Несмотря на постоянную занятость, такое пропустить было никак нельзя. Наша история, история Москвы, память — это для меня свято. Иммерсивный музей под открытым небом... Это уже второй в этом году.
С 7 по 9 ноября 2025 года на Красной площади работал музей «Город живых историй», посвященный 84-й годовщине легендарного военного парада 7 ноября 1941 года. Такой музей создается с 2022 года.
Парад проводили в разгар битвы за Москву, когда линия фронта проходила всего в нескольких десятках километров от города. Тот парад по силе эмоционального воздействия приравнивают к важнейшей военной операции, поскольку он поднял моральный дух всей страны, показал миру, что Москву не сломить.
Музей занимает всю Красную площадь — от Исторического музея до Лобного места, это площадь более 17 тыс. кв. м.
На площади представлены образцы военной техники. Всего выставлено 55 единиц исторической техники и 4 самолета из Музея техники Вадима Задорожного. Об этом уникальном музее я писала и ранее, я люблю там бывать. У каждого экспоната имеется информативная табличка. Информация дублируется на английском и китайском языках.
Самолеты: истребители И-16 и МИГ-3, ночной бомбардировщик У-2 (ПО-2) и первый серийный самолет-амфибия Ш-2.
Танки — от легких плавающих до средних и тяжелых.
Малый сопровождающий легкий танк МС-1 — первый спроектировнный в СССР серийный танк. Участвовал в боях начального периода Великой Отечественной войны.
Танк Т-26 — легкий танк. Самый многочисленный в Красной Армии к началу Великой Отечественной войны. На втором месте по количеству выпущенных танков после Т-34.
Танк БТ-7 — колесно-гусеничный легкий танк. Последний и самый совершенный серийный танк семейства «БТ», составляющего вместе с Т-26 основу советского танкового парка перед Великой Отечественной войной и в ее начальный период.
Трехбашенный средний танк Т-28 межвоенного периода. Первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство. Его можно считать предшественником танка Т-34.
Танк Т-34 — средний танк, выпускался серийно с 1940 по 1947, до появления танка Т-34-85 — основного боевого танка СССР. На площади их аж три:
Тяжелый танк КВ-1, отличавшийся высокой живучестью на поле боя. В начале Великой Отечественной войны был практически неуязвим для немецкой техники.
Легкие плавающие танки Т-37А и Т-38.
Самоходные артиллерийские установки: СУ-76, первая в СССР, принятая на вооружение; СУ-100; ИСУ-152, разработанная на базе тяжелого танка ИС-1.
Интересно было увидеть тачанку образца 1926 года - конную рессорную повозку со станковым пулеметом, направленным назад по ходу движения. Она использовалась на многих войнах еще до Великой Отечественной войны, в том числе в Первой мировой войне и Гражданской войне в России.
В музее представлены также несколько моделей гаубиц, пушек, зениток. Гаубица 152-мм обр. 1909/30 гг. - самая многочисленная система Красной Армии на начало Великой Отечественной войны.
Интересно, на самой гаубице табличка на финском языке.
И основная советская гаубица периода войны — пушка М-30. Их здесь две штуки.
Полуавтоматическая 76-мм зенитная пушка образца 1931 года. Принимала участие в советско-финской и Великой Отечественной войнах.
Автомобили представлены различными моделями ГАЗ, двумя бронемобилями серии БА.
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА во время Великой Отечественной войны являлся главным автомобилем Красной Армии.
Военный легковой автомобиль ГАЗ-67 широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль.
Два бронеавтомобиля. БА-64 - первый советский полноприводный бронеавтомобиль для разведывательных целей.
БА-10 — средний боевой разведывательный бронемобиль.
Грузовик ЗИС-5 — один из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Он здесь в двух экземплярах.
Легковой автомобиль ГАЗ-М1, ставший первой массовой отечественной легковой машиной.
Мотоциклы представлены моделью М-72 — главным мотоциклом Красной Армии периода Великой Отечественной войны. Этот тяжелый мотоцикл стал родоначальником советских мотоциклов «Урал» и «Днепр». Их здесь четыре штуки.
Представлена и другая техника, использовавшаяся в годы войны.
На площади расположена огромная карта Москвы образца 1941 года. На ней можно увидеть входившие в неё районы, сравнить нынешние границы и границы города 84-летней давности, а также узнать, как формировались дивизии народного ополчения.
3 июля 1941 года началось создание народного ополчения. Планировалось сформировать 25 дивизий — 200 тысяч человек в Москве и 70 тысяч в области. Каждый район столицы собирал свою дивизию.
Экспозиция условно поделена на десять тематических зон, объединенных в живую историю. Эти зоны посвящены вкладу Москвы в годы Великой Отечественной войны и охватывают различные аспекты жизни города.
Мы узнаём о работе государственного управления, об организации обороны столицы, о промышленной отрасли, научных открытиях, военной медицине, о деятельности культурных учреждений.
Раздел «Авиационный щит столицы» посвящен защите воздушного пространства. Мы видим модели самолетов, элементы аэростатов, уникальные фотоматериалы авиазаводов и образцы авиационных комплектующих времён Великой Отечественной войны, фотографии летчиков и аэродромов, а также личные вещи пилотов.
Раздел «Операция «Эвакуация» рассказывает о масштабном перемещении предприятий на Восток, о роли транспорта и работе московских вокзалов, с которых шла эвакуация предприятий и культурных ценностей на восток. Мы видим схемы транспортных маршрутов, редкие фотографии, модели автомобилей, трамваев и проездные билеты.
В «Городе-крепости» воссоздана система жизнеобеспечения осажденной столицы.
В зоне «Московская пресса» мы узнаём о работе средств массовой информации, журналистов и военных корреспондентов. Здесь представят тематические печатные издания, агитационные плакаты и личные вещи военкоров.
Зона, посвященная культуре и прессе, рассказывает, как искусство вдохновляло и поддерживало людей.
Кроме того, из экспозиции мы узнаём личные истории очевидцев парада, участников сражений и военных династий, которые посвятили свою жизнь защите страны и чьи потомки сейчас участвуют в специальной военной операции; истории тех, кто ковал Победу в тылу: конструкторов, инженеров, рабочих и многих других.
На Красной площади можно встретить симпатичных юных девушек в образе регулировщиц и летчиц, много молодых ребят в военной форме различных родов войск, танкистов. Все они с удовольствием фотографируются с желающими.
Я сфоткалась с двумя статными военачальниками.
Из громкоговорителей звучат патриотические песни, подчеркивающие атмосферу военных лет. Под некоторые мелодии я прям рвалась потанцевать.
Почти три часа я осматривала экспонаты, читала всю информацию - уходить не хотелось, но надо. Сегодня народу было ооочень много. Жаль, что такие музеи работают всего 3-4 дня. Многие хотели бы посетить, но не успевают в эти дни.
Спасибо организаторам и участникам за такой шикарный музей! Особая благодарность Вадиму Задорожному!
Ирина М
9 НОЯБРЯ 2025.
«ГОРОД ЖИВЫХ ИСТОРИЙ» НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ
Несмотря на постоянную занятость, такое пропустить было никак нельзя. Наша история, история Москвы, память — это для меня свято.
Иммерсивный музей под открытым небом... Это уже второй в этом году.
Летом на Красной площади с 21 по 24 июня работал музей «Путь к Победе», посвященный 80-летию Парада Победы, который прошел 24 июня 1945 года на Красной площади.
Я в двух заметках подробно рассказывала о его посещении:
Часть первая здесь: https://ok.ru/profile/118329792228/statuses/156893054626020
Часть вторая здесь:
https://ok.ru/profile/118329792228/statuses/156893629442276
С 7 по 9 ноября 2025 года на Красной площади работал музей «Город живых историй», посвященный 84-й годовщине легендарного военного парада 7 ноября 1941 года. Такой музей создается с 2022 года.
Парад проводили в разгар битвы за Москву, когда линия фронта проходила всего в нескольких десятках километров от города.
Тот парад по силе эмоционального воздействия приравнивают к важнейшей военной операции, поскольку он поднял моральный дух всей страны, показал миру, что Москву не сломить.
Музей занимает всю Красную площадь — от Исторического музея до Лобного места, это площадь более 17 тыс. кв. м.
На площади представлены образцы военной техники. Всего выставлено 55 единиц исторической техники и 4 самолета из Музея техники Вадима Задорожного. Об этом уникальном музее я писала и ранее, я люблю там бывать.
У каждого экспоната имеется информативная табличка. Информация дублируется на английском и китайском языках.
Самолеты: истребители И-16 и МИГ-3, ночной бомбардировщик У-2 (ПО-2) и первый серийный самолет-амфибия Ш-2.
Танки — от легких плавающих до средних и тяжелых.
Малый сопровождающий легкий танк МС-1 — первый спроектировнный в СССР серийный танк. Участвовал в боях начального периода Великой Отечественной войны.
Танк Т-26 — легкий танк. Самый многочисленный в Красной Армии к началу Великой Отечественной войны. На втором месте по количеству выпущенных танков после Т-34.
Танк БТ-7 — колесно-гусеничный легкий танк. Последний и самый совершенный серийный танк семейства «БТ», составляющего вместе с Т-26 основу советского танкового парка перед Великой Отечественной войной и в ее начальный период.
Трехбашенный средний танк Т-28 межвоенного периода. Первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство. Его можно считать предшественником танка Т-34.
Танк Т-34 — средний танк, выпускался серийно с 1940 по 1947, до появления танка Т-34-85 — основного боевого танка СССР. На площади их аж три:
Тяжелый танк КВ-1, отличавшийся высокой живучестью на поле боя. В начале Великой Отечественной войны был практически неуязвим для немецкой техники.
Легкие плавающие танки Т-37А и Т-38.
Самоходные артиллерийские установки: СУ-76, первая в СССР, принятая на вооружение; СУ-100; ИСУ-152, разработанная на базе тяжелого танка ИС-1.
Интересно было увидеть тачанку образца 1926 года - конную рессорную повозку со станковым пулеметом, направленным назад по ходу движения.
Она использовалась на многих войнах еще до Великой Отечественной войны, в том числе в Первой мировой войне и Гражданской войне в России.
В музее представлены также несколько моделей гаубиц, пушек, зениток.
Гаубица 152-мм обр. 1909/30 гг. - самая многочисленная система Красной Армии на начало Великой Отечественной войны.
И основная советская гаубица периода войны — пушка М-30. Их здесь две штуки.
Полуавтоматическая 76-мм зенитная пушка образца 1931 года. Принимала участие в советско-финской и Великой Отечественной войнах.
Автомобили представлены различными моделями ГАЗ, двумя бронемобилями серии БА.
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА во время Великой Отечественной войны являлся главным автомобилем Красной Армии.
Военный легковой автомобиль ГАЗ-67 широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль.
БА-64 - первый советский полноприводный бронеавтомобиль для разведывательных целей.
БА-10 — средний боевой разведывательный бронемобиль.
Грузовик ЗИС-5 — один из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Он здесь в двух экземплярах.
Легковой автомобиль ГАЗ-М1, ставший первой массовой отечественной легковой машиной.
Мотоциклы представлены моделью М-72 — главным мотоциклом Красной Армии периода Великой Отечественной войны. Этот тяжелый мотоцикл стал родоначальником советских мотоциклов «Урал» и «Днепр». Их здесь четыре штуки.
Представлена и другая техника, использовавшаяся в годы войны.
На площади расположена огромная карта Москвы образца 1941 года. На ней можно увидеть входившие в неё районы, сравнить нынешние границы и границы города 84-летней давности, а также узнать, как формировались дивизии народного ополчения.
Экспозиция условно поделена на десять тематических зон, объединенных в живую историю. Эти зоны посвящены вкладу Москвы в годы Великой Отечественной войны и охватывают различные аспекты жизни города.
Мы узнаём о работе государственного управления, об организации обороны столицы, о промышленной отрасли, научных открытиях, военной медицине, о деятельности культурных учреждений.
Раздел «Авиационный щит столицы» посвящен защите воздушного пространства. Мы видим модели самолетов, элементы аэростатов, уникальные фотоматериалы авиазаводов и образцы авиационных комплектующих времён Великой Отечественной войны, фотографии летчиков и аэродромов, а также личные вещи пилотов.
Раздел «Операция «Эвакуация» рассказывает о масштабном перемещении предприятий на Восток, о роли транспорта и работе московских вокзалов, с которых шла эвакуация предприятий и культурных ценностей на восток. Мы видим схемы транспортных маршрутов, редкие фотографии, модели автомобилей, трамваев и проездные билеты.
В «Городе-крепости» воссоздана система жизнеобеспечения осажденной столицы.
В зоне «Московская пресса» мы узнаём о работе средств массовой информации, журналистов и военных корреспондентов. Здесь представят тематические печатные издания, агитационные плакаты и личные вещи военкоров.
Зона, посвященная культуре и прессе, рассказывает, как искусство вдохновляло и поддерживало людей.
Кроме того, из экспозиции мы узнаём личные истории очевидцев парада, участников сражений и военных династий, которые посвятили свою жизнь защите страны и чьи потомки сейчас участвуют в специальной военной операции; истории тех, кто ковал Победу в тылу: конструкторов, инженеров, рабочих и многих других.
На Красной площади можно встретить симпатичных юных девушек в образе регулировщиц и летчиц, много молодых ребят в военной форме различных родов войск, танкистов. Все они с удовольствием фотографируются с желающими.
Я сфоткалась с двумя статными военачальниками.
Из громкоговорителей звучат патриотические песни, подчеркивающие атмосферу военных лет. Под некоторые мелодии я прям рвалась потанцевать.
Почти три часа я осматривала экспонаты, читала всю информацию - уходить не хотелось, но надо. Сегодня народу было ооочень много.
Жаль, что такие музеи работают всего 3-4 дня. Многие хотели бы посетить, но не успевают в эти дни.
Спасибо организаторам и участникам за такой шикарный музей! Особая благодарность Вадиму Задорожному!
#городживыхисторий #москва #краснаяплощадь #музейзадорожного #выставки#нашаистория #великаяотечественнаявойна