ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г.

В. СВИРИДОВА «ПЕСНИ НА СЛОВА Р. БЕРНСА»

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903663822778
Композитор  Свиридов.  Песни на слова Роберта Бёрнса (Songs after Burns).   
Песни для баса и фортепиано на слова Роберта Бёрнса в переводах Самуила Маршака
  • Евгений Нестеренко - В полях под снегом и дождём 
  • Виктор Каликин - Осень
  • Ефрем Флакс - Джон Андерсон
  • Александр Ведерников - Возвращение солдата
  • Евгений Нестеренко - Честная бедность
  • Евгений Нестеренко - Финдлей
"ВСЮ ЗЕМЛЮ ТЬМОЙ ЗАВОЛОКЛО"
  • Евгений Нестеренко - Всю землю тьмой заволокло
  • ДЛН - Давно ли цвёл зелёный дол
  • Ефрем Флакс - Горский парень
  • Виктор Каликин - Любовь, как роза 
Степан Егураев - Г. Свиридов - Вокальный цикл на стихи Р.Бёрнса
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903663053242
Вокальный цикл является одним из ведущих жанров в творчестве Г. Свиридова. «Характерной чертой вокальных циклов Свиридова является дальнейшая драматизация романсов и это качество приводит, к своего рода, театрализации жанра. Композитор “перешагнул” за традиционные рамки жанра, приблизив его к кантате, наметив путь к возможному синтезу этих двух разновидностей камерно-вокальной музыки»
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903663055546
Композитор Свиридов. Песни на слова Роберта Бёрнса (Songs after Burns) 
Песни для баса и фортепиано на слова Роберта Бёрнса в переводах Самуила Маршака
История создания
7 января 1975 года Свиридов записал в своем дневнике: «Двадцать лет назад в этот день я начал писать цикл песен из «Бёрнса». Первая песня была «Честная бедность». Светлые, хорошие были дни. Я был исполнен надежд и веры в свое дело. Теперь же, по прошествии двух десятков лет, я вижу тщетность всех своих усилий».
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903663252410
В творческом наследии композитора есть два цикла на слова зарубежных поэтов. Одним из них является «Страна отцов» на стихи Аветика Исаакяна.  Второй цикл на произведения зарубежного поэта – «Песни на слова Роберта Бернса для баса с фортепиано» – был создан в 1955 году.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903666320058
В цикл вошли девять номеров на стихи шотландского поэта XVII века.                    Это темы любви и счастья, дружбы и верности, сострадания, милосердия, порядочности, честности, доброты.  
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903668771514
Интерес к великому шотландцу возник у Свиридова значительно раньше. Первая его бёрнсовская песня «В полях под снегом и дождем» была создана еще в годы войны (1944). Теперь, в середине 50-х годов, в связи с выходом в свет прекрасных переводов С. Маршака, интерес этот усиливается. 
  • ДЛН - В полях, под снегом и дождём
  • Абубакар Бокриев - В полях под снегом и дождем
Песни Свиридова появились на свет сразу после его знакомства с томиком стихов Р. Бёрнса в переводах Маршака. Просто, легко и быстро, почти импровизационно была создана первая из них — «Честная бедность», ставшая заключительным номером всего цикла. А затем менее чем за месяц возникли и остальные — еще восемь песен.
  • Ведерников - Честная бедность
А затем менее чем за месяц возникли и остальные — еще восемь песен.                 Автор не дает им, общего объединяющего подзаголовка.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903668771258
Просто — песни. Но признаки единства, композиционной цельности в них выступают вполне отчетливо. Поэтому оправданно называть эти песни вокальным циклом. Здесь налицо ясная определенность избранного композитором мира образов. Герой песен — простой человек — крестьянин, пастух, человек «от земли», наделенный высокими моральными качествами. Он честен, прямодушен, смел и мужествен. Он видит социальную несправедливость, ощущает ее на собственном горьком опыте, но верит:

Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.
.............................
Что будет день,
Когда кругом
Все люди будут братья!
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903668771002
Главные персонажи песен молоды. Это веселый парень Робин и солдат Вилли, возвращающийся с войны, «счастливый и свободный»; это неугомонный Финдлей, живой, «славный горский парень». Есть в этом цикле и другой герой, представляющий старшее поколение. Он не действующий, а размышляющий. Он вспоминает свою весну, беседует со старым другом Джоном Андерсоном. Соседство в песнях Свиридова этих двух столь разных героев вводит в цикл тему большого философского звучания, тему вечной смены жизни и смерти.
  • Ефрем Флакс - Возвращение солдата
  • Ефрем Флакс - Финдлей
  • Мария Максакова I, Давид Лернер - Финдлей
  • Виктор Каликин - Джон Андерсон 
А рядом с нею, но первым планом, раскрывается мысль о трудовом народе, «о честной бедности», о тех, кто живет «в труде и нужде», кто «укрывается тряпьем». Столь важная для Бёрнса гражданская тема у композитора приобретает еще более сильное звучание. Она пронизывает собою все песни, играет объединяющую роль, подчеркивая целостность песенного цикла.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903668767930
Этому же служит и композиция, расположение песен, их последовательность. От образов увядания и старости («Осень», «Джон Андерсон») автор ведет слушателя к «погожим дням», к молодости, любви («Возвращение солдата», «Робин», «Горский парень», «Финдлей», «Прощай»).
  • СТЕПАН ЕГУРАЕВ - Финдлей
В трех первых из этих песен вместе с тем есть мотивы обличения социальной несправедливости. В полный голос звучат они в «Застольной» и «Честной бедности». Завершающая цикл, эта песня является гимном грядущему братству и справедливости. Так — ясно, отчетливо, в логическом развитии представлено композитором идейно-тематическое содержание цикла.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903663670202
Музыка бёрнсовских песен отличается замечательным стилистическим единством. Здесь, как, впрочем, всегда у Свиридова,— предельная простота музыкальных средств при редкой выразительности, точности и яркости художественных образов. Вокальным мелодиям свойственна ясная песенность. Музыке придан национальный шотландский оттенок. Соответственно с поэтическими образами нередко используются жанровые особенности народной музыки (танцевальные жанры и особенно марш).
  • Александр Ведерников - Возвращение солдата
Музыкальные портреты простых шотландских парней, смелых, честных, жизнелюбивых, прямодушных, созданы с применением в той или иной мере маршевой ритмики, широких размашистых интонаций мелодии, основанной преимущественно на устойчивых аккордовых звуках. Это придает музыкальному образу в целом особую определенность, выражает силу и твердость изображаемых характеров: «легче солнце двинуть вспять, чем тебя поколебать, славный горский парень». Таков уже первый музыкально-характеристический портрет цикла — «Возвращение солдата»:
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903675613370
Хотя все произведения названы песнями, они не однородны по своим жанровым особенностям. Композитор чутко охватывает своеобразие жанровых нюансов поэтических текстов и воспроизводит их в музыке.                                                Наряду с песнями («Прощай», «Осень») здесь имеются песни-монологи («Джон Андерсон»), песни-сцены («Фипдлей», «Возвращение солдата»), застольная песня-сцена («Всю землю мглой обволокло»), песни-портреты («Робин», «Горский парень»).
  • Виктор Каликин - Возвращение солдата 
  • Виктор Каликин - Джон Андерсон 
  • Виктор Каликин - Всю землю тьмой заволокло 
У Свиридова получает блестящее развитие та особенность русской камерной вокальной музыки, которую называют драматизацией жанра. Начало ее положено А. Даргомыжским. Богато выявил ее в своем камерном вокальном творчестве М. Мусоргский, который глубоко чтим Свиридовым и является одной из его сильнейших музыкальных привязанностей.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662781370
Одним из первых слушателей нового цикла стал Шостакович:                                    «Бёрнса играл ему в квартире на Дмитровском переулке, — вспоминал Свиридов.  —  Я сыграл с удовольствием и ждал, что  скажут. Рукопись осталась незакрытой. Дм(итрий) Дм(итриевич) взял последнюю страницу, закрыл ее и сказал: «Одна (песня) лучше другой. Пошли обедать!» Это было благословением». В дальнейшем станут известны и другие слова Шостаковича: «великое произведение», «такое сочинение, которое появляется не каждый год, может быть, не каждые 10 лет».
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903664046266
Разучивать новое сочинение взялся прекрасный ленинградский камерный певец, давний пропагандист творчества Свиридова и его друг Ефрем Флакс, аккомпанировал сам автор. Надо отметить, что Свиридов был великолепным пианистом-ансамблистом. Именно в авторском сопровождении вокальные произведения композитора звучали наиболее ярко и убедительно. Премьера состоялась 28 ноября 1955 года в Малом зале Ленинградской филармонии и прошла с колоссальным успехом.
  • Ефрем Флакс - Джон Андерсон
  • Ефрем Флакс - Возвращение солдата
  • Ефрем Флакс - Робин
№4, «Робин», отличается бойкой и озорной мелодией народного склада, развивающейся на фоне звучащего непрерывно волыночного аккомпанемента;
  • Ефрем Флакс - Горский парень
№5, «Горский парень», кажется, рисует того же Робина, повзрослевшего, знающего себе цену. Фортепианное вступление — мощные унисоны, шагающие широко и грозно. Грубоватые интонации солдатской песни так же, как и в предшествующем номере, на фоне волыночного баса, помогают создать образ человека, способного защитить родные горы.
  • Ефрем Флакс - Финдлей
Очарователен №6, «Финдлей» — жанровая игровая сценка, в которой передан диалог Финдлея и девушки. В ней — лирика, юмор, лукавство.                                    Лирическая мелодия вступления сменяется живым речитативом.                                Остроумные фортепианные реплики комментируют диалог, делают сценку видимой.
  • Виктор Каликин - Любовь, как роза 
№8, «Прощай!» — лирическая кульминашщя цикла. Выразительная, полная глубокого чувства мелодия сопровождается ровным движением — словно шагами уходящего героя: «Любовь как роза красная цветет в моем саду, любовь моя как песенка, с которой в путь иду...». Перед слушателями — образ дороги, уходящей вдаль, образ самой быстротекущей жизни — и прекрасная, хватающая за душу песня.
  • Ведерников - Честная бедность
№9, «Честная бедность» — мужественная песня-гимн в честь людей труда, она пронизана движением и ритме быстрого марша или танца и чем-то напоминает песни Великой французской революции. В ней оптимизм, радость жизни, а вместе с тем — сила, которая может проснуться. В широко распетом заключительном куплете, герой цикла грозно предвещает:

Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662438074
«Песни на слова Роберта Бёрнса» — это восемь жемчужин, вошедших в золотой фонд вокальной музыки. Они разнообразны по жанрам: баллада и песня-танец, застольная и романс, песня-сценка и портрет прихотливо сменяют друг друга. Общее между ними — ритм марша или скорого шага как образ странствий, движения. Каждый номер рисует с той или иной стороны простого парня, шотландского горца — свободолюбивого, насмешливого и нежного, грубоватого и стойкого.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662437818
Характерной чертой вокальных циклов Свиридова является развитие событий на фоне природы, благодаря чему усиливается смысл слов, картины природы служат контрастом душевным переживаниям человека или корреспондирует им.  
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662437562
В первом номере цикла – «Осень», автор через сопоставление картин природы размышляет о жизни и смерти, о скоротечности земного. В первой фразе этого произведения звучит вопрос: «Давно ли цвел зеленый дол, лес шелестел листвой?». Не найдя ответа, он в припеве вопрошает: «Где этот летний рай?». В интонациях стихотворения слышится невозвратность прожитых дней.
  • Виктор Каликин - Осень
Еще более это подчеркивается изображением контрастных явлений природы, которые автор одушевляет. Например: «…лес шелестел» и «лесная глушь мертва». Далее, там же «…май придет в наш край и зашумит листва». Затем явления природы переносятся на человеческую жизнь – «с себя я не стряхну тяжелый след прошедших лет».
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662437306
Времена года весна и осень являются прообразами начала и конца человеческой жизни, его молодости и старости. Автор выражает идею о скоротечности времени. Эта же мысль прослеживается еще в одном произведении цикла – «Прощай!». В стихотворении природа сравнивается с жизнью человека: «…не остановится песок, а он, как жизнь бежит» и «любовь, как роза красная, цветет в моем саду». В цикле окружающий мир представлен только в номерах «Осень» и «Прощай!».
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662437050
Персонажи, изображенные в цикле, характеризуются, как счастливые и свободные («Возвращение солдата»), славные и статные («Горский парень»), настойчивые в любом деле («Финдлей») и непоколебимые ни в чем («Горский парень», «Робин»). Над богатыми людьми автор посмеивается, называя их «дурак, шут и плут» («Честная бедность»). Некоторый сарказм, ирония слышится в песне «Всю землю тьмой заволокло», где поэт стирает грань между человеком высшего и низшего сословия, представляя их «королями», когда они пьяны.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662436538
Интонационными средствами объединяются такие произведения, как «Осень», «Возвращение солдата», «Робин», «Горский парень», «Прощай!», «Честная бедность». Каждый номер начинается с затактового восходящего или нисходящего хода на кварту. 
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662335162
В заключительной песне «Честная бедность» начало его фортепианного вступления обнаруживает интонационное сходство с песней «Осень» (на словах «И снова май придет в наш край…»), а также с фразой «Теперь ты стал не тот…» из произведения «Джон Андерсон». 
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662334906
Заглавный мотив вокальной партии «Кто честной бедности своей стыдится…» перекликается с песней «Возвращение солдата». Очевидна связь между песнями «Честная бедность» и «Робин» («Зато отметил календарь») благодаря сходному ритмическому рисунку мелодии. Унисонное изложение сближает финал с песней «Горский парень».
Таким образом, ритмические, интонационные, фактурные связи скрепляют между собой номера в единый цикл.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662334650
Эпилогом цикла является выдающееся стихотворение Р. Бернса «Честная бедность». Оно объединило идеи композитора о жизни, чести, морали, благородстве, честности.  
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662334394
Различные сюжеты, представленные в цикле, объединены фразой – «Настанет день и час пробьет, когда все люди станут братья!». Этот победный клич является заключительной каденцией циклической композиции Г. В. Свиридова «Песни на слова Р. Бернса».
  • Евгений Нестеренко - Честная бедность
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903662333882
НАЧАЛО ТЕМЫ «ПЕСНИ НА СЛОВА Р. БЕРНСА» ЗДЕСЬ...
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
26 янв 2021

ШОТЛАНДСКИЙ ПОЭТ РОБЕРТ БЕРНС — «ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧУДО ИЗ ПРОВИНЦИИ».

СОВЕТСКИЕ КИНОПЕСНИ РОБЕРТА БЕРНСА

ШОТЛАНДСКИЙ ПОЭТ РОБЕРТ БЕРНС — «ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧУДО ИЗ ПРОВИНЦИИ».  СОВЕТСКИЕ КИНОПЕСНИ РОБЕРТА БЕРНСА    - 903258769594
Показать ещё
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА Г. - 903668815546

Комментарии

Комментариев нет.