Композитор Свиридов. Песни на слова Роберта Бёрнса (Songs after Burns). Песни для баса и фортепиано на слова Роберта Бёрнса в переводах Самуила Маршака
Вокальный цикл является одним из ведущих жанров в творчестве Г. Свиридова. «Характерной чертой вокальных циклов Свиридова является дальнейшая драматизация романсов и это качество приводит, к своего рода, театрализации жанра. Композитор “перешагнул” за традиционные рамки жанра, приблизив его к кантате, наметив путь к возможному синтезу этих двух разновидностей камерно-вокальной музыки»
Композитор Свиридов. Песни на слова Роберта Бёрнса (Songs after Burns) Песни для баса и фортепиано на слова Роберта Бёрнса в переводах Самуила Маршака История создания 7 января 1975 года Свиридов записал в своем дневнике: «Двадцать лет назад в этот день я начал писать цикл песен из «Бёрнса». Первая песня была «Честная бедность». Светлые, хорошие были дни. Я был исполнен надежд и веры в свое дело. Теперь же, по прошествии двух десятков лет, я вижу тщетность всех своих усилий».
В творческом наследии композитора есть два цикла на слова зарубежных поэтов. Одним из них является «Страна отцов» на стихи Аветика Исаакяна. Второй цикл на произведения зарубежного поэта – «Песни на слова Роберта Бернса для баса с фортепиано» – был создан в 1955 году.
В цикл вошли девять номеров на стихи шотландского поэта XVII века. Это темы любви и счастья, дружбы и верности, сострадания, милосердия, порядочности, честности, доброты.
Интерес к великому шотландцу возник у Свиридова значительно раньше. Первая его бёрнсовская песня «В полях под снегом и дождем» была создана еще в годы войны (1944). Теперь, в середине 50-х годов, в связи с выходом в свет прекрасных переводов С. Маршака, интерес этот усиливается.
ДЛН - В полях, под снегом и дождём
Абубакар Бокриев - В полях под снегом и дождем
Песни Свиридова появились на свет сразу после его знакомства с томиком стихов Р. Бёрнса в переводах Маршака. Просто, легко и быстро, почти импровизационно была создана первая из них — «Честная бедность», ставшая заключительным номером всего цикла. А затем менее чем за месяц возникли и остальные — еще восемь песен.
Ведерников - Честная бедность
А затем менее чем за месяц возникли и остальные — еще восемь песен. Автор не дает им, общего объединяющего подзаголовка.
Просто — песни. Но признаки единства, композиционной цельности в них выступают вполне отчетливо. Поэтому оправданно называть эти песни вокальным циклом. Здесь налицо ясная определенность избранного композитором мира образов. Герой песен — простой человек — крестьянин, пастух, человек «от земли», наделенный высокими моральными качествами. Он честен, прямодушен, смел и мужествен. Он видит социальную несправедливость, ощущает ее на собственном горьком опыте, но верит:
Настанет день и час пробьет, Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте. ............................. Что будет день, Когда кругом Все люди будут братья!
Главные персонажи песен молоды. Это веселый парень Робин и солдат Вилли, возвращающийся с войны, «счастливый и свободный»; это неугомонный Финдлей, живой, «славный горский парень». Есть в этом цикле и другой герой, представляющий старшее поколение. Он не действующий, а размышляющий. Он вспоминает свою весну, беседует со старым другом Джоном Андерсоном. Соседство в песнях Свиридова этих двух столь разных героев вводит в цикл тему большого философского звучания, тему вечной смены жизни и смерти.
Ефрем Флакс - Возвращение солдата
Ефрем Флакс - Финдлей
Мария Максакова I, Давид Лернер - Финдлей
Виктор Каликин - Джон Андерсон
А рядом с нею, но первым планом, раскрывается мысль о трудовом народе, «о честной бедности», о тех, кто живет «в труде и нужде», кто «укрывается тряпьем». Столь важная для Бёрнса гражданская тема у композитора приобретает еще более сильное звучание. Она пронизывает собою все песни, играет объединяющую роль, подчеркивая целостность песенного цикла.
Этому же служит и композиция, расположение песен, их последовательность. От образов увядания и старости («Осень», «Джон Андерсон») автор ведет слушателя к «погожим дням», к молодости, любви («Возвращение солдата», «Робин», «Горский парень», «Финдлей», «Прощай»).
СТЕПАН ЕГУРАЕВ - Финдлей
В трех первых из этих песен вместе с тем есть мотивы обличения социальной несправедливости. В полный голос звучат они в «Застольной» и «Честной бедности». Завершающая цикл, эта песня является гимном грядущему братству и справедливости. Так — ясно, отчетливо, в логическом развитии представлено композитором идейно-тематическое содержание цикла.
Музыка бёрнсовских песен отличается замечательным стилистическим единством. Здесь, как, впрочем, всегда у Свиридова,— предельная простота музыкальных средств при редкой выразительности, точности и яркости художественных образов. Вокальным мелодиям свойственна ясная песенность. Музыке придан национальный шотландский оттенок. Соответственно с поэтическими образами нередко используются жанровые особенности народной музыки (танцевальные жанры и особенно марш).
Александр Ведерников - Возвращение солдата
Музыкальные портреты простых шотландских парней, смелых, честных, жизнелюбивых, прямодушных, созданы с применением в той или иной мере маршевой ритмики, широких размашистых интонаций мелодии, основанной преимущественно на устойчивых аккордовых звуках. Это придает музыкальному образу в целом особую определенность, выражает силу и твердость изображаемых характеров: «легче солнце двинуть вспять, чем тебя поколебать, славный горский парень». Таков уже первый музыкально-характеристический портрет цикла — «Возвращение солдата»:
Хотя все произведения названы песнями, они не однородны по своим жанровым особенностям. Композитор чутко охватывает своеобразие жанровых нюансов поэтических текстов и воспроизводит их в музыке. Наряду с песнями («Прощай», «Осень») здесь имеются песни-монологи («Джон Андерсон»), песни-сцены («Фипдлей», «Возвращение солдата»), застольная песня-сцена («Всю землю мглой обволокло»), песни-портреты («Робин», «Горский парень»).
Виктор Каликин - Возвращение солдата
Виктор Каликин - Джон Андерсон
Виктор Каликин - Всю землю тьмой заволокло
У Свиридова получает блестящее развитие та особенность русской камерной вокальной музыки, которую называют драматизацией жанра. Начало ее положено А. Даргомыжским. Богато выявил ее в своем камерном вокальном творчестве М. Мусоргский, который глубоко чтим Свиридовым и является одной из его сильнейших музыкальных привязанностей.
Одним из первых слушателей нового цикла стал Шостакович: «Бёрнса играл ему в квартире на Дмитровском переулке, — вспоминал Свиридов. — Я сыграл с удовольствием и ждал, что скажут. Рукопись осталась незакрытой. Дм(итрий) Дм(итриевич) взял последнюю страницу, закрыл ее и сказал: «Одна (песня) лучше другой. Пошли обедать!» Это было благословением». В дальнейшем станут известны и другие слова Шостаковича: «великое произведение», «такое сочинение, которое появляется не каждый год, может быть, не каждые 10 лет».
Разучивать новое сочинение взялся прекрасный ленинградский камерный певец, давний пропагандист творчества Свиридова и его друг Ефрем Флакс, аккомпанировал сам автор. Надо отметить, что Свиридов был великолепным пианистом-ансамблистом. Именно в авторском сопровождении вокальные произведения композитора звучали наиболее ярко и убедительно. Премьера состоялась 28 ноября 1955 года в Малом зале Ленинградской филармонии и прошла с колоссальным успехом.
Ефрем Флакс - Джон Андерсон
Ефрем Флакс - Возвращение солдата
Ефрем Флакс - Робин
№4, «Робин», отличается бойкой и озорной мелодией народного склада, развивающейся на фоне звучащего непрерывно волыночного аккомпанемента;
Ефрем Флакс - Горский парень
№5, «Горский парень», кажется, рисует того же Робина, повзрослевшего, знающего себе цену. Фортепианное вступление — мощные унисоны, шагающие широко и грозно. Грубоватые интонации солдатской песни так же, как и в предшествующем номере, на фоне волыночного баса, помогают создать образ человека, способного защитить родные горы.
Ефрем Флакс - Финдлей
Очарователен №6, «Финдлей» — жанровая игровая сценка, в которой передан диалог Финдлея и девушки. В ней — лирика, юмор, лукавство. Лирическая мелодия вступления сменяется живым речитативом. Остроумные фортепианные реплики комментируют диалог, делают сценку видимой.
Виктор Каликин - Любовь, как роза
№8, «Прощай!» — лирическая кульминашщя цикла. Выразительная, полная глубокого чувства мелодия сопровождается ровным движением — словно шагами уходящего героя: «Любовь как роза красная цветет в моем саду, любовь моя как песенка, с которой в путь иду...». Перед слушателями — образ дороги, уходящей вдаль, образ самой быстротекущей жизни — и прекрасная, хватающая за душу песня.
Ведерников - Честная бедность
№9, «Честная бедность» — мужественная песня-гимн в честь людей труда, она пронизана движением и ритме быстрого марша или танца и чем-то напоминает песни Великой французской революции. В ней оптимизм, радость жизни, а вместе с тем — сила, которая может проснуться. В широко распетом заключительном куплете, герой цикла грозно предвещает:
Настанет день и час пробьет, Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.
«Песни на слова Роберта Бёрнса» — это восемь жемчужин, вошедших в золотой фонд вокальной музыки. Они разнообразны по жанрам: баллада и песня-танец, застольная и романс, песня-сценка и портрет прихотливо сменяют друг друга. Общее между ними — ритм марша или скорого шага как образ странствий, движения. Каждый номер рисует с той или иной стороны простого парня, шотландского горца — свободолюбивого, насмешливого и нежного, грубоватого и стойкого.
Характерной чертой вокальных циклов Свиридова является развитие событий на фоне природы, благодаря чему усиливается смысл слов, картины природы служат контрастом душевным переживаниям человека или корреспондирует им.
В первом номере цикла – «Осень», автор через сопоставление картин природы размышляет о жизни и смерти, о скоротечности земного. В первой фразе этого произведения звучит вопрос: «Давно ли цвел зеленый дол, лес шелестел листвой?». Не найдя ответа, он в припеве вопрошает: «Где этот летний рай?». В интонациях стихотворения слышится невозвратность прожитых дней.
Виктор Каликин - Осень
Еще более это подчеркивается изображением контрастных явлений природы, которые автор одушевляет. Например: «…лес шелестел» и «лесная глушь мертва». Далее, там же «…май придет в наш край и зашумит листва». Затем явления природы переносятся на человеческую жизнь – «с себя я не стряхну тяжелый след прошедших лет».
Времена года весна и осень являются прообразами начала и конца человеческой жизни, его молодости и старости. Автор выражает идею о скоротечности времени. Эта же мысль прослеживается еще в одном произведении цикла – «Прощай!». В стихотворении природа сравнивается с жизнью человека: «…не остановится песок, а он, как жизнь бежит» и «любовь, как роза красная, цветет в моем саду». В цикле окружающий мир представлен только в номерах «Осень» и «Прощай!».
Персонажи, изображенные в цикле, характеризуются, как счастливые и свободные («Возвращение солдата»), славные и статные («Горский парень»), настойчивые в любом деле («Финдлей») и непоколебимые ни в чем («Горский парень», «Робин»). Над богатыми людьми автор посмеивается, называя их «дурак, шут и плут» («Честная бедность»). Некоторый сарказм, ирония слышится в песне «Всю землю тьмой заволокло», где поэт стирает грань между человеком высшего и низшего сословия, представляя их «королями», когда они пьяны.
Интонационными средствами объединяются такие произведения, как «Осень», «Возвращение солдата», «Робин», «Горский парень», «Прощай!», «Честная бедность». Каждый номер начинается с затактового восходящего или нисходящего хода на кварту.
В заключительной песне «Честная бедность» начало его фортепианного вступления обнаруживает интонационное сходство с песней «Осень» (на словах «И снова май придет в наш край…»), а также с фразой «Теперь ты стал не тот…» из произведения «Джон Андерсон».
Заглавный мотив вокальной партии «Кто честной бедности своей стыдится…» перекликается с песней «Возвращение солдата». Очевидна связь между песнями «Честная бедность» и «Робин» («Зато отметил календарь») благодаря сходному ритмическому рисунку мелодии. Унисонное изложение сближает финал с песней «Горский парень». Таким образом, ритмические, интонационные, фактурные связи скрепляют между собой номера в единый цикл.
Эпилогом цикла является выдающееся стихотворение Р. Бернса «Честная бедность». Оно объединило идеи композитора о жизни, чести, морали, благородстве, честности.
Различные сюжеты, представленные в цикле, объединены фразой – «Настанет день и час пробьет, когда все люди станут братья!». Этот победный клич является заключительной каденцией циклической композиции Г. В. Свиридова «Песни на слова Р. Бернса».
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г.
В. СВИРИДОВА «ПЕСНИ НА СЛОВА Р. БЕРНСА»
Песни для баса и фортепиано на слова Роберта Бёрнса в переводах Самуила Маршака
Песни для баса и фортепиано на слова Роберта Бёрнса в переводах Самуила Маршака
История создания
7 января 1975 года Свиридов записал в своем дневнике: «Двадцать лет назад в этот день я начал писать цикл песен из «Бёрнса». Первая песня была «Честная бедность». Светлые, хорошие были дни. Я был исполнен надежд и веры в свое дело. Теперь же, по прошествии двух десятков лет, я вижу тщетность всех своих усилий».
Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.
.............................
Что будет день,
Когда кругом
Все люди будут братья!
Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.
Таким образом, ритмические, интонационные, фактурные связи скрепляют между собой номера в единый цикл.
ШОТЛАНДСКИЙ ПОЭТ РОБЕРТ БЕРНС — «ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧУДО ИЗ ПРОВИНЦИИ».
СОВЕТСКИЕ КИНОПЕСНИ РОБЕРТА БЕРНСА