ВУРХБЗ
15 фев 2023

Химические войска в Афганистане К 31-ой годовщине вывода советских войск из Афганистана

Казмирчук Василий Александрович генерал-майор в отставке:
После ввода советских войск в Афганистан сразу же возникла необходимость замены призванных по мобилизационным планам людских ресурсов кадровыми офицерами, прапорщиками и сержантами, солдатами срочной службы.

Военным округам были доведены задачи на отправку в Афганистан личного состава, так называемые разнарядки.
Одна из таких разнарядок в первых числах января 1980 года поступила в полк химической защиты, где я в то время служил. В ней говорилось о том, что нужно подобрать кандидата на должность старшего офицера отдела химических войск 40- ой общевойсковой армии, штатная категория «подполковник». Я сразу же сообщил командиру полка о готовности убыть по этой разнарядке в Афганистан.

Командир полка доложил о подборе кандидата начальнику химических войск округа, но тот приказал найти другого офицера, а меня направить к нему на беседу.

Я же написал рапорт о желании служить в Афганистане, и по прибытию в штаб вручил его начальнику управления кадров округа. Затем пошел на беседу к начальнику химических войск, который сообщил, что в Афганистан поедет другой офицер. Я же планировался к назначению на вышестоящую должность (штатная категория «полковник»), которая вскоре освобождается в нашем округе.

Как последний аргумент, я доложил о врученном начальнику управления кадров рапорте. Но начальник химических войск ответил, что это не проблема, что он быстро все уладит с начальником управления кадров. Тут же при мне позвонил ему, но, к своему большому удивлению, получил категорически отрицательный ответ.

Причина отказа оказалась довольно простой. В округ поступило распоряжение - до конца января 1980 года отправить в Афганистан в 40-ую общевойсковую армию две команды офицерского состава численностью 50 и 70 человек.

Мало кто из офицеров хотел ехать в район боевых действий добровольно. В основном отправка осуществлялась по принципу «надо» или «останетесь без партбилета». На фоне этого я со своим рапортом оказался для начальника управления кадров округа большим подспорьем и примером при комплектовании команд для отправки в Афганистан.

Если говорить коротко, рапорт о добровольном направлении меня в Афганистан я написал исходя из двух причин. Первая - хотелось оценить себя и посмотреть на других в экстремальных условиях. Такими экстремальными условиями, на мой взгляд, были боевые действия в Афганистане.

Вторая причина была более чем прозаической. Закавказский военный округ, где я служил, считался незаменяемым, то есть, попав служить туда, можно было там прослужить до пенсии. В ограниченном контингенте Советских войск в Афганистане для офицеров и прапорщиков термин службы составлял 1,5 -2 года. По завершению службы осуществлялась замена, как правило, по желанию офицера в один из центральных округов бывшего СССР.

Поэтому я надеялся попасть для дальнейшего прохождения службы в один из военных округов, дислоцировавшихся на территории Украины или Белоруссии.
В конце января 1980 года наша команда офицеров и прапорщиков из Тбилиси прилетела в город Ташкент. Через несколько дней, получив предписания в управлении кадров Туркестанского военного округа, вылетели в Кабул.
Управление и штаб 40-ой армии в полевом варианте с частями обеспечения и обслуживания располагались на окраине Кабула около дворца Тадж-Бек. Штатная численность отдела химических войск армии составляла пять офицеров. 
Начальником химических войск был полковник В. Бухтояров (в последующем генерал-майор, начальник боевой подготовки управления химических войск СССР). 
Показать ещё

Комментарии

Комментариев нет.