наташа О жизни Аристофана, значительная часть которой пришлась на время Пелопоннесской войны, известно немного.
Он был сыном Филиппа из афинского округа Ки-датенайон. По сведениям историков, у Аристофана было несколько сыновей. Интересно, что они пошли по стопам отца: Филипп и Арар стали комическими поэтами, а еще один сын, Никострат, писал комедии, которые, правда, не сохранились. Историки поздней античности оспаривали афинское происхождение Аристофана и утверждали, что он появился на свет на Эгине, Родосе или даже в Египте. Так или иначе, но он был полноправным гражданином Афин. А в чужеземном происхождении его обвиняли намеренно, желая оскорбить или испортить репутацию. Остроумный сатирик многих высмеял в своей жизни, особенно ненавидел его политик Клеон. Но и подразнить комедиографа находилось много охотников, благодаря которым мы знаем даже, что Аристофан был лыс. А вот портретных изображений его, к сожалению, не сохранилось. Но независимо от места рождения Аристофан был афинянином до мозга костей: и по характеру, и по языку, и по убеждениям. По свидетельствам современников и позднейших исследователей, всего Аристофан написал сорок четыре комедии. До нашего времени дошло одиннадцать завершенных произведений, а также около тысячи фрагментов. Произведения этого остроумного автора прежде всего можно называть политическими. В молодости комедиограф был деятельным членом аристократических клубов (так называемых гетерий) и, судя по всему, сочувствовал идеологии земельной аристократии. В ряде комедий драматург жестоко осмеивает демагогов из торгового класса. Вожди льстят народу и обманывают его, преследуя лишь свою выгоду. В одной из самых ранних комедий — «Вавилоняне» — он нападал на известного демагога Клеона, за что тот привлек дерзкого обличителя нравов к суду. В комедии «Всадники» политическая сатира достигает кульминационного пункта. Демос (афинский народ) здесь изображен стариком-брюзгой, глухим на ухо, жадным и падким на лесть. Его обманывает лукавый раб кожевник-пафлагонец (вечный враг Аристофана Клеон). С коварным паф-лагонцем соперничают двое других слуг, в лице которых тоже выведены реальные политические лица. В конце концов всех вытесняет торговец съестным – Агоракрит. Он хвастливо рассказывает, как вернул Демосу молодость и разум, сварив его в котле. Хор в этой комедии составлен из «всадников»-аристократов, нападающих на Демос. В комедии «Осы» осмеивается страсть афинян к сутяжничеству. Поразителен столь редкий для того воинственного времени пацифизм (отрицание войны) греческого комедиографа. Уже в пьесе «Ахарняне» выводится крестьянин, которому так надоела война, что он заключает свой личный мир с врагом. Хор, находясь во власти ложного патриотизма, готов за это побить его камнями, но миролюбивый герой убеждает всех в выгоде своего поступка. В конце пьесы крестьянин наслаждается всеми благами мирной жизни, тогда как другие терпят лишения войны. аня В комедии «Мир» та же проповедь воплощена в невероятной, фантастической форме. Крестьянин-винодел Тригей откармливает огромного навозного жука. На этом «летательном аппарате» герой поднимается на небо и доставляет оттуда богиню мира, которая одаряет землю всеми своими благами. Комедия «Лисистрата» названа по имени главной героини пьесы. Женщины протестуют против войны, которая отбирает у них любовь мужей, достаток и уверенность в завтрашнем дне. Лисистрата требует, чтобы все ее подруги принесли клятву не допускать на ложе любви мужчин, пока те не откажутся воевать. Женщины захватывают Акрополь и прячутся за его стенами, и через некоторое время они добиваются мира. Представители Спарты и Афин просят Лисистрату примирить их. Та же тема была содержанием не дошедших до нас пьес «Земледельцы» и «Грузовые суда». Учение софистов, пришедших к полному отрицанию богов, драматург высмеял в комедии «Облака». Представителем софистов является философ Сократ, который на самом деле ничего общего с ними не имел. Плоды их учения, по мнению Аристофана, ядовиты: они несут заразу цинизма и падение нравов. Так, сын поселянина Стрепсиада, Фидиппид, побывав в школе софистов, стал издеваться над отцом и колотить его. В конце комедии Стрепсиад поджигает школу софистов, испортивших ему сына. Не исключено, что комедия «Облака» косвенно способствовала осуждению Сократа. Резко нападает Аристофан на трагика Еврипида, который по мнению представителей аристократии и самого Аристофана, отнял у трагедии ее прежний высокий идеал и религиозную величавость. Высмеивается Еврипид и за нападки на женщин. Ничто не останавливает Аристофана: в комедии «Лягушки», поставленной на сцене на другой день после смерти Еврипида, бог вина Дионис беспокоится о дальнейшей судьбе трагедии. Он решает вызвать из царства мертвых одного из двух трагиков -Еврипида или Эсхила. Во время их состязания искусство Еврипи-да подвергается жесткой критике. Таким образом, на земле остается старый Эсхил. В грубой и во многом справедливой карикатуре осмеян идеал масс в комедии «Женщины в народном собрании». Государство мечты здесь превращается в огромный пиршественный двор, где не прекращается кутеж, сопровождающийся полной свободой отношений полов. Сквозь злую сатиру в комедиях Аристофана иногда просвечивает и положительный политический идеал. Насмешник порой не щадит и самих богов, посмеиваясь даже над Зевсом («Птицы», «Богатство»). Однако Аристофан вовсе не богоборец, он отстаивает старую веру в противовес учению софистов. Комедии Аристофана поражают богатством фантазии и остроумием. Жители Аттики отличались наблюдательностью и острословием, откуда пошло выражение «аттическая соль»
анька зайди
:Наталья Демина
наташа О жизни Аристофана, значительная часть которой пришлась на время Пелопоннесской войны, известно немного.
Он был сыном Филиппа из афинского округа Ки-датенайон. По сведениям историков, у Аристофана было несколько сыновей. Интересно, что они пошли по стопам отца: Филипп и Арар стали комическими поэтами, а еще один сын, Никострат, писал комедии, которые, правда, не сохранились. Историки поздней античности оспаривали афинское происхождение Аристофана и утверждали, что он появился на свет на Эгине, Родосе или даже в Египте.
Так или иначе, но он был полноправным гражданином Афин. А в чужеземном происхождении его обвиняли намеренно, желая оскорбить или испортить репутацию. Остроумный сатирик многих высмеял в своей жизни, особенно ненавидел его политик Клеон. Но и подразнить комедиографа находилось много охотников, благодаря которым мы знаем даже, что Аристофан был лыс. А вот портретных изображений его, к сожалению, не сохранилось.
Но независимо от места рождения Аристофан был афинянином до мозга костей: и по характеру, и по языку, и по убеждениям. По свидетельствам современников и позднейших исследователей, всего Аристофан написал сорок четыре комедии. До нашего времени дошло одиннадцать завершенных произведений, а также около тысячи фрагментов.
Произведения этого остроумного автора прежде всего можно называть политическими.
В молодости комедиограф был деятельным членом аристократических клубов (так называемых гетерий) и, судя по всему, сочувствовал идеологии земельной аристократии. В ряде комедий драматург жестоко осмеивает демагогов из торгового класса. Вожди льстят народу и обманывают его, преследуя лишь свою выгоду.
В одной из самых ранних комедий — «Вавилоняне» — он нападал на известного демагога Клеона, за что тот привлек дерзкого обличителя нравов к суду. В комедии «Всадники» политическая сатира достигает кульминационного пункта. Демос (афинский народ) здесь изображен стариком-брюзгой, глухим на ухо, жадным и падким на лесть. Его обманывает лукавый раб кожевник-пафлагонец (вечный враг Аристофана Клеон). С коварным паф-лагонцем соперничают двое других слуг, в лице которых тоже выведены реальные политические лица. В конце концов всех вытесняет торговец съестным – Агоракрит. Он хвастливо рассказывает, как вернул Демосу молодость и разум, сварив его в котле. Хор в этой комедии составлен из «всадников»-аристократов, нападающих на Демос.
В комедии «Осы» осмеивается страсть афинян к сутяжничеству.
Поразителен столь редкий для того воинственного времени пацифизм (отрицание войны) греческого комедиографа. Уже в пьесе «Ахарняне» выводится крестьянин, которому так надоела война, что он заключает свой личный мир с врагом. Хор, находясь во власти ложного патриотизма, готов за это побить его камнями, но миролюбивый герой убеждает всех в выгоде своего поступка. В конце пьесы крестьянин наслаждается всеми благами мирной жизни, тогда как другие терпят лишения войны.
аня
В комедии «Мир» та же проповедь воплощена в невероятной, фантастической форме. Крестьянин-винодел Тригей откармливает огромного навозного жука. На этом «летательном аппарате» герой поднимается на небо и доставляет оттуда богиню мира, которая одаряет землю всеми своими благами.
Комедия «Лисистрата» названа по имени главной героини пьесы. Женщины протестуют против войны, которая отбирает у них любовь мужей, достаток и уверенность в завтрашнем дне. Лисистрата требует, чтобы все ее подруги принесли клятву не допускать на ложе любви мужчин, пока те не откажутся воевать. Женщины захватывают Акрополь и прячутся за его стенами, и через некоторое время они добиваются мира. Представители Спарты и Афин просят Лисистрату примирить их. Та же тема была содержанием не дошедших до нас пьес «Земледельцы» и «Грузовые суда».
Учение софистов, пришедших к полному отрицанию богов, драматург высмеял в комедии «Облака». Представителем софистов является философ Сократ, который на самом деле ничего общего с ними не имел. Плоды их учения, по мнению Аристофана, ядовиты: они несут заразу цинизма и падение нравов. Так, сын поселянина Стрепсиада, Фидиппид, побывав в школе софистов, стал издеваться над отцом и колотить его. В конце комедии Стрепсиад поджигает школу софистов, испортивших ему сына.
Не исключено, что комедия «Облака» косвенно способствовала осуждению Сократа.
Резко нападает Аристофан на трагика Еврипида, который по мнению представителей аристократии и самого Аристофана, отнял у трагедии ее прежний высокий идеал и религиозную величавость. Высмеивается Еврипид и за нападки на женщин. Ничто не останавливает Аристофана: в комедии «Лягушки», поставленной на сцене на другой день после смерти Еврипида, бог вина Дионис беспокоится о дальнейшей судьбе трагедии. Он решает вызвать из царства мертвых одного из двух трагиков -Еврипида или Эсхила. Во время их состязания искусство Еврипи-да подвергается жесткой критике. Таким образом, на земле остается старый Эсхил.
В грубой и во многом справедливой карикатуре осмеян идеал масс в комедии «Женщины в народном собрании». Государство мечты здесь превращается в огромный пиршественный двор, где не прекращается кутеж, сопровождающийся полной свободой отношений полов. Сквозь злую сатиру в комедиях Аристофана иногда просвечивает и положительный политический идеал.
Насмешник порой не щадит и самих богов, посмеиваясь даже над Зевсом («Птицы», «Богатство»). Однако Аристофан вовсе не богоборец, он отстаивает старую веру в противовес учению софистов. Комедии Аристофана поражают богатством фантазии и остроумием. Жители Аттики отличались наблюдательностью и острословием, откуда пошло выражение «аттическая соль»