Василенко Сергей Никифорович

Комментарии

  • 26 мар 2010 15:12

    Встреча с П. И. Чайковским оставила большое впечатление, и планы юноши переменились. В 1895 году он, оставив университет, поступает в Московскую консерваторию. В мае 1901 года он её оканчивает с золотой медалью (по классам контрапункта и фуги у Сергея Танеева, композиции у Михаила Ипполитова-Иванова и дирижирования у Василия Сафонова) и путешествует по Турции, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, посещает Германию, Голландию, Норвегию, Египет.

  • 26 мар 2010 15:13

    В 1903—1905 годах был дирижёром Московской частной оперы Мамонтова, в 1907 организовал цикл общедоступных «Исторических концертов» и в течение десяти лет дирижировал ими. В том же 1907 году получил место профессора оркестровки и композиции в Московской консерватории, работал на этой должности до самой смерти (с перерывом в 1941—1943 годах).

  • 26 мар 2010 15:14

    С 1918 года организатор и руководитель общедоступных концертов и концертов-лекций в Москве, в 1925 принимал участие в организации радиотрансляций классической музыки. Совместно с Мухтаром Ашрафи в 1938 году в Ташкенте работал над созданием первой узбекской оперы «Буран». За годы работы в Московской консерватории воспитал ряд известных музыкантов, среди которых А. В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов и др.


    Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

  • 26 мар 2010 15:15

    Творчество


    Ранние сочинения Василенко отмечены влиянием русского фольклора и старообрядческих напевов, с 1906 года прослеживается связь творчества композитора с поэзией символизма (оркестровые пьесы «Сад смерти» и «Полёт ведьм», романсы на стихи Блока и Брюсова), между 1910 и 1920 он начинает интересоваться народной музыкой Востока и уже в советское время неоднократно использует её мотивы в своих произведениях (балеты «Нойя» и «Иосиф Прекрасный»).

  • 26 мар 2010 15:15

    Его произведения отличаются богатой колористической оркестровкой, яркой, блещущей остроумием и игрой фантазии музыкой. Василенко — автор учебного пособия «Инструментовка для симфонического оркестра» и книги воспоминаний, вышедшей в Москве в 1979 году. За вклад в развитие узбекской музыки композитору в 1939 году было присвоено звание Народного артиста Узбекской ССР, в 1947 году он получил Сталинскую премию.

  • 26 мар 2010 15:16

    Основные сочинения


    Оперы

    «Сказание о великом граде Китеже и тихом озере Светояре» (1902)

    «Сын солнца» (1929)

    «Христофор Колумб» (1933)

    «Буран» (1938, совместно с М. Ашрафи)

    «Великий канал» (1940, совместно с М. Ашрафи)

    «Суворов» (1942)

  • 26 мар 2010 15:16


    Балеты


    «Нойя» (1923)

    «Иосиф Прекрасный» (1925)

    «В солнечных лучах» (1926)

    «Цыганы» (1936)

    «Ак-биляк» (1942)

    «Лола» (1943)

  • 26 мар 2010 15:17

    Сочинения для оркестра


    «Эпическая поэма» (1903)

    Пять симфоний (1906—1947, в том числе Третья «Итальянская» — для оркестра русских народных инструментов)

    «Сад смерти» (1908)

    «Полёт ведьм» (1909)

    Две «Китайские сюиты» (1927, 1933)

    «Туркменские картины» (1931)

    «Советский Восток» (1932)

    «Узбекская сюита» (1943)

    «Украина» (1946)

  • 26 мар 2010 15:18

    Концерты для солирующих инструментов с оркестром


    Концерт для фортепиано с оркестром (1949)

    Два концерта для скрипки с оркестром (1913, 1952)

    Концерт для виолончели с оркестром (1944)

    Концерт для арфы с оркестром (1949)

    Концерт для балалайки с оркестром (1931)

    «Весной», сюита для флейты и камерного оркестра (1954)

    Концерт для кларнета с оркестром (1953)

    Концерт для валторны с оркестром (1953)

    Концерт для трубы с оркестром (1953)

  • 26 мар 2010 15:18

    Вокальные сочинения


    Три песни на стихи Брюсова и Блока (1906)

    «Заклинания» на стихи Брюсова, Бальмонта, Лохвицкой (1909)

    «Маорийские песни» на стихи Бальмонта (1913)

    «Экзотическая сюита» на стихи Бальмонта, Брюсова, Вяч. Иванова

    Камерные сочинения, обработки народных песен, хоровые произведения, музыка к театральным постановкам и кинофильмам.

  • 26 мар 2010 15:20

    С 1906 г. и до конца жизни Василенко преподавал в Московской консерватории. В его классах сочинения и инструментовки обучалось не одно поколение музыкантов (Ан. Александров, А. В. Александров, Н. Голованов, В. Нечаев, Д. Рогаль-Левицкий, Н. Чемберджи, Д. Кабалевский, А. Хачатурян и др.). В течение 10 лет (1907-17) Василенко был организатором и дирижером популярных Исторических концертов. По дешевизне билетов они были доступны рабочим и студентам, а программы строились так, чтобы охватить все богатство музыки начиная с XVI в. и до современности. Почти 40 лет напряженного творческого труда отдал Василенко советской музыкальной культуре, со всем свойственным ему оптимизмом и патриотизмом. Быть может, с особой силой проявились эти качества в его последней, шестой опере "Суворов" (1942).

  • 26 мар 2010 15:20

    Многонациональный фольклор отразился и в колористически красочных программных симфонических произведениях (симфоническая сюита "Туркменские картины", "Индусская сюита", "Карусель", "Советский Восток" и др.). Национальное начало является ведущим и в пяти симфониях Василенко. Так, "Арктическая симфония", посвященная подвигу челюскинцев, основана на поморских напевах. Василенко был одним из инициаторов создания музыки для русских народных инструментов. Широко известен его Концерт для балалайки с оркестром, написанный для виртуоза-балалаечника Н. Осипова.

  • 26 мар 2010 15:21

    В творческое наследие Василенко входят также его теоретические и литературные труды - "Инструментовка для симфонического оркестра", "Страницы воспоминаний". Памятны яркие лекторские выступления Василенко перед массовой аудиторией, циклы его лекций о музыке на радио. Художник, верно служивший своим искусством народу, Василенко сам оценил меру своего творчества: "Жить - это значит работать во всю силу своих способностей и возможностей на благо Родины".

  • 26 мар 2010 15:22

    В 1895-1901 гг. Василенко - студент Московской консерватории. Его наставниками, а затем друзьями становятся виднейшие русские музыканты - С. Танеев, В. Сафонов, М. Ипполитов-Иванов. Через Танеева Василенко познакомился с П. Чайковским. Постепенно его музыкальные связи ширятся: Василенко сближается с петербуржцами - Н. Римским-Корсаковым, А, Глазуновым, А. Лядовым, М. Балакиревым; с музыкальными критиками Н. Кашкиным и С. Кругликовым; со знатоком знаменного распева С. Смоленским. Всегда интересны были встречи с начинавшими свой блистательный путь А. Скрябиным и С. Рахманиновым. Уже в консерваторские годы Василенко был автором многих сочинений, начало которым положила эпическая симфоническая картина "Три побоища" (1895, по одноим. ст. А. К. Толстого). Русское начало главенствует и в опере-кантате "Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" (1902), и в "Эпической поэме" (1903), и в Первой симфонии (1906), основанной на древнерусских культовых напевах.

  • 26 мар 2010 15:23

    В дореволюционный период своего творческого пути Василенко отдал дань некоторым характерным течениям современности, особенно импрессионизму (симфоническая поэма "Сад смерти", вокальная сюита "Заклинания" и др.). Более 60 лет длился творческий путь Василенко, он создал более 200 произведений, охватывающих самые различные музыкальные жанры - от романса и свободной обработки песен многих народов, музыки к спектаклям и кинофильмам до симфоний и опер. Всегда неизменным оставался интерес композитора к русской песне и песням народов мира, углубленный многочисленными путешествиями по России, странам Европы, в Египет, Сирию, Турцию ("Маорийские песни", "Старинные итальянские песни", "Песни французских трубадуров", "Экзотическая сюита" и т. п.).