------------------------- 1.1.3. Старение производственных кадров, конкуренция за высококвалифицированную рабочую силу, перекосы социокультурной среды, обусловленные миграционными, экономическими и политическими процессами, коррупция. Прямым следствием главных двух проблем стали острый дефицит рабочих и квалифицированных кадров, снижение качества образования и кадровые дисбалансы в экономике страны. Непродуманные, противоречивые решения, принимаемые различными органами власти в Российской Федерации становятся дополнительными проблемами для системы образования России, которые усугубляются нарушением установленного законом принципа автономии ОО. Вместе с тем, миграционные процессы менее значимы, нежели пронизывающая систему образования коррупция, особенно при осуществлении закупок. Централизация различных функций привела к усугублению коррупции и усилению проблем ресурсного обеспечения в системе образования, когда очень часто осуществляются закупки ненужных ОО товаров (особенно при реализации проектов цифровизации образования).
1.1.4. Неразумная цифровая трансформация в образовании. В настоящее время цифровая трансформация образования фактически объявлена самостоятельной целью, тогда как должна использоваться лишь как средство для достижения действительно значимых целей. Зацикленность на незначительных технических аспектах без содержательных изменений заведомо не позволит повысить качество образования. Заменить проектор, диафильмы на электронную доску и показывать на ней слайды презентации – это технические моменты, не меняющие, по сути, ничего. В тоже время, отрицательные воспитательные последствия цифровизации образования уже нарастают – инфантильность подростков в России растет. Ученик в школе перестает отвечать за свою деятельность. Домашнее задание не прислали, электронный дневник не работает, интернет плохой и т.д. Тем самым, навязываемыми цифровыми инструментами (электронным школьным дневником) школа фактически учит обучающихся не отвечать за свои поступки. Электронное обучение принципиально не отличается от ТВ-обучения, практиковавшегося в советское время, и оно не может заменить традиционное очное образование в школе. Мировой опыт также показал, что электронное образование – это эрзац–образование, уступающее по качеству очному образованию. При этом следует учитывать, что цифровая трансформация не приводит к экономии средств в образовании, а напротив, увеличивает расходы. Так, в настоящее время цены на электронные учебники в издательстве «Просвещение» выше, чем на бумажные. Стоимость цифрового контента, финансируемого, например, в г. Москва, посредством выдачи всяких грантов и иными способами, объективно не определена. Весьма вероятно, что в результате использование цифрового контента обойдется бюджету дороже, нежели зарплаты педагогов, особенно вследствие монополизации рынка и устанавливаемых Минпросвещения и ОИВ ограничений по допуску программных продуктов в ОО. Таким образом, интегральной проблемой образования России стала ситуация, когда имеется некачественное, разорванное на куски, хаотичное, платное образование в России, с нарушением Конституции РФ: нарушены конституционные гарантии общедоступного и бесплатного общего и профессионального образования, при полной безответственности органов управления образования (начиная с федеральных), осуществляющих вредительскую деятельность по имитации замены квалифицированных кадров в образовании ИКТ.
1.2. КЛЮЧЕВЫЕ ВЫЗОВЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
1.2.1. Внешние санкции.
Бытовавшие ранее гипотезы о том, что «санкции на пользу стране» не подтвердились. Яркий пример, автомобилестроение – прекращено даже ранее существовавшее «отверточное производство», имеется критическая зависимость от Китая. Компьютерная российская техника также не появилась, если критически изучать результаты «импортозамещения». Причем следует констатировать, что действие санкций нарастает, что приводит не только к удорожанию всей техники (как автомобилей, так и компьютерной), но и к невозможности приобретения многих видов электронных средств обучения, а также запчастей к ним. Переход на цифровое образование (его полная трансформация) сегодня, в условиях действия наличия внешних санкций, невозможен не только вследствие недостаточности развития соответствующих технологий, но и вследствие отсутствия массового производства в стране оборудования, необходимого для использования цифровых технологий.
1.2.2. Демографическая яма.
Для принятия обоснованных решений в рамках «Стратегии развития образования 2040» необходимо наличие объективного демографического прогноза на ближайшие 30 лет. Вместе с тем, в отсутствие политических решений, «демографическая яма» превратится в «демографическое ущелье», из которого уже будет не выбраться. Если же прогнозируется именно «демографическая яма», которая не перейдет в «демографическое ущелье», то целесообразно не просто сохранение инфраструктуры, а резкое снижение доли платного образования в России (в т.ч. высшего образования). На уровне общего образования имеется дефицит инфраструктуры, что характеризуется переполненностью групп в детских садах и классов в школах, наличием второй смены. «демографическая яма» позволит решить эти проблемы, влекущие ухудшение качества образования. На уровне же профессионального образования лишь примерно половина студентов обучается за счет бюджетных средств. Тем самым может иметь место сокращение числа студентов, обучающихся на платной основе, что позволит на их места принять иностранных студентов (при наличии платежеспособного спроса в «дружественных» и иных странах, готовых направить студентов на обучение в РФ). Общий вывод. Ключевые вызовы и основные проблемы в отсутствие безотлагательного принятия мер по их решению приведут в результате к деградации системы образования в России. Требуется кардинальное изменение государственной политики в сфере образования, которое позволило бы решить основные проблемы, усугубляемые ключевыми вызовами.
2. ЦЕЛЬ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
2.1. Цель Стратегии: обеспечение качественного общедоступного и бесплатного общего2, дополнительного и среднего профессионального образования каждому ребенку Российской Федерации, а также бесплатного первого высшего образования на конкурсной основе. Цель Стратегии базируется на необходимости выполнения положений статьи 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. С учетом фактической платности среднего общего и профессионального образования, необходимым является коренное изменение государственной политики в сфере образования для выполнения конституционных гарантий гражданам Российской Федерации.
2.2. Базовый принцип реализации Стратегии: дети являются важнейшим приоритетом государственной политики в РФ (статья 67.1. Конституции Российской Федерации). Стратегия предусматривает принципиальный разворот государственной политики в образовании, обеспечивающий соблюдение Конституционных гарантий и приоритетов.
2 В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) содержит следующие нормы, которые должны являться основой Стратегии развития образования России: – Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7); – Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях... (часть 2 статьи 43); – Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (часть 4 статьи 67.1.). Базовый принцип «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики» исключает возможность экономии на детях и влечет за собой решение проблемы «бюджетной сдержанности». При реализации такого важнейшего приоритета обязательным является обеспечение общедоступности и бесплатности качественного образования приоритетным финансированием. В свою очередь это обеспечит восстановление кадрового потенциала системы образования России (посредством роста зарплаты педагогических работников при снижении нагрузки), повышение качества образования (обязательным условием для чего является ликвидация второй смены).
2.3. Направления реализации Стратегии. Стратегия предусматривает общий план достижения поставленной цели в качестве определения основных направлений реализации Стратегии.
2.3.1. Экономика образования.
Установление финансовых гарантий реализации основанной на выполнении Конституции РФ государственной политики в сфере образования необходимо как для реализации настоящей Стратегии, так и в целях обеспечения выполнения пп. «а» п. 3 Указа Президента РФ № 309: создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. С этой целью необходимо законодательно установить федеральные гарантии создания финансовых условий реализации федеральных основных общеобразовательных программ, что требует установления соответствующих федеральных нормативов реализации основных общеобразовательных программ, гарантирующих получение традиционного образования, федеральных должностных окладов (ставок заработной платы) и условий оплаты труда, утвержденных федеральным органом государственной власти в сфере образования, хуже которых не могут быть установлены соответствующие оклады и условия субъектами РФ. Гарантия равного финансирования общего образования, являются необходимым условием развития общего образования в России. При этом следует учитывать, что согласно статье 76 Стратегии национальной безопасности России: достижение цели научно-технологического развития Российской Федерации осуществляется путем доведения уровня расходов Российской Федерации на развитие науки и технологий до уровня расходов на такие цели государств, занимающих лидирующие позиции в этой сфере. Указанное требует и соответствующих экономических решений в сфере образования при том, что в настоящее время по уровню расходов на образования в % к ВВП Россия продолжает отставать от таких стран как Швеция – 7,2%, Великобритания – 4,5% , США – 4,2%, Франция 5,4%, Италия – 4,1%, Германия – 5,1%, Республика Корея – 4% (данные на 2020 год). Россия в 2022 году тратила лишь 3,6%.
2.3.2. Управление образованием.
Ключевыми управленческими решениями, необходимыми для развития образования России являются: 1. Оздоровление системы управления образованием. Ликвидация Минпросвещения и Рособрнадзора как избыточных органов с восстановлением единого органа управления в сфере образования и науки (Минобрнауки России) для реализации комплексной государственной политики развития образования и науки. 2. Исправление ошибок: отмена непродуманных и вредных решений, в том числе восстановление системы начального профессионального образования для подготовки квалифицированных рабочих кадров, отмена ЕГЭ и ОГЭ, профилизации и виртуализации образования и проч. 3. Соблюдение требований по разделению полномочий органов управления образованием и ОО, обеспечение автономности ОО, невмешательство чиновников в деятельность школы, техникума, с сокращением их численности позволят повысить эффективность системы образования.
2.3.3. Содержание образования.
Для развития образования в России необходимы значительные изменения в деятельности ОО, основанные на следующих базовых принципах совершенствования содержания образования. 1. Принцип оптимальной организации с точки зрения времени обучения (время и нагрузка). На данный момент в стране имеется две модели поведения потенциальных специалистов для рынка труда, которые на него не попадают своевременно. Первая модель в основе имеет неудачное поступление в ПОО после 9 классов. Такие дети могли бы выучиться и поступить на рынок труда, но, не поступив в ПОО, возвращаются в старшие классы. После потери двух дополнительных лет они опять поступают в систему ПОО, но уже собрав деньги для обучения или по другим программам. В основе второй модели лежит желание выпускников обойти ЕГЭ через систему ПОО. Этот путь требует дополнительных лет на невостребованное в дальнейшем обучение в ПОО, в течение которых занимаются места, на которых могли бы готовиться специалисты рабочих профессий. Учитывая предстоящую демографическую яму, можно утверждать, что устранение данных моделей поведения с российского образовательного ландшафта необходимо. Дополнительно следует тщательно проанализировать школьный учебный план, каждую программу по предметам и учебники для выявления излишней теоретизации, избыточных сведений, усложненной подачи материала. Кроме того, возможно сокращение каникулярного и праздничного времени для более качественного усвоения материала.
2. Принцип оптимального распределения выпускников школ по ПОО для ускорения наполнения рынка труда (маршрутизация). Все отчисляющиеся обучающиеся из школы после 9 классов должны быть распределены в ПОО и восстановленной системе начального профессионального образования на бюджетной основе по необходимым государству программам подготовки без возвращения в старшие классы школы. Для продолжения обучения по программе старших классов с последующим поступлением в Вузы должна быть пройдена система контроля освоения программы среднего общего образования по всем предметам. На уровне высшего образования предусматривается создание системы, основанной на следующем подходе: распределение абитуриентов по Вузам от топовых до слабых с сохранением специальности (группы специальностей), на которую подано заявление; подача заявления на специальность с ранжированием Вузы; возможность поступления в Вузы с меньшим конкурсом в том случае, если не удалось поступить в те Вузы, которые были в приоритете.
3. Принцип ограниченности цифровизации образования.
В условиях действия внешних санкций следует заботиться о надежности системы образования, тем самым разумные пределы цифровой трансформации образования весьма ограничены, так как отсутствует возможность закупки необходимого оборудования и программного обеспечения в нужных объемах, в условиях невыполнения программ импортозамещения. Вместе с тем, при прекращении действия внешних санкций виртуализированное образование неизбежно попадет под контроль иностранных акторов, а глобальное преимущество России в высококвалифицированных педагогических кадрах и продуманной эффективной системе образования будет также утрачиваться, делая страну неконкурентной в масштабах мировой экономики. Видоизменение системы “учитель-ученик” до системы “учитель - цифровая система - ученик” не только снижает степень педагогического контроля над процессом усвоения знаний, но и оказывает негативное воздействие на здоровье детей, принципиально противореча действующим СанПиН. Кроме того, цифровизация - способ, элемент, который не может быть самоцелью, при этом традиционные ценности (коллективизм) несовместимы с атомизацией коллектива учащихся с помощью цифровой трансформации. При этом необходимо формирование в обществе подростков цифровой культуры, по аналогии с формированием движения ЗОЖ (здорового образа жизни). Ни один из названных принципов не может быть реализован без восстановления преподавательского потенциала страны. Категорически необходимо восстанавливать фактически, а не формально требующееся количество педагогов всех уровней гарантированного Конституцией образования, обеспечить качество их подготовки и приемлемые условия работы.
2.3.4. Уровни общего и профессионального образования.
1. Общее образование.
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования и для обеспечения гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования первоочередной задачей является обеспечение достаточного количества организаций дошкольного образования (включая ясли) и их территориальной доступности. Вследствие демографических процессов возможна недозагрузка части организаций дошкольного образования при одновременном нарастании их дефицита в соответствующем субъекте РФ вследствие территориальной отдаленности от места проживания детей из-за изменения мест их массового проживания (в частности, «старение» населения в центре городов при переселении молодежи с детьми на окраины в новостройки). Поэтому необходимо продолжение строительства новых объектов при сохранении недозагруженных с учетом прогноза нормализации демографической ситуации в стране. Необходимым условием для обеспечения качественного образования детей является их обучение исключительно в одну смену, что является первоочередной задачей наряду с сокращением бюрократической нагрузки, избыточного контроля детей и школы, ликвидацией перегрузки как детей, так и учителей за счет приведения в порядок школьной программы (исключение излишней теоретизации, определением разумного объема материала), чтобы она была доступна для ребенка со средним уровнем способностей. Исходя из важнейшего конституционного приоритета государственной политики необходимо обеспечить качественное бесплатное питание детей в организациях общего образования всех уровней (а не только на уровне начального образования, как имеет место в настоящее время). Только это позволит раньше разгружать родителей, направляя их на рынок труда. Также должны быть обеспечены гарантии детям для посещения бесплатных групп продленного дня (с бесплатным питанием), что помимо улучшения воспитания позволит эффективнее высвобождать родителей для осуществления профессиональной деятельности, особенно в случае неполных семей. Маршрутизация должна обеспечить доступность основного общего образования без навязывания выбора профильного направления. Из-за ранней профилизации дети, которые когда-то ошиблись с выбором, не могут сменить профессию, обучаться по другому профилю из-за отсутствия достаточного уровня знаний по “непрофильным” предметам. Методик и теорий, позволяющих точно определить профессиональные склонности ребенка, не существует. Следствием непродуманной ранней профилизации является обострение кадровых проблем и снижение профессионализма вследствие распространенных ошибок, неизбежных при преждевременном профессиональном определении. Предусматривается введение полноценной итоговой аттестации по 7-8 основным школьным предметам по окончанию 9-го и 11-го класса с разработкой результативной модели для работы с неуспевающими учениками. Система оценок по предметам и средний бал аттестата дают основные баллы для поступления в Вузы, которые дополняются дополнительными баллами, получаемыми на вступительных экзаменах в Вузы. В целях избавления от существующих недостатков методического обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, контрольных измерительных материалов, пресечения необоснованных постоянных экспериментов, проводимых над детьми постоянным изменением порядка аттестации закрепляется проведение научной экспертизы ФГБНУ «Российская академия наук» (далее – РАН) критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего .освоение образовательной программы среднего общего образования. Одновременно необходимо восстановление сети учреждений для детей с ОВЗ и кардинальное сокращение случаев инклюзивного обучения, так как десятилетний опыт инклюзии в России продемонстрировал несостоятельность этого подхода. Требуется и восстановление сети спецшкол для детей с девиантным поведением, с направлением в нее детей, систематически срывающих учебный процесс и нарушающих права на образование других обучающихся. Одновременно это позволит решить многие воспитательные проблемы и пресечь растущее насилие над педагогическими работниками со стороны детей с девиантным поведением.
2. Среднее профессиональное образование.
Исходя из базового принципа Стратегии должно быть обеспечено бесплатное обучение по программам профессионального образования всех желающих, с восстановлением двухуровневой системы (уровня начального профессионального образования) и приёмом на обучение в ПОО по результатам аттестата и выпускных экзаменов с приоритетным весом знаний по предметным областям, но с обязательным учётом знаний по всем основным предметам школьной программы. На каждом уровне профессионального образования должен быть определен перечень профессий и специальностей, обеспечивающих кадровую самодостаточность и экономическую безопасность, особенно с учетом требований Стратегии национальной безопасности России, с учетом которого определение возможностей нынешней системы профессионального образования по подготовке специалистов по данному перечню и обеспечение современным оборудованием, актуальными учебными программами, количеством, высококвалифицированных преподавателей. Прием на уровни среднего профессионального образования должен производиться на принципах общедоступности, но с распределением абитуриентов по организациям ПОО от топовых до слабых с сохранением специальности (группы специальностей), на которую подано заявление; подача заявления на специальность с ранжированием организаций; с предоставлением возможности поступления в организацию с меньшим конкурсом в том случае, если не удалось поступить в те организации, которые были в приоритете. Одновременно предоставляется возможность поступления в ПОО без смены специальности в случае непрохождения по конкурсу в Вузы. Кроме того, создаются механизмы для выявления перспективных студентов и специалистов, их перехода от уровня к уровню профессионального образования и дальнейшего обучения по программам высшего образования с обеспечением бесплатного обучения на каждом следующем уровне без отрыва от производства, а также выстраивание механизма взаимодействия между обновленной системой профессионального образования, центрами научной работы в Вузы технической направленности и производством с целью взаимного обогащения и развития научного, учебного и производственного процесса.
3. Высшее образование.
На уровнях высшего образования предусматривается качественный отбор абитуриентов с опорой на необходимые для обучения предметные области, проверка наличия большого объема знаний и навыков при среднем уровне способностей с использованием механизма распределения абитуриентов по Вузам от топовых до слабых с сохранением специальности (группы специальностей), на которую подано заявление; подача заявления на специальность с ранжированием Вузов; возможность поступления в Вузы с меньшим конкурсом в том случае, если не удалось поступить в те Вузы, которые были в приоритете. Исходя из базового принципа Стратегии к 2040 году обеспечивается увеличение доступности бесплатного высшего образования, с тем, чтобы платное было только второе и последующие высшие образования с гарантиями получения первого высшего образования на бюджетной основе при условии сдачи вступительных экзаменов на определенные условия. Тогда будет увязка с приоритетом. А увеличение числа мест в/о увязывается с поручениями высококвалифицированные места создавать - то есть потребность в в/о будет расти (про это в анализе отразить надо будет) В целях повышения качества образования финансовое обеспечение Вузов осуществляется с учетом отчисления определенной части студентов без снижения объемов финансирования. Одновременно устраняется высокая бюрократическая нагрузка на преподавателей, снимаются требования по публикациям к преподавателям, имеющим высокую учебную нагрузку, прекращается стимулирование платных публикаций в «мусорных» журналах. – выстраивание механизма взаимодействия между обновленной системой профессионального образования, центрами научной работы в Вузах технической направленности и производством с целью взаимного обогащения и развития научного, учебного и производственного процесса (ст. 63, 76 Стратегии);
2.3.5. Воспитание.
Образование – это обучение и воспитание, которые имеют неразрывную связь, тем самым необходимо создание системы взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов для коллективного взаимодействия, физического развития и патриотического воспитания подростков, а также целенаправленной деятельности по снижению гипер-опеки и инфантилизации во всех социальных институтах. Необходимо создать ориентированную на школьную программу игровую модель федерального масштаба, требующую знания, умения и навыки, предоставляемые в повсеместно распространенных, бесплатных спортивно-прикладных секциях, кружках дополнительного образования, туристических, археологических и др. объединениях. Органично связать ее с организациями и кружками цифровой и масс-медиа направленности для продвижения в социальных сетях и СМИ. Такая игровая модель должна предусматривать регулярные соревнования внутри районов, регионов и не менее четырех (по количеству сезонов) соревнований федерального масштаба. Игровые элементы должны быть не сложны в освоении, дешевы или бесплатны, относительно просты в подготовке и предусматривать использование некоторых знаний основных школьных предметов. Цель модели – выявление и целенаправленная социализация неформальных лидеров и лидеров учебной деятельности, установление их связи и взаимозависимости. И уже они, в свою очередь, будут влиять на всю свою возрастную группу. Также предусматривается создание сети интернатов, работающих по системе А.С. Макаренко для трудных подростков. Из школы и других ОО необходимо исключить искусственное псевдовоспитание, различные формальные мероприятия (включая планы воспитательной работы, приуроченные к зачастую просто надуманным датам), которые не просто являются псевдовоспитательными, но и влекут отрицательные последствия (включая дискредитацию патриотизма и экстремистские проявления). Одновременно должны действовать правила, по которым персонажи с сомнительной репутацией не должны быть лицами, представляющими государственные корпорации, события, быть приглашенными звёздами на различных форумах и т.д. Воспитательные мероприятия должны быть интегрированы в государственную систему бесплатного летнего отдыха с элементами подготовки вожатых-организаторов Игры. При этом исходя из базового принципа Стратегии каждому ребенку в России должна быть обеспечена возможность отдыха и оздоровления не менее 21 дня в загородных организациях отдыха и оздоровления детей с оплатой за счет средств бюджета.
2.3.6. Дополнительное образование.
С учетом базового принципа настоящей Стратегии Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года реализуется мерами, направленными на обеспечение общедоступного и бесплатного дополнительного образования каждому ребенку без ограничения числа осваиваемых им программ дополнительного образования.
2.3.7. Образование в сельской местности.
Сохранение образования на селе является необходимым условием сохранения сельских поселений в России, являющихся базой для сохранения традиционных ценностей. Практика доказала верность тезиса: «Нет школы на селе – не будет деревни». Поэтому реализуется комплекс мер по поддержке агрошкол и агротехникумов для сохранения села, включая легитимизацию производственного воспитания обучающихся и нормативное определение особенностей функционирования сельских школы и ПОО.
2.3.8. Подготовка педагогических кадров.
Улучшение системы подготовки педагогических кадров необходимо для успешного решения задач по направлениям развития по уровням образования. Для этого необходим пересмотр программ обучения педагогических кадров, учитывая, что около трети студентов педагогических направлений не считают свою подготовку достаточной для профессиональной деятельности. И еще больше – около двух третей учителей – не считают, что получили необходимые знания во время обучения, по их мнению, они добыли их сами во время работы. Главным принципом пересмотра программ подготовки педагогических кадров является упор на практику и общение с действующими преподавателями.
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Для определения научно-обоснованных планов действий по реализации Стратегии необходима исчерпывающая информация в сфере образования – обучения и воспитания граждан, а также в некоторых смежных областях. Такую информацию может собрать только постоянно действующий экспертно-аналитический центр с соответствующими полномочиями. Искусственно собранные разрозненные группы людей, не несущие ответственности за результат своей деятельности и не имеющие доступа ко всей полноте информации, такую работу не выполнят. Соответственно, никаких прогнозов не дадут. И любые стратегические предложения в лучшем случае окажутся благими пожеланиями без конкретных оснований, методов реализации и вменяемых показателей. В связи с этим для реализации Стратегии создается независимый от существующих и министерств и ОИВ Экспертно-аналитический центр по вопросам образования (ЭАЦВО) на базе уже существующих структур (РАН и др.), с возложением на него работы по сбору и анализу необходимой информации, формированию планов действий по реализации Стратегии на ее основании. Независимость центра и отсутствие властных полномочий обеспечит объективность собираемых данных и позволит исключить либо кардинально уменьшить стремление к подгонке показателей. Планы реализации Стратегии утверждаются распоряжениями Правительства Российской Федерации. В дальнейшем ЭАЦВО осуществляет проведение независимого мониторинга реализации Стратегии и при необходимости внесение предложений по оперативной корректировке сформированных планов с учетом динамики из реализации.
Вот честно скажу, я не ожидал от А. Савватеева, что он за такое может вписаться. По крайней мере во всех его выступлениях я ТАКОГО бреда не слышал. У него есть логичные заблуждения, которые можно обсуждать и о которых можно дискутировать, но представить антистратегию как альтернативу министерской стратегии – это просто бред.
Хотя, отмечу общее у обеих «стратегий» – создание гармоничной личности. То есть и министерство и «народ» стремятся не к движению вперед и на основе этого обеспечению безопасности государства в постоянно меняющей мировой обстановке, а к ЛИЧНОСТИ!!! Продолжаем политику последних 50 лет по построению качественного ПОТРЕБИТЕЛЯ!!! Потребитель – он же гармонично развит? Он же жрет отлично, пьет прекрасно, сериал смотрит беспрерывно, в церковь пойдет, куда же он денется – в общем, очень гармонично развит. Ну да, детей не хочет, но он же сам ЛИЧНОСТЬ, с детьми гармоничного развития не выходит, с ними какие-то обязанности возникают, которые мешают гармоничному развитию…
Критикуешь – предлагай… Какие с моей точки зрения пути решения проблем в образовании.
1) Министерство должно брать на себя больше ответственности. А именно:
- Четкие рекомендации по системе поддержания дисциплины в учебном процессе (девочка жрет на уроке, учителю запрещено делать это, это и это, но вот что разрешено – этого нет!) Да, родители-террористы обратят свой гнев на министерство. Но это позволит решить хотя бы часть проблем учителей.
- Больше влезать в централизованное управление материальными ресурсами, в том числе взять на себя централизованное снабжение. (Идет передача медкабинетов в школах под управление медиков. И каждый директор бегает как ужаленный, чтобы стулья в нем оказались белого цвета, и выполнились все другие требования. При этом финансирование на это не заложено. МАРАЗМ!!!) Директор должен заниматься не снабжением и управлением недвижимостью, а решением педагогических и управленческих вопросов.
- Все типовые вопросы должны решаться не на уровне школы, а выше. Незачем каждую школу заставлять изобретать велосипед.
2) Процесс обучения должен иметь обратную связь в виде единых для всей России централизованных переводных экзаменов, на которых должны выноситься вопросы, которые необходимы для дальнейшего обучения. В старших классах больше половины не умеют считать устно, не понимают смысл сложноподчиненных предложений. И как они могут понять физику, химию? Я уж не говорю о гуманитарных НАУКАХ, которые являются не простым словоблудием, а сложными вероятностными вещами смешанными с психофизиологией…
3) Отдельно надо определиться с зависимостями знаний в школе и удалением лишнего и добавлением недостающего. Я лично до сих пор не могу понять цель изучения фонетики в начальном звене. Кто-нибудь из читающих этот текст задумывается над твердыми и мягкими согласными, которые, по мнению адептов фонетики, необходимы для более лучшего понимания? Да, изучение языка – это одно из важнейших направлений в школе по моему мнению. Но изучать надо то, что помогает пониманию текстов и более ясному выражению своих мыслей.
4) Создав систему обратной связи и определив четкий перечень необходимых знаний и умений, надо переходить к системе конкуренции учебных комплексов, которые позволяют достигать лучших результатов при имеющихся детях и учителях. Меня просто бесят высказывания авторов методик, что методики у них отличные, только вот дети дебилы и учителя некомпетентны!!!
Вот это является первостепенными задачами, которые надо было делать десятилетия назад. А постройка 12 инновационных школ по всей России, как министр заявил президенту – это хрень, которая на образование как СИСТЕМУ, реального действия оказать не может.
Комментарий автора:
Об авторе: математик, системный программист, имеющий опыт в госуправлении и бизнесе. У родственников педстаж около 100 лет, в руководстве учебными заведениями около 50. Участвовал в создании диссертации по интеллектуальному развитию. За свои к 2006 году выяснил, что классно-урочная система не может быть заменена подготовкой через интернет... Пока копался во всех методиках, уже начал сомневаться в невозможности замены... Возникла интересная идея, которая требует апробации. Предварительные оценки - 5 лет и 10 млн. руб. бюджета, в принципе для меня приемлемо, когда на кону массовое превращение дофаминовых наркоманов в людей, имеющих твердые базовые знания
Современная политика и Проект "Нужная школа"
Каждая сложная социально-экономическая проблема имеет простое и понятное неправильное решение
Newm РоссияПродолжение. Начало: https://ok.ru/proektnuzh/topic/156986107971653
Народный проект
-------------------------
1.1.3. Старение производственных кадров, конкуренция за высококвалифицированную рабочую силу, перекосы социокультурной среды, обусловленные миграционными, экономическими и политическими процессами, коррупция.
Прямым следствием главных двух проблем стали острый дефицит рабочих и квалифицированных кадров, снижение качества образования и кадровые дисбалансы в экономике страны.
Непродуманные, противоречивые решения, принимаемые различными органами власти в Российской Федерации становятся дополнительными
проблемами для системы образования России, которые усугубляются нарушением установленного законом принципа автономии ОО.
Вместе с тем, миграционные процессы менее значимы, нежели пронизывающая систему образования коррупция, особенно при осуществлении закупок. Централизация различных функций привела к усугублению коррупции и усилению проблем ресурсного обеспечения в системе образования, когда очень часто осуществляются закупки ненужных ОО товаров (особенно при реализации проектов цифровизации образования).
1.1.4. Неразумная цифровая трансформация в образовании.
В настоящее время цифровая трансформация образования фактически объявлена самостоятельной целью, тогда как должна использоваться лишь как средство для достижения действительно значимых целей.
Зацикленность на незначительных технических аспектах без содержательных изменений заведомо не позволит повысить качество образования. Заменить проектор, диафильмы на электронную доску и показывать на ней слайды презентации – это технические моменты, не меняющие, по сути, ничего.
В тоже время, отрицательные воспитательные последствия цифровизации образования уже нарастают – инфантильность подростков в России растет. Ученик в школе перестает отвечать за свою деятельность. Домашнее задание не прислали, электронный дневник не работает, интернет плохой и т.д. Тем самым, навязываемыми цифровыми инструментами (электронным школьным дневником) школа фактически учит обучающихся не отвечать за свои поступки.
Электронное обучение принципиально не отличается от ТВ-обучения, практиковавшегося в советское время, и оно не может заменить традиционное очное образование в школе. Мировой опыт также показал, что электронное образование – это эрзац–образование, уступающее по качеству очному образованию.
При этом следует учитывать, что цифровая трансформация не приводит к экономии средств в образовании, а напротив, увеличивает расходы. Так, в настоящее время цены на электронные учебники в издательстве «Просвещение» выше, чем на бумажные. Стоимость цифрового контента, финансируемого, например, в г. Москва, посредством выдачи всяких грантов и иными способами, объективно не определена.
Весьма вероятно, что в результате использование цифрового контента обойдется бюджету дороже, нежели зарплаты педагогов, особенно вследствие монополизации рынка и устанавливаемых Минпросвещения и ОИВ ограничений по допуску программных продуктов в ОО. Таким образом, интегральной проблемой образования России стала ситуация, когда имеется некачественное, разорванное на куски, хаотичное,
платное образование в России, с нарушением Конституции РФ: нарушены конституционные гарантии общедоступного и бесплатного общего и профессионального образования, при полной безответственности органов управления образования (начиная с федеральных), осуществляющих вредительскую деятельность по имитации замены квалифицированных кадров в образовании ИКТ.
1.2. КЛЮЧЕВЫЕ ВЫЗОВЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
1.2.1. Внешние санкции.
Бытовавшие ранее гипотезы о том, что «санкции на пользу стране» не подтвердились. Яркий пример, автомобилестроение – прекращено даже ранее существовавшее «отверточное производство», имеется критическая зависимость от Китая. Компьютерная российская техника также не появилась, если критически изучать результаты «импортозамещения».
Причем следует констатировать, что действие санкций нарастает, что приводит не только к удорожанию всей техники (как автомобилей, так и компьютерной), но и к невозможности приобретения многих видов электронных средств обучения, а также запчастей к ним.
Переход на цифровое образование (его полная трансформация) сегодня, в условиях действия наличия внешних санкций, невозможен не только вследствие недостаточности развития соответствующих технологий, но и вследствие отсутствия массового производства в стране оборудования, необходимого для использования цифровых технологий.
1.2.2. Демографическая яма.
Для принятия обоснованных решений в рамках «Стратегии развития образования 2040» необходимо наличие объективного демографического прогноза на ближайшие 30 лет.
Вместе с тем, в отсутствие политических решений, «демографическая яма» превратится в «демографическое ущелье», из которого уже будет не выбраться.
Если же прогнозируется именно «демографическая яма», которая не перейдет в «демографическое ущелье», то целесообразно не просто сохранение инфраструктуры, а резкое снижение доли платного образования в России (в т.ч. высшего образования). На уровне общего образования имеется дефицит инфраструктуры, что характеризуется переполненностью групп в детских садах и классов в школах, наличием второй смены. «демографическая яма» позволит решить эти проблемы, влекущие ухудшение качества образования.
На уровне же профессионального образования лишь примерно половина студентов обучается за счет бюджетных средств. Тем самым может иметь место
сокращение числа студентов, обучающихся на платной основе, что позволит на их места принять иностранных студентов (при наличии платежеспособного спроса в «дружественных» и иных странах, готовых направить студентов на обучение в РФ).
Общий вывод. Ключевые вызовы и основные проблемы в отсутствие безотлагательного принятия мер по их решению приведут в результате к деградации системы образования в России.
Требуется кардинальное изменение государственной политики в сфере образования, которое позволило бы решить основные проблемы, усугубляемые ключевыми вызовами.
2. ЦЕЛЬ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
2.1. Цель Стратегии: обеспечение качественного общедоступного и бесплатного общего2, дополнительного и среднего профессионального образования каждому ребенку Российской Федерации, а также бесплатного первого высшего образования на конкурсной основе.
Цель Стратегии базируется на необходимости выполнения положений статьи 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
С учетом фактической платности среднего общего и профессионального образования, необходимым является коренное изменение государственной политики в сфере образования для выполнения конституционных гарантий гражданам Российской Федерации.
2.2. Базовый принцип реализации Стратегии: дети являются важнейшим приоритетом государственной политики в РФ (статья 67.1. Конституции Российской Федерации).
Стратегия предусматривает принципиальный разворот государственной политики в образовании, обеспечивающий соблюдение Конституционных гарантий и приоритетов.
2 В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) содержит следующие нормы, которые должны являться основой Стратегии развития образования России:
– Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7);
– Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях... (часть 2 статьи 43);
– Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (часть 4 статьи 67.1.).
Базовый принцип «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики» исключает возможность экономии на детях и влечет за собой решение проблемы «бюджетной сдержанности».
При реализации такого важнейшего приоритета обязательным является обеспечение общедоступности и бесплатности качественного образования приоритетным финансированием. В свою очередь это обеспечит восстановление кадрового потенциала системы образования России (посредством роста зарплаты педагогических работников при снижении нагрузки), повышение качества образования (обязательным условием для чего является ликвидация второй смены).
2.3. Направления реализации Стратегии. Стратегия предусматривает общий план достижения поставленной цели в качестве определения основных направлений реализации Стратегии.
2.3.1. Экономика образования.
Установление финансовых гарантий реализации основанной на выполнении Конституции РФ государственной политики в сфере образования необходимо как для реализации настоящей Стратегии, так и в целях обеспечения выполнения пп. «а» п. 3 Указа Президента РФ № 309: создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.
С этой целью необходимо законодательно установить федеральные гарантии создания финансовых условий реализации федеральных основных общеобразовательных программ, что требует установления соответствующих федеральных нормативов реализации основных общеобразовательных программ,
гарантирующих получение традиционного образования, федеральных должностных окладов (ставок заработной платы) и условий оплаты труда, утвержденных федеральным органом государственной власти в сфере образования, хуже которых не могут быть установлены соответствующие оклады и условия субъектами РФ.
Гарантия равного финансирования общего образования, являются необходимым условием развития общего образования в России.
При этом следует учитывать, что согласно статье 76 Стратегии национальной безопасности России: достижение цели научно-технологического развития Российской Федерации осуществляется путем доведения уровня расходов Российской Федерации на развитие науки и технологий до уровня расходов на такие цели государств, занимающих лидирующие позиции в этой сфере. Указанное требует и соответствующих экономических решений в сфере образования при том, что в настоящее время по уровню расходов на образования в % к ВВП Россия продолжает отставать от таких стран как Швеция – 7,2%, Великобритания – 4,5% , США – 4,2%, Франция 5,4%, Италия – 4,1%, Германия – 5,1%, Республика Корея – 4% (данные на 2020 год). Россия в 2022 году тратила лишь 3,6%.
2.3.2. Управление образованием.
Ключевыми управленческими решениями, необходимыми для развития образования России являются:
1. Оздоровление системы управления образованием. Ликвидация Минпросвещения и Рособрнадзора как избыточных органов с восстановлением единого органа управления в сфере образования и науки (Минобрнауки России) для реализации комплексной государственной политики развития образования и науки.
2. Исправление ошибок: отмена непродуманных и вредных решений, в том числе восстановление системы начального профессионального образования для подготовки квалифицированных рабочих кадров, отмена ЕГЭ и ОГЭ, профилизации и виртуализации образования и проч.
3. Соблюдение требований по разделению полномочий органов управления образованием и ОО, обеспечение автономности ОО, невмешательство чиновников в деятельность школы, техникума, с сокращением их численности позволят повысить эффективность системы образования.
2.3.3. Содержание образования.
Для развития образования в России необходимы значительные изменения в деятельности ОО, основанные на следующих базовых принципах совершенствования содержания образования.
1. Принцип оптимальной организации с точки зрения времени обучения (время и нагрузка).
На данный момент в стране имеется две модели поведения потенциальных специалистов для рынка труда, которые на него не попадают своевременно. Первая модель в основе имеет неудачное поступление в ПОО после 9 классов. Такие дети могли бы выучиться и поступить на рынок труда, но, не поступив в ПОО, возвращаются в старшие классы. После потери двух дополнительных лет они опять поступают в систему ПОО, но уже собрав деньги для обучения или по другим программам.
В основе второй модели лежит желание выпускников обойти ЕГЭ через систему ПОО. Этот путь требует дополнительных лет на невостребованное в дальнейшем обучение в ПОО, в течение которых занимаются места, на которых могли бы готовиться специалисты рабочих профессий. Учитывая предстоящую демографическую яму, можно утверждать, что устранение данных моделей поведения с российского образовательного ландшафта необходимо.
Дополнительно следует тщательно проанализировать школьный учебный план, каждую программу по предметам и учебники для выявления излишней теоретизации, избыточных сведений, усложненной подачи материала. Кроме того, возможно сокращение каникулярного и праздничного времени для более качественного усвоения материала.
2. Принцип оптимального распределения выпускников школ по ПОО для ускорения наполнения рынка труда (маршрутизация).
Все отчисляющиеся обучающиеся из школы после 9 классов должны быть распределены в ПОО и восстановленной системе начального профессионального образования на бюджетной основе по необходимым государству программам подготовки без возвращения в старшие классы школы.
Для продолжения обучения по программе старших классов с последующим поступлением в Вузы должна быть пройдена система контроля освоения программы среднего общего образования по всем предметам.
На уровне высшего образования предусматривается создание системы, основанной на следующем подходе: распределение абитуриентов по Вузам от топовых до слабых с сохранением специальности (группы специальностей), на которую подано заявление; подача заявления на специальность с ранжированием Вузы; возможность поступления в Вузы с меньшим конкурсом в том случае, если не удалось поступить в те Вузы, которые были в приоритете.
3. Принцип ограниченности цифровизации образования.
В условиях действия внешних санкций следует заботиться о надежности системы образования, тем самым разумные пределы цифровой трансформации образования весьма ограничены, так как отсутствует возможность закупки необходимого оборудования и программного обеспечения в нужных объемах, в условиях невыполнения программ импортозамещения.
Вместе с тем, при прекращении действия внешних санкций виртуализированное образование неизбежно попадет под контроль иностранных акторов, а глобальное преимущество России в высококвалифицированных педагогических кадрах и продуманной эффективной системе образования будет также утрачиваться, делая страну неконкурентной в масштабах мировой экономики.
Видоизменение системы “учитель-ученик” до системы “учитель - цифровая система - ученик” не только снижает степень педагогического контроля над процессом усвоения знаний, но и оказывает негативное воздействие на здоровье детей, принципиально противореча действующим СанПиН.
Кроме того, цифровизация - способ, элемент, который не может быть самоцелью, при этом традиционные ценности (коллективизм) несовместимы с атомизацией коллектива учащихся с помощью цифровой трансформации. При этом необходимо формирование в обществе подростков цифровой культуры, по аналогии с формированием движения ЗОЖ (здорового образа жизни).
Ни один из названных принципов не может быть реализован без восстановления преподавательского потенциала страны. Категорически необходимо восстанавливать фактически, а не формально требующееся количество педагогов всех уровней гарантированного Конституцией образования, обеспечить качество их подготовки и приемлемые условия работы.
2.3.4. Уровни общего и профессионального образования.
1. Общее образование.
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования и для обеспечения гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования первоочередной задачей является обеспечение достаточного количества организаций дошкольного образования (включая ясли) и их территориальной доступности.
Вследствие демографических процессов возможна недозагрузка части организаций дошкольного образования при одновременном нарастании их дефицита в соответствующем субъекте РФ вследствие территориальной отдаленности от места проживания детей из-за изменения мест их массового проживания (в частности, «старение» населения в центре городов при переселении молодежи с детьми на окраины в новостройки). Поэтому необходимо продолжение строительства новых объектов при сохранении недозагруженных с учетом прогноза нормализации демографической ситуации в стране.
Необходимым условием для обеспечения качественного образования детей является их обучение исключительно в одну смену, что является первоочередной задачей наряду с сокращением бюрократической нагрузки, избыточного контроля детей и школы, ликвидацией перегрузки как детей, так и учителей за счет приведения в порядок школьной программы (исключение излишней
теоретизации, определением разумного объема материала), чтобы она была доступна для ребенка со средним уровнем способностей.
Исходя из важнейшего конституционного приоритета государственной политики необходимо обеспечить качественное бесплатное питание детей в организациях общего образования всех уровней (а не только на уровне начального образования, как имеет место в настоящее время). Только это позволит раньше разгружать родителей, направляя их на рынок труда.
Также должны быть обеспечены гарантии детям для посещения бесплатных групп продленного дня (с бесплатным питанием), что помимо улучшения воспитания позволит эффективнее высвобождать родителей для осуществления профессиональной деятельности, особенно в случае неполных семей.
Маршрутизация должна обеспечить доступность основного общего образования без навязывания выбора профильного направления. Из-за ранней профилизации дети, которые когда-то ошиблись с выбором, не могут сменить профессию, обучаться по другому профилю из-за отсутствия достаточного уровня знаний по “непрофильным” предметам. Методик и теорий, позволяющих точно определить профессиональные склонности ребенка, не существует. Следствием непродуманной ранней профилизации является обострение кадровых проблем и снижение профессионализма вследствие распространенных ошибок, неизбежных при преждевременном профессиональном определении.
Предусматривается введение полноценной итоговой аттестации по 7-8 основным школьным предметам по окончанию 9-го и 11-го класса с разработкой результативной модели для работы с неуспевающими учениками. Система оценок по предметам и средний бал аттестата дают основные баллы для поступления в Вузы, которые дополняются дополнительными баллами, получаемыми на вступительных экзаменах в Вузы.
В целях избавления от существующих недостатков методического обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, контрольных измерительных материалов, пресечения необоснованных постоянных экспериментов, проводимых над детьми постоянным изменением порядка аттестации закрепляется проведение научной экспертизы ФГБНУ «Российская академия наук» (далее – РАН) критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего .освоение образовательной программы среднего общего образования.
Одновременно необходимо восстановление сети учреждений для детей с ОВЗ и кардинальное сокращение случаев инклюзивного обучения, так как десятилетний опыт инклюзии в России продемонстрировал несостоятельность этого подхода. Требуется и восстановление сети спецшкол для детей с
девиантным поведением, с направлением в нее детей, систематически срывающих учебный процесс и нарушающих права на образование других обучающихся.
Одновременно это позволит решить многие воспитательные проблемы и пресечь растущее насилие над педагогическими работниками со стороны детей с девиантным поведением.
2. Среднее профессиональное образование.
Исходя из базового принципа Стратегии должно быть обеспечено бесплатное обучение по программам профессионального образования всех желающих, с восстановлением двухуровневой системы (уровня начального профессионального образования) и приёмом на обучение в ПОО по результатам аттестата и выпускных экзаменов с приоритетным весом знаний по предметным областям, но с обязательным учётом знаний по всем основным предметам школьной программы.
На каждом уровне профессионального образования должен быть определен перечень профессий и специальностей, обеспечивающих кадровую самодостаточность и экономическую безопасность, особенно с учетом требований Стратегии национальной безопасности России, с учетом которого определение возможностей нынешней системы профессионального образования по подготовке специалистов по данному перечню и обеспечение современным оборудованием, актуальными учебными программами, количеством, высококвалифицированных преподавателей.
Прием на уровни среднего профессионального образования должен производиться на принципах общедоступности, но с распределением абитуриентов по организациям ПОО от топовых до слабых с сохранением специальности (группы специальностей), на которую подано заявление; подача заявления на специальность с ранжированием организаций; с предоставлением возможности поступления в организацию с меньшим конкурсом в том случае, если не удалось поступить в те организации, которые были в приоритете.
Одновременно предоставляется возможность поступления в ПОО без смены специальности в случае непрохождения по конкурсу в Вузы.
Кроме того, создаются механизмы для выявления перспективных студентов и специалистов, их перехода от уровня к уровню профессионального образования и дальнейшего обучения по программам высшего образования с обеспечением бесплатного обучения на каждом следующем уровне без отрыва от производства, а также выстраивание механизма взаимодействия между обновленной системой профессионального образования, центрами научной работы в Вузы технической направленности и производством с целью взаимного обогащения и развития научного, учебного и производственного процесса.
3. Высшее образование.
На уровнях высшего образования предусматривается качественный отбор абитуриентов с опорой на необходимые для обучения предметные области,
проверка наличия большого объема знаний и навыков при среднем уровне способностей с использованием механизма распределения абитуриентов по Вузам от топовых до слабых с сохранением специальности (группы специальностей), на которую подано заявление; подача заявления на специальность с ранжированием Вузов; возможность поступления в Вузы с меньшим конкурсом в том случае, если не удалось поступить в те Вузы, которые были в приоритете.
Исходя из базового принципа Стратегии к 2040 году обеспечивается увеличение доступности бесплатного высшего образования, с тем, чтобы платное было только второе и последующие высшие образования с гарантиями получения первого высшего образования на бюджетной основе при условии сдачи вступительных экзаменов на определенные условия. Тогда будет увязка с приоритетом. А увеличение числа мест в/о увязывается с поручениями высококвалифицированные места создавать - то есть потребность в в/о будет расти (про это в анализе отразить надо будет)
В целях повышения качества образования финансовое обеспечение Вузов осуществляется с учетом отчисления определенной части студентов без снижения объемов финансирования. Одновременно устраняется высокая бюрократическая нагрузка на преподавателей, снимаются требования по публикациям к преподавателям, имеющим высокую учебную нагрузку, прекращается стимулирование платных публикаций в «мусорных» журналах.
– выстраивание механизма взаимодействия между обновленной системой профессионального образования, центрами научной работы в Вузах технической направленности и производством с целью взаимного обогащения и развития научного, учебного и производственного процесса (ст. 63, 76 Стратегии);
2.3.5. Воспитание.
Образование – это обучение и воспитание, которые имеют неразрывную связь, тем самым необходимо создание системы взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов для коллективного взаимодействия, физического развития и патриотического воспитания подростков, а также целенаправленной деятельности по снижению гипер-опеки и инфантилизации во всех социальных институтах.
Необходимо создать ориентированную на школьную программу игровую модель федерального масштаба, требующую знания, умения и навыки, предоставляемые в повсеместно распространенных, бесплатных спортивно-прикладных секциях, кружках дополнительного образования, туристических, археологических и др. объединениях. Органично связать ее с организациями и кружками цифровой и масс-медиа направленности для продвижения в социальных сетях и СМИ.
Такая игровая модель должна предусматривать регулярные соревнования внутри районов, регионов и не менее четырех (по количеству сезонов)
соревнований федерального масштаба. Игровые элементы должны быть не сложны в освоении, дешевы или бесплатны, относительно просты в подготовке и предусматривать использование некоторых знаний основных школьных предметов. Цель модели – выявление и целенаправленная социализация неформальных лидеров и лидеров учебной деятельности, установление их связи и взаимозависимости. И уже они, в свою очередь, будут влиять на всю свою возрастную группу.
Также предусматривается создание сети интернатов, работающих по системе А.С. Макаренко для трудных подростков.
Из школы и других ОО необходимо исключить искусственное псевдовоспитание, различные формальные мероприятия (включая планы воспитательной работы, приуроченные к зачастую просто надуманным датам), которые не просто являются псевдовоспитательными, но и влекут отрицательные последствия (включая дискредитацию патриотизма и экстремистские проявления).
Одновременно должны действовать правила, по которым персонажи с сомнительной репутацией не должны быть лицами, представляющими государственные корпорации, события, быть приглашенными звёздами на различных форумах и т.д.
Воспитательные мероприятия должны быть интегрированы в государственную систему бесплатного летнего отдыха с элементами подготовки вожатых-организаторов Игры.
При этом исходя из базового принципа Стратегии каждому ребенку в России должна быть обеспечена возможность отдыха и оздоровления не менее 21 дня в загородных организациях отдыха и оздоровления детей с оплатой за счет средств бюджета.
2.3.6. Дополнительное образование.
С учетом базового принципа настоящей Стратегии Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года реализуется мерами, направленными на обеспечение общедоступного и бесплатного дополнительного образования каждому ребенку без ограничения числа осваиваемых им программ дополнительного образования.
2.3.7. Образование в сельской местности.
Сохранение образования на селе является необходимым условием сохранения сельских поселений в России, являющихся базой для сохранения традиционных ценностей. Практика доказала верность тезиса: «Нет школы на селе – не будет деревни».
Поэтому реализуется комплекс мер по поддержке агрошкол и агротехникумов для сохранения села, включая легитимизацию
производственного воспитания обучающихся и нормативное определение особенностей функционирования сельских школы и ПОО.
2.3.8. Подготовка педагогических кадров.
Улучшение системы подготовки педагогических кадров необходимо для успешного решения задач по направлениям развития по уровням образования. Для этого необходим пересмотр программ обучения педагогических кадров, учитывая, что около трети студентов педагогических направлений не считают свою подготовку достаточной для профессиональной деятельности. И еще больше – около двух третей учителей – не считают, что получили необходимые знания во время обучения, по их мнению, они добыли их сами во время работы.
Главным принципом пересмотра программ подготовки педагогических кадров является упор на практику и общение с действующими преподавателями.
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Для определения научно-обоснованных планов действий по реализации Стратегии необходима исчерпывающая информация в сфере образования – обучения и воспитания граждан, а также в некоторых смежных областях.
Такую информацию может собрать только постоянно действующий экспертно-аналитический центр с соответствующими полномочиями. Искусственно собранные разрозненные группы людей, не несущие ответственности за результат своей деятельности и не имеющие доступа ко всей полноте информации, такую работу не выполнят. Соответственно, никаких прогнозов не дадут. И любые стратегические предложения в лучшем случае окажутся благими пожеланиями без конкретных оснований, методов реализации и вменяемых показателей.
В связи с этим для реализации Стратегии создается независимый от существующих и министерств и ОИВ Экспертно-аналитический центр по вопросам образования (ЭАЦВО) на базе уже существующих структур (РАН и др.), с возложением на него работы по сбору и анализу необходимой информации, формированию планов действий по реализации Стратегии на ее основании.
Независимость центра и отсутствие властных полномочий обеспечит объективность собираемых данных и позволит исключить либо кардинально уменьшить стремление к подгонке показателей.
Планы реализации Стратегии утверждаются распоряжениями Правительства Российской Федерации.
В дальнейшем ЭАЦВО осуществляет проведение независимого мониторинга реализации Стратегии и при необходимости внесение предложений по оперативной корректировке сформированных планов с учетом динамики из реализации.
Вот честно скажу, я не ожидал от А. Савватеева, что он за такое может вписаться. По крайней мере во всех его выступлениях я ТАКОГО бреда не слышал. У него есть логичные заблуждения, которые можно обсуждать и о которых можно дискутировать, но представить антистратегию как альтернативу министерской стратегии – это просто бред.
Хотя, отмечу общее у обеих «стратегий» – создание гармоничной личности. То есть и министерство и «народ» стремятся не к движению вперед и на основе этого обеспечению безопасности государства в постоянно меняющей мировой обстановке, а к ЛИЧНОСТИ!!! Продолжаем политику последних 50 лет по построению качественного ПОТРЕБИТЕЛЯ!!! Потребитель – он же гармонично развит? Он же жрет отлично, пьет прекрасно, сериал смотрит беспрерывно, в церковь пойдет, куда же он денется – в общем, очень гармонично развит. Ну да, детей не хочет, но он же сам ЛИЧНОСТЬ, с детьми гармоничного развития не выходит, с ними какие-то обязанности возникают, которые мешают гармоничному развитию…
Критикуешь – предлагай… Какие с моей точки зрения пути решения проблем в образовании.
1) Министерство должно брать на себя больше ответственности. А именно:
- Четкие рекомендации по системе поддержания дисциплины в учебном процессе (девочка жрет на уроке, учителю запрещено делать это, это и это, но вот что разрешено – этого нет!) Да, родители-террористы обратят свой гнев на министерство. Но это позволит решить хотя бы часть проблем учителей.
- Больше влезать в централизованное управление материальными ресурсами, в том числе взять на себя централизованное снабжение. (Идет передача медкабинетов в школах под управление медиков. И каждый директор бегает как ужаленный, чтобы стулья в нем оказались белого цвета, и выполнились все другие требования. При этом финансирование на это не заложено. МАРАЗМ!!!) Директор должен заниматься не снабжением и управлением недвижимостью, а решением педагогических и управленческих вопросов.
- Все типовые вопросы должны решаться не на уровне школы, а выше. Незачем каждую школу заставлять изобретать велосипед.
2) Процесс обучения должен иметь обратную связь в виде единых для всей России централизованных переводных экзаменов, на которых должны выноситься вопросы, которые необходимы для дальнейшего обучения. В старших классах больше половины не умеют считать устно, не понимают смысл сложноподчиненных предложений. И как они могут понять физику, химию? Я уж не говорю о гуманитарных НАУКАХ, которые являются не простым словоблудием, а сложными вероятностными вещами смешанными с психофизиологией…
3) Отдельно надо определиться с зависимостями знаний в школе и удалением лишнего и добавлением недостающего. Я лично до сих пор не могу понять цель изучения фонетики в начальном звене. Кто-нибудь из читающих этот текст задумывается над твердыми и мягкими согласными, которые, по мнению адептов фонетики, необходимы для более лучшего понимания? Да, изучение языка – это одно из важнейших направлений в школе по моему мнению. Но изучать надо то, что помогает пониманию текстов и более ясному выражению своих мыслей.
4) Создав систему обратной связи и определив четкий перечень необходимых знаний и умений, надо переходить к системе конкуренции учебных комплексов, которые позволяют достигать лучших результатов при имеющихся детях и учителях. Меня просто бесят высказывания авторов методик, что методики у них отличные, только вот дети дебилы и учителя некомпетентны!!!
Вот это является первостепенными задачами, которые надо было делать десятилетия назад. А постройка 12 инновационных школ по всей России, как министр заявил президенту – это хрень, которая на образование как СИСТЕМУ, реального действия оказать не может.
Комментарий автора:
Об авторе: математик, системный программист, имеющий опыт в госуправлении и бизнесе. У родственников педстаж около 100 лет, в руководстве учебными заведениями около 50. Участвовал в создании диссертации по интеллектуальному развитию. За свои к 2006 году выяснил, что классно-урочная система не может быть заменена подготовкой через интернет... Пока копался во всех методиках, уже начал сомневаться в невозможности замены... Возникла интересная идея, которая требует апробации. Предварительные оценки - 5 лет и 10 млн. руб. бюджета, в принципе для меня приемлемо, когда на кону массовое превращение дофаминовых наркоманов в людей, имеющих твердые базовые знания
Начало: https://ok.ru/proektnuzh/topic/156986107971653
Источник: https://aftershock.news/?q=node/1471833