Песочная терапия с детско-родительской парой: опыт, предложения, вопросы и ответы.

Комментарии

  • 22 июн 2011 23:30

    <span class="Apple-style-span" style="color: rgb(62, 48, 51); font-family: 'Helvetica Neue'; line-height: 16px; ">Техника игры с песочницей и семейная психокоррекция при их сочетании предоставляют различные возможности.
    Это связано со следующими моментами:
    1. Ящик с песком, имея определенные размеры, выступает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии. Он обеспечивает «удерживание» переживаний членов семьи в тех случаях, когда они не чувствуют себя достаточно защищенными психологически. Благодаря этому они имеют возможность не только выразить свои индивидуальные переживания, но и достичь их интеграции и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.
    2. В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные вмешательства для того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семейных отношениях.
    3. В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа. Кроме того, на основе такого анализа психолог может рекомендовать участникам игры использовать определенные фигуры.
    4. Техника игры с песочницей отвечает потребностям ребенка и других членов семьи. Она — то средство, благодаря которому себя проявляет «внутренний ребенок», пребывающий в любом родителе.
    5. 5. В ходе игры с песочницей проявляется уникальность семейной системы, с характерными для нее духовными потребностями и коммуникативными паттернами.
    6. Применение техники игры с песочницей в работе с семьями требует от специалиста хорошего владения как песочной, так и семейной психотерапией.
    7. Существуют разнообразные приемы, способствующие раскрытию «внутреннего ребенка» и тем самым разрешению многих внутри- и межличностных противоречий. С точки зрения семейных системных представлений реконструктивная работа с детьми, так же как и с «внутренним ребенком» обоих родителей, представляется вполне возможной. Однако для того, чтобы осуществлять ее наиболее оптимально, специалист должен сохранять баланс, с одной стороны избегая усиления родительского авторитета, а с другой — воздерживаясь от вступления с ребенком в «антиродительский альянс».
    8. Использование техники игры с песочницей в работе с семьями позволяет гармонизировать семейные отношения и скорректировать поведение отдельных членов семьи. Необходимость в активизации «внутреннего ребенка», находящегося в каждом человеке, очень велика, но ей не исчерпываются все задачи психокоррекции. Важно изменить установки членов семьи и оценку ими сложившейся ситуации — благодаря этому они смогут избавиться от дезадаптивных форм поведения, связанных с насилием и плохим отношением друг к другу, и обратиться к игре как к наиболее здоровой форме деятельности. 


  • 29 июн 2011 08:16

    У меня был опыт работы с детско-родительскими парами, где родитель - мама, а ребенок дошкольник или младший школьник. Мамы всегда легко соглашались "поиграть" с ребенком в песочнице, но почти с самого начала начинали испытывать трудности в этой игре. 

  • 29 июн 2011 08:29

    Однажды на консультацию пришла мама и мальчик 7 лет. Мальчик очень умненький, легко учится в 1 классе. Испытывает проблемы в общении с детьми. Не хочет идти на компромисс в любых формах общения. Делать нужно только, как сказал он.  Несколько раз в классе у мальчика случались самые настоящие истерики.Мама говорит, что дома проблем в общем-то нет. Хорошая семья. Правда, папа учится сейчас в академии, уехал в другой город.  Предлагаю мальчику и маме сочинить историю в песочнице. Мальчик начинает выбирать фигурки и приступает к работе с большим желанием. Мама робко пытается участвовать. Мальчик активно командует мамой. Вытесняет постепенно ее с территории песочницы. мама жалобно смотрит на меня - не знает, как ей поступить. Пытается вклиниться в игру сына, но получается только если играть по его правилам и его игрушками (теми, что выбрал он, и теми, что дает он). Мама расстраивается. Сыну игра нравится, заканчивать ее он не хочет. Разговариваем с мамой и мама рассказывает, что ее муж достаточно авторитарен. И сейчас, когда папа уехал, мальчик взял на себя функции папы. Перед отъездом папа сказал, чтобы ребенок смотрел за мамой. Мальчик отнесся к этому серьезно. Он откровенно командует мамой и маме проще во многом подчиниться - иначе будут истерики, крики... Это маленький эпизод консультации, который показывает эффекивность песочной терапии. Надо сказать, что для этого мальчика песочница оказалась самым любимым видом работы. 

  • 7 окт 2011 12:59

    Елена, очень интересный случай из практики. Думаю, новичкам будет очень полезно. Это наглядный пример, как диагностики, последующей коррекции, ведь роли членов этой семьи изменились, а это неправильно, нарушен порядок взрослый-маленький, ребенок должен оставаться ребенком. Спасибо.