Комментарии

  • 23 июл 2011 15:27

    ВОЛОСТЬ ПОСЛЕ 1917 ГОДА

        После октября 1917 года в Сергачском уезде,как и по всей России, царили голод и разруха, отдельные волости были охваченыэпидемией тифа. То тут, то там вспыхивали крестьянские восстания, в лесах и надорогах орудовали вооруженные банды. Тоько в феврале 1918 года советская властьбыла установлена в уезде окончательно. Вскоре в селах и деревнях сталипоявляться волисполкомы и сельские Советы, а в бывших помещичьих имениях набазе уцелевшего от разгромов господского имущества создавались коммуны. Однакоуже к 1919 году большинство их них развалилось, и предпочтение стало отдаватьсяорганизации совхозов. Но они не смогли решить проблему продовольствия во время разразившегося в годыГражданской войны массового голода. От последнего Сергачский уезд спасла стараясистема кооперации, которую большевики считали «пережитком капитализма».

        В 1920-е годы в селениях бывшегопокровского прихода стали создаваться сельхозартели и товарищества. В годы нэпаоживились и местные кустарные промыслы. Однако большевики от коллективизациикрестьянства не отказались: они лишь временно отказались от принудительныхметодов ее проведения. Колхозы создавались и в 20-е годы, но только надобровольной основе. Основную же роль в обеспечении жителей Сергачского уездапродовольствием и предметами первой необходимости в это трудное время игралисельские общества, товарищества по совместной обработке земли и сельхозартели(в том числе и кустарные).

        В 1921 году в Покровской волости (в 1918году из нее в Гагинскую волость отошли с.Б. Ломакино и сц. М. Ломакино)насчитывалось 957 крестьянских дворов, в которых проживало 464 мужчины (ввозрасте 16-50 лет) и 1424 женщины (в возрасте 16-40 лет). Крестьяне волостиимели 495 лошадей. В с. Покрове было 374 двора, в которых жили 2096 человек. Вприходской деревне Сумароковой числилось 86 крестьянских дворов с 474-мижителями.

        В результате нэпа на территории покровскогоприхода образовались поселок Новопокровский, выселки Хохлы и Факел. Первый изних просуществовал до 1971 года, второго не стало в 1969 году, последнийпрекратил свое существование еще раньше.

        В 1922 году Покровская волость (кромебывших приходских к покровской церкви селений, в нее входили также селаПаново-Осаново, Пересекино и Молчаново., деревня Новодевичьи Горы, поселкиНовопокровский, Хохлы и Факел) была упразднена: все ее селения вошли вукрупненную Гагинскую волость (лишь д. Соболева отошла в Тархановскую волость).Однако не прошло и года, как покровцы стали ходатайствовать о восстановленииПокровской волости в прежних границах. Первыми -25 января 1923 года -  заявили об этом на своем собрании вприсутствии председателя сельского Совета П.И.Токарева жители деревниСумароковой. 11 февраля того же года подобное собрание прошло и в с. Исупове.   

  • 23 июл 2011 15:28

    На немсобравшиеся( 84 человека, включая председателя сельского совета И.С. Горячева исекретаря П.И.Малафеева) приняли два решения:            1) О выделении самостоятельнойИсуповской волости с вхождением в нее всех селений бывшей Покровской волости, атакже с. Старого Ахматова и д. Скучихи из Черновской волости (для волостногоправления присутствующие предложили перевезти в Исупово здание бывшегоПокровского волисполкома);                                                                                 2) В случае невозможности организовать Исуповскую волость, восстановитьПокровскую волость в ее прежних границах с присоединением к ней вновь с.Большого Ломакина и д. Малой Ломакиной из Гагинской волости, а ткже с. СтарогоАхматова и д. Скучихи из Черновской волости.

        22 февраля 1923 года собрания в пользувосстановления Покровской волости прошли в с. Покрове и д. Хоненевке. Из 2138жителей бывшего волостного центра на собрание пришли лишь 300 человек, включаяпредседателя сельского Совета Б.М. Астафьева и секретаря И.И. Трофимова. Всесобравшиеся пришли к единодушному решению: « по причине дальнего расстояния отГагина (более 10 верст) и невозможности во время водополья (на р. Пьяне – Н.Н.)регистрировать браки, смерти, крещения… ходатайствуем… о восстановлении бывшейПокровской волости при с. Покрове». В конечном итоге Покровская волость былавосстановлена в ее прежних границах.

        После революции 1917 года в Покровскойцеркви священствовал о. Александр Беляков. В 1918 году ко Дню святой Пасхи онбыл награжден фиолетовой скуфьей. Дальнейшая судьба этого священника неизвестна.

        В 1923 году в селениях восстановленнойПокровской волость жили 5535 человек. В каждом селении, кроме образовавшихся вгоды нэпа поселков, были свои сельские Советы. Население Покровского сельсоветасостояло из 2100 человек (8 из них не имели права голоса на собраниях). Всельский Совет было выбрано 11 человек во главе с  председателем Н.И.Трофимовым. Сумароковскийсельсовет состоял из 5-ти членов (от 550 жителей деревни). Его председателемдолгое время был неграмотный крестьянин В.С.Токарев.

        В 1925 году в с. Покрове был открыт пунктликвидации неграмотности. Он разместился в здании земской школы. На базе бывшихцерковно-приходских и земских школ стали открываться новые школы и в другихселениях Покровской волости. Для просвещения сельского населения открывалисьтакже и избы-читальни. Не было школ только в Соболеве и Хоненевке.

  • 23 июл 2011 15:28

        В 1925 году покровская сельхозартель былапреобразована в сельхозтоварищество «Красный пахарь». Примерно в это же время вПокрове появилось кооперативное крестьянское общество взаимопомощи (ККОВ). Поитогам обследования тракторных хозяйств Сергачского и Лысковского уездов в 1926году оно было отмечено в докладе инспектора губземотдела Ипатова. «Покровскийсельский ККОВ, - отметил он в своем выступлении 30 ноября 1926 года, включаетвсе Покровское общество, состоящее из 400 домохозяев, 2300 едоков, заисключением лишенных права голоса. Число рабочих лошадей -144. Земли имеетсяоколо 1 десятины на едока… . С весны будущего года подготовляется полнаятракторная нагрузка по вспашке путем сведения узких полос в широкие, по однойколлективной полосе в поле для части бездомников, что не встречает затрудненийпри существовании здесь ежегодных переделов. Трактор приобретен в 1926 году сплугом Оливера. Настоятельная необходимость в молотилке и прицепных орудиях.ККОВ ведет подготовку для приобретения их и следующего трактора, имея ужевторого тракториста из своей среды, бывшего также  на Борисово-Покровских тракторных курсах. Внынешнем году ККОВ обслужил частично 172 крестьянских хозяйства».  В1926 году одним трактором в Покрове было вспахано 16 десятин пашни и 60 десятинзалежей, на 16 десятинах земли проведено боронование, обмолочено 900 пудовхлеба.

        Между тем на протяжении всехпослереволюционных лет в Русской Православной Церкви было неспокойно. Уже впервые годы после октября 1917 года большевики закрыли многие приходские храмыи монастыри (последних к концу 1920 года было закрыто 673).

        Церковные здания стали использоваться какклубы, спортивные залы, кинотеатры, музеи, образовательные учреждения,магазины, склады, зернохранилища, жилой фонд или просто уничтожались. Церковноеимущество, иконы и ценности новая власть реквизировала в пользу государства.Покровский храм от закрытия в 20-е годы ХХ столетия спасли его верныеприхожане, которые в то время, несмотря на большевистские репрессии ижесточайший террор против Церкви и ее служителей, было немало.

     

  • 23 июл 2011 15:31

    КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ И РАСКУЛАЧИВАНИЕ.

        Летом 1929 года большевики вновь вернулиськ идее сплошной коллективизации крестьянства. После ноябрьского Пленума ЦКВКП(б), взявшего курс на  ликвидациюкулачества как класса и полное обобществление крестьянского имущества, началсясиловой нажим на крестьян, особенно на зажиточных. У последних насильственнымпутем отбирались земельные участки, имущество и скот, сами же хозяева, лишенныеправ, ссылались в Сибирь, Казахстан и другие необжитые районы страны. Кулакиопределялись непосредственно на местах; четверть конфискованного у нихимущества шла в фонд колхозов.

        В начале к кулакам применялисьэкономические методы давления: их заставляли в кратчайшие сроки сдавать своюпродукцию по сильно заниженным ценам и платить повышенные налоги государству(только за 2 года с кулаков они были увеличены в 10 раз). Под давлениебольшевиков многие крестьяне, имевшие крепкие хозяйства, не дожидаясьраскулачивания, самовольно переселялись в другие районы страны, предварительнораспродав большую часть своего имущества. 5 февраля 1930 года из НижнегоНовгорода в г. Сергач пришла срочная телеграмма с грифом «Секретно.Опубликованию в печати не подлежит». В ней содержалось «Постановление ЦИК иСовета Народных Комиссаров Союза ССР о воспрещении самовольного переселениякулацких хозяйств и распродажи ими имущества». В этом секретном документе, вчастности, повелевалось:               

    « 1.Воспретить повсеместно кулацким хозяйствам без разрешения РИКа (районногоисполнительного комитета – Н.Н.) переселение и распродажу ими своего имущества.

    2. Обязатьрайонные исполнительные комитеты в отношении кулаков, нарушающих этопостановление, применять при самовольном переселении немедленную конфискациювсего имущества, а при распродаже иные репрессивные меры…».

     Под постановлением стояли подписи ПредседателяСНК СССР Калинина и секретаря Енукидзе.

        В 1920-1930-е годы многие жители СССР былилишены избирательных прав. Помимо духовенства, в категорию «лишенцев» попали:все бывшие торговцы и торговые посредники, агенты царской полиции, жандармы,служители тюремных ведомств при царской власти, участники Белого движения,лица, прибегающие к наемному труду, бывшие дворяне, члены семей лиц, лишенныхизбирательных прав, ссыльные, а также лица, живущие на нетрудовой доход(единоличники), душевнобольные и умалишенные. В числе кулаков-лишенцевоказались и жители с. Покрова Петр Васильевич Лонсков, Степан СеменовичМитюшкин, Василий Киреевич Ежов и Иван Яковлевич Чехов. Трое первых в начале1930-х годов были раскулачены и высланы из пределов Нижегородского края наразличные сроки. 

  • 23 июл 2011 15:31

    Последнего,как члена Покровского Церковного Совета, за то, что «он высказывалконтрреволюционные взгляды по поводу Конституции, организовывал колхозников насрыв уборочной и выход из колхоза, систематически проводил антисоветскуюагитацию среди колхозников с. Покрова», в 1937 году большевики отправили в10-летнюю ссылку в Сибирь, из которой он не вернулся. П.В. Лонсков, С.С.Митюшкин, В.К. Ежов, а так же крестьянин-бедняк А.И. Блохин в ноябре того же1937 года, как «враги народа», были расстреляны в г. Горьком. На АрхиерейскомСоборе РПЦ 2000 года все они канонизированы и причислены к лику святыхновомученников и исповедников российских, пострадавших за свою веру во Христа.

        Силовые методы властей при проведенииколлективизации и раскулачивания зажиточных крестьян (повышение налогов дляединоличников и прекращение их кредитования, установление для колхозниковпониженных норм сдачи продукции животноводства) дали свои «плоды» уже к концу1929 года: в декабре в колхозах состояли 20% крестьянских хозяйств страны. Кконцу же 1932 года в результате ужесточения мер в отношении кулаков ипринудительные обобществления крестьянских хозяйств в числе колхозниковоказалось более 60% крестьянства. Образовался колхоз и в с. Покрове его назвализвучным именем «Свобода». Чуть позже колхоз под названием «Гражданин» появилсяи в поселке Новопокровском.

        В начале 1930-х годов раскулачиваниезажиточных крестьян проходило  болеевысокими темпами, чем коллективизация. Многие крестьяне-середняки, не желавшиевступать в колхозы, бросали свои хозяйства и уходили в города, нанимались нановостройки. В конце 1931 года в селах и деревнях было раскулачено около 2миллионов 800 тысяч человек. Большую часть их отправили в безжизненные районыКазахстана и Западной Сибири, а также на Соловки. Немало раскулаченных былорасстреляно. Членам их семей также не удалось избежать ссылки в отдаленные инепригодные для жизни  регионы страны.Многие из них умерли или в дороге, или на новом месте жительства.

        В г.Сергаче сразу же по получениираспоряжения и инструкции Нижегородского крайкома ВКП(б) «о выселениикулачества» была образована «тройка» из представителей местной власти.

        Первоначально  к выселению наметили 15 кулаков: 25 марта1931 года к двум часам дня их нужно было сдать для заключения под стражукоменданту Сергачской тюрьмы. В целом по бывшему Сергачскому уезду (онпрекратил свое существование с 10 июля 1929 года) «тройка» установила 4 точкивыселения кулаков. В их число попало и село Покров Гагинского района, в которомв 1931 году коллективизацией было охвачено 60 процентов жителей. На общемсобрании по выселению кулаков одна из покровских колхозниц (она была членомГагинского райисполкома) попыталось было защищать своих более зажиточныходносельчан, указывая на их трудолюбие, но вмешались уполномоченные ВКП(б) изСергача, и женщине пришлось замолчать. Всего в с. Покрове было раскулачено ивывезено на поселение  10 семейств (45человек).

  • 23 июл 2011 15:32

    К 1937 годуценой колоссальных жертв (по разным подсчетам только в 1932- 1933 годах умерлиот спровоцированного большевиками голода от 2 до 4 миллионов человек) Свыше 90%крестьянских хозяйств страны были вовлечены в колхозы. В ходе сплошнойколлективизации вконец разоренными оказались около 5,7 миллиона дворов

     середняцких хозяйств, что в конечном итогепривело к обнищанию и запустению многих деревень и поселков, к отчуждениюкрестьянства от земли. Около 15 миллионов зажиточных крестьян переселились вгорода, пополнив и без того значительную армию городского населения.

     

    РАЗРУШЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ

        Расправившись с крестьянством, большевикивновь приступили к репрессиям против Церкви и ее служителей. С середины 1930-хгодов началась массовая ликвидация церковных учреждений. Наибольшего размахабольшевистские гонения на священноцерковнослужителей достигли в 1937-1938годах. Согласно данным правительственной комиссии по реабилитации жертвполитических репрессий, только в одном 1937 году властями было арестовано 136тысяч служителей РПЦ: из них 85300 человек оказались расстрелянными поприговору большевистских «троек».

        В 1937-1939 годах были закрыты и разрушеныи многие церкви Гагинского района. Часть из них приспособили под колхозныесклады, часть -  под молодежные клубы итанцплощадки. В целом же по России (РСФСР) к началу 1940-х годов 25 областейлишились всех своих действующих храмов.

        В покровской церкви Богослуженияпроводились до 1940 года. Под угрозой расправы над верующими их посещали лишьединицы. По воспоминаниям старожилов с. Покрова, в 1940 году арестовали иувезли в райцентр последнего из служивших в покровском храме священника – о. Николая(к сожалению, его фамилию никто из покровцев не помнит). После допроса иследствия батюшку сослали в Сибирь, откуда он уже не вернулся. Его жена –матушка Евдокия – некоторое время жила в Покрове у приютивших ее верующихлюдей. От местных жителей ей пришлось претерпеть немало оскорблений,издевательств и откровенной клеветы. Матушка переносила выпавшие на ее долюскорби смиренно, без ропота, втайне молясь за оскорблявших ее людей. В 1943году она мирно скончалась и была погребена на местном приходском кладбище.

  • 23 июл 2011 15:33

        Сразу же после ареста о. Николая покровскуюцерковь закрыли.  В ноябре 1941 года былавзорвана и разрушена до основания каменная колокольня. Началось открытоеразворовывание и уничтожение святых икон и церковного инвентаря. Часть иконбогослужебных книг и других церковных принадлежностей верующим покровцамудалось спрятать по домам (сейчас многие уцелевшие иконы  находятся в Гагинском молитвенном доме).

        Вскоре после разграбления покровской церквив ней устроили мукомольную мельницу. В послевоенные годы в храме работалашерстобитка и хранилось колхозное зерно (незадолго  до Великой Отечественной войны 1941-1945 годов покровский колхоз«Свобода»  переименовали в колхоз имениЛенина). Церковь в полуразрушенном состоянии стояла в центре села до начала1980-х годов. Даже в таком виде, без крестов и икон, она мешала «вернымленинцам». Начатое еще в 1940 году святотатство решил довершить председательпокровского колхоза имени Ленина К.С.Махин. По его негласному указанию под храмзаложили мощные заряды, и вскоре он был взорван. Откровенное глумление надсвятыней довершили тракторы, которыми упавшие после взрыва церковные стены  своды были растащены в разные стороны (частьих сохранилась до сих пор). Однако церковным кирпичом для колхозных нужд святотатцамвоспользоваться так и не удалось: отделить один кирпич от другого былоневозможно, так как в раствор при строительстве церкви в 1780-е годы дляпрочности желтки куриных яиц (их собирали по всему приходу).

        Так прекратила свое существование величаваяпокровская церковь – уникальный памятник архитектуры XVIII столетия (по словам покровскихстарожилов, в ее строительстве принимали участие англичане). Рукамибезбожников  был разрушен православныйхрам, в стенах которого на протяжении более чем 150-ти лет совершалисьБогослужения и происходило спасение бессмертных душ многих тысяч православныхлюдей.

        В настоящее время на месте покровскойцеркви располагается средняя общеобразова-тельная школа, в которой детей учатне по Закону Божию и не основам православной веры. Начиная с 1917 года,поколения русских людей, предки которых были людьми православными ибогобоязненными, воспитывают в неверии и откровенном богохульстве. Сейчас, суходом коммунистических идей в прошлое, появилась надежда на возрождение православнойверы и благочестия в российских городах и весях. Несмотря на все преграды ипрепоны, Россия делает пока что робкие и слабые шаги на пути к Богу., на путиобретения в искалеченной годами безбожия душе христианской Веры.

     

  • 25 июл 2011 22:09

        С древних времен на берегах Пьяны жилилюди. Два древних поселения обнаружены археологами возле деревни Хананеевка, в4 км от Покрова, на берегу Пьяны, датированные II тысячелетием до нашей эры. Какими же людьми были наши земляки, жившие вэтом районе за 4 тыс. лет до нас?

        Рыболовы и охотники, они уже пользовалисьогнем, умели делать из глины и обжигать на кострах грубые сосуды для варки ихранения пищи. Ради каких-то (видимо, магических) целей поверхность такихсосудов они сплошь покрывали своеобразным орнаментом в виде рядов круглых ямоки насечек, нанесенных «чертовым пальцем» (белемнитом). Дно таких сосудов делалиокруглым, чтобы удобнее было ставить их между камнями.

        Жилища их были непостоянными и представлялисобой легкие шалаши. Орудия свои - топоры, ножи, скребки, рыболовные крючки,наконечники стрел, копий и гарпунов - они делали из камня и кости. А украшения(тоже каменные) упорно шлифовали на больших гладких каменных плитах.

        Прошло немало времени, и появились на этойземле люди, владевшие секретом изготовления изделий из бронзы (сплав меди соловом и свинцом). В окрестностях селения Луш-Помры, на правом берегу Пьяны (6км от Покрова), не краю первой надпойменной террасы, обнаружено поселение эпохибронзы.

        Окрестности села Покров издавна былизаселены мордвой. Эта местность долгое время была восточной окраинойМосковского государства.  В XIV веке здесь появились татары.

        В 1360-х годах в район реки Пьяныпереселился золотоордынский бек (князь) Секиз-бей, где подчинил себе местноемордовское население.  «Его резиденциейназывают крепость Грозную в верховьях Мяны. Скорее всего, улус Секиз-беялокализуется в Запьянье в окрестностях Гагина с известными татарскимипамятниками – в Гагине, Ветошкине, Юрьеве. Противостояние нижегородских князейс татарами  обострилось после Пьянскогопобоища (1377г.). По существу, граница Руси переносится к Пьяне, к левому рукавуи она сохраняется до ликвидации Казанского ханства»(1).

        Около 1370 года улус Секиз-бея был захваченМамаем. Сам бей бежал в Москву, перешел на службу к великому князю ДмитриюДонскому и принял христианство.

        Русские стали заселять эти земли по рекеПьяне  вскоре после победоносногоКазанского похода царя Ивана Грозного 1552 года.

  • 25 июл 2011 22:13
                               Казанский походИвана Грозного 1552 года.

        Во время своего царствования Иван Грозныйпредпринимал три похода на Казань, два из них оказались неудачными. Третийпоход был тщательно подготовлен. Часть войска с артиллерией на судах плыла поВолге, другая же часть – пехота и конница с легкими обозами двинулась изМосквы  на Муром и далее по Казанскомутракту.

        Перед своим выступлением из Мурома«отпустил государь наперед себя в ертаулах июля 15 князя Юрия ИвановичаШемякина да князя Федора Ивановича Троекурова, а с ним детей боярских; ипосошных людей за ним послал, а велел на речках и на ржавницах (ручьях) мостымостить» (2)

        20 июля 1552 года войска царя двинулись изМурома на завоевание непокорной Казани. «За собою государь велел идти левойруке да сторожевому полку да княже Володимиру Андреевича боярину и воеводе слюдьми князю Юрью Андреевичу Пениньскому-Оболеньскому.»(3)

        На восьмой день похода, вечером государьразбил свой стан «на озере; не дошел Пьяны-реки. И тут к государю пришел изгородка Аксеит Черевсеев со всеми Городецкими князьями и мурзами и Татары, ашел сеит на Мансыров угол*; и государь ему велел итти с ертоулом вместе. И наПьяне государь велел мосты поделати многые и пошел».(3)

  • 25 июл 2011 22:14

         За сухими строчками отчета опоходе не видно всей величественности похода. Численность рати, отправившейся в3-й Казанский поход, один из русских воевод князь Андрей Курбский впоследствииопределил в 90 тысяч человек, из них не менее 30 тысяч конницы. По легенде,Пьяна мелела, когда войско выводило коней на водопой. Такая огромная армия немогла идти одной колонной. Шли несколькими колоннами, разными

    дорогами, располагаясьстанами на ночлег. По предположению Милотворского, станы войска по площадизанимали длину не менее 6-7 верст. Общепринято, что 7-й стан находился околосела Неледино, а 8-й стан в районе нынешнего Ветошкина, но известно, что стараяказанская дорога шла между Гагино и Субботино, да она и сейчас идет, черезПаново-Осаново, через Покров. Кроме того, в окрестностях Ветошкина и Гагинаесть несколько озер, но все они размером около 50 м в поперечнике, а вот околод. Сумороково и по сей день существуют два озера длиной около километра.Думается, что для огромного войска царя более подходят именно эти озера ирасположиться есть где, и воды для хозяйственных нужд набрать. И переправачерез Пьяну удобная, аккурат между двух холмов. Думаю, что переправлялись ещевойска и около Ханинеевки.

        В незаконченной статье великого русскогоисторика и фольклориста П.И. Мельникова-Печерского, проехавшего путь царскоговойска и составившего карту-схему этого пути, есть свидетельство, что ИванГрозный останавливался в д. Ломакино, в 4 км от Покрова.

        Дело в том, что «русское войско вышло впоход без громоздкого обоза с провиантом, добывая себе пропитание охотой идовольствуясь подношениями радушных обитателей, встречавшихся на путимордовских поселений. Исключение составили, очевидно, жители д. Ломакино, начто обратил внимание П. И. Мельников-Печерский, комментируя присловье: «Хорошиломакинцы: царя, не поя, не кормя, спать положили».(4)

        Таким образом, можно сделать вывод,что  28 июля 1552 года стан ИванаГрозного находился именно в Ломакино, а войско располагалось на ночлег в округе, в том числе на покровской земле.

  • 29 июн 2016 18:19
    Дореволюционная пресса о селе Покров

    Леонид Блохин

    Село ПОКРОВ, Сергачского уезда (от собственного корреспондента)
       

    В Покрове года три тому назад удавился один крестьянин. Удавленника почему-то схоронили на кладбище. Суеверные крестьяне придали этому последнему факту важное значение: наступившую после этого засуху они отнесли на счет этого «богопротивного деяния», т.е. похорон самоубийцы на кладбище. Несколько человек ночью отправились на кладбище, выкопали покойника и закопали в овраге. Мужики говорят, что после того небеса смиловались над ними и пролились дождем. Прошло лето, прошла зима.  Дело стало забываться. Но неугомонный удавленник не хотел дать отдыха своим гонителям: вешнею водою вымыло в овраге труп самоубийцы. Крестьяне перетрусили,  испугались суда. Опять те же из них ночью взяли труп, привязали на шею ему камень и спустили в р. Пьяну.

      Кажется все кончено? Не тут-то было. Спала в Пьяне вода. Наступило лето. Помещик из соседнего села начал ловить бреднем рыбу и вытащил из реки скелет человека с камнем на шее.

      Поднялось следствие. Разрыли могилу удавленника и не нашли в ней ничего. Кости опять похоронили в ней. Но мужики заметили, что опять нет дождя: опять удавленник виноват! Опять ночью выкопали кости и закопали где-то далеко в поле. Так там удавленник и нашел себе место вечного успокоения на третьем году после своей смерти.


    « Нижегородские Губернские Ведомости»  №105, 1893 г.


                                             
                                                                                    Пожары.

    В селе Покров, Сергачского уезда, 21 минувшего августа, днем неожиданно произошел пожар. Благодаря отсутствию большинства жителей и бушевавшему с утра ветру, пожар, начавшейся от дома крестьянина Ивана Шекурова, быстро распространяясь,  принял такие грозные размеры, что прибежавшему народу уже не было возможности принимать какие-либо меры. В течение дня оказались уничтоженными 105 домов со всеми надворными постройками, 60 разных холодных строений и до 120 копен немолоченного хлеба. Незастрахованного имущества погибло на 23, 085 р., весь же убыток простирается до 39,000 р. Кроме того, во время пожара сгорела 72-летняя слепая старуха Екатерина Чалова. Причиною пожара, как установлено, послужило неисправное содержание домовой трубы (Н. Л.)


    «Земская газета» №2, 1903 г.

  • 29 июн 2016 18:33
    Дореволюционная пресса о селе Покров

    Леонид Блохин

    ПРИХОД  СЕЛА  ПОКРОВА СЕРГАЧСКОГО УЕЗДА  
    НИЖЕГОРОДСКОЙ  ЕПАРХИИ
      Село Покров расположено по большому Симбирскому тракту в 160 верстах от Нижнего Новгорода и 52 от Сергача при незначительной речке Ляпне в местности сравнительно невысокой и со всех сторон открытой. С запада на восток, север и юг видны приходские деревни: Исупова, Суморокова, Соболева,  Ламакина и Хоненевка  и деревни других приходов, смежных с Покровским – Старо- Ахматова, Молчанова, Пересекина и  Панова-Осанова на протяжении 10 верст.

      Когда основался приход села Покрова, данных определить это время, пока нет. Первый древнейший документ, хранящийся в Покровской церковной ризнице, относится к 1749 году, это храмозданная грамота. В этом году по просьбе Покровской помещицы  княгини Марии Исаевны Гагариной Преосвященный  Платон Епископ Владимирский дал позволение и благословление выстроить в селе Покров вместо сгоревшей деревянной церкви новый храм деревянный же в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Василия Великого. В грамоте сказано так: «…в селе Покровском имелась церковь Божия деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца, которая в 1749 году июля 20 дня от случившегося в  том селе пожарного времени сгорела без остатку; а ныне же  княгиня Мария Исаевна Гагарина желает в том селе Покровском вместо объявленной сгоревшей Покровской церкви построить вновь,  деревянную же того же храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца и еще вновь с прибавлением пристроить придел во имя Василия Великого»…

  • 29 июн 2016 18:34
    ​​
  • 29 июн 2016 18:42
    Окончена строением эта церковь в 1756 году. В благословенной грамоте 1756 года об освящении ее сказано «…  новопостроенную церковь Покровскую с приделы Николая Чудотворца и  Василия Великого освятить на новоизданных антиминсах…»
      По устройстве и освещении она стояла в Покрове очень недолго, около 20 лет, а потом перевезена была в село Пергалеи  Княгининского уезда. Какая причина тому была – неизвестно. Составитель летописи церкви с села Покрова священник Николай Полетаев говорит: «Из того, что разрешение строить каменную церковь в Покрове испрашивал в 1781 году у епархиального начальства Покровский помещик Колычев, можно заключать, что не строительница деревянного храма княгиня Гагарина передала его в Пергалеи, а Колычев передал его туда, когда княгини Гагариной в живых уже не было».
      11 марта 1781 года от Преосвященного Виктора Епископа Владимирского и Муромского последовало на просьбу Покровского помещика Льва Александровича Колычева разрешение строить в селе Покрове каменный храм.  «Благословляем в селе Покровском, - пишется в храмозданной грамоте, - на удобном месте церковного погоста, которое бы было не зыбкое и гробами мертвых не заставленное, вновь каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделы Николая Чудотворца и Василия Великого строить на подобие прочих издревле и по ныне святохранимых  святых Божьих церквей».

      Храм этот, начатый строением в 1781 году, окончен в 1786 году исключительно иждивением Л.А. Колычевым при заботливом участии по  постройке  супруги Колычева Анны Петровны под непосредственным наблюдением которой производились все работы по церкви, так как сам Колычев, вследствие физической немощи (он был без ног и его возили в одноколке) не мог принимать желаемого участия в этом деле.

      На сохранившемся храмозданном кресте при освящении Покровского престола сделана следующая надпись: « Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Храм Покрова Пресв. Богородицы при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни  Императрицы Екатерины Алексеевны всея России , при наследнике Благоверном Государе и Великом Князе Павле Петровича, при супруге его Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Федоровне по благословлению Преосвященного Виктора Епископа Владимирского и Муромского в лето от воплощения Христа 1786-е месяца сентября 27 числа на память св. отец Каллистрата и дружины его и преподобного отца нашего Савватия Соловецкого. Сей храм святил г.Арзамаса Воскресенского собора протопоп Григорий Григорьев». Подобная же надпись на храмозданных крестах и тем же лицом сделана по освящении приделов Николая Чудотворца и Василия Великого.
  • 29 июн 2016 18:42
    Колычевский храм существует в селе Покров и по сие время, но только не в первоначальном, а в измененном виде, произведенном в 1821 году помещицами Лавровыми. Видоизменения коснулись, главным образам, трапезы узкая и продолговатая с двумя приделами в правой  с двумя приделами в правой Николая Чудотворца, а в левой Василия Великого трапеза была прежде крайне маловместительна. Лавровы прежние прямые северные и южные пробили и сделали их вновь полукруглыми и трапеза стала много просторнее. Далее Лавровы устроили с разрешения Преосвященного Моисея в трапезе на хорах еще третий предел во имя Святителя Филиппа Московского, согласно завещанию Л.А.Колычева. (Л.А. Колычев, передав свое имение Лавровым, вменил им в обязанность устроить придел на хорах во имя Святителя Филиппа, как своего родича,  так как Колычев происходил из тех бояр Колычевых, из которого был святитель Филипп).

       Тогда же помещицами Лавровыми устроены над входами в церковь с западной , северной и южной  сторон фронтоны, поддерживаемые колоннами, Колоннами же обрамлен и алтарь а вся церковь обрамлена кругом каменной оградой с тремя вратами -  с  запада, севера  и юга. В обем наружный вид храма довольно красив.


    «Нижегородские Губернские Ведомости»  №49 за 1892 г