Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
и обув ноги в готовность благовествовать мир;
а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф. 6:10-17)

Слово Божие - наше оружие!
Евангельские чтения дня с комментариями [часть 31].

Часть 30 -
https://ok.ru/tikhayapri/topic/155110106107174
[cсылки на части 1 - 28 указаны в части 29]
#СвятоеПисание

Комментарии

  • 1 фев 06:19

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


    «Всякий огнем осоли́тся, и всякая жертва солью осоли́тся» (Мк.9:49). Перед этим говорил Господь о том, что должно быть готовым на всякого рода пожертвования и на всякие дела самоотвержения, лишь бы устоять на добром пути. Хоть бы жертвы эти были дороги нам, как глаз, или необходимы, как правая рука, надо принести их не задумываясь; ибо если пожалеешь принести такую жертву, и вследствие того увлечешься с правого пути на неправый, то принужден будешь в будущей жизни страдать вечно. Итак, принеси жертву, болезненную и скорбную здесь, чтоб избежать мучений там. Без огненного очищения здесь нельзя быть спасену от огня вечного. Всякий, желающий быть спасенным, должен быть осолен огнем, пройти огненное очищение. Все мы, по закону сотворения, должны принести себя в жертву Богу; но всякий из нас нечист. Надо, значит, очистить себя, чтобы из нас составилась жертва, приятная Богу (ср. Рим.12:1). Но стань себя очищать, отрывать страсти от души, будет больно, как от обожжения огнем. Это действие внутреннего самоочищения похоже на действие огня, очищающего металл. Металл бесчувствен. Если дать ему чувство, то он и очищение и жжение чувствовал бы современно*; это самое происходит и в самоочищающемся человеке. Пройдя это действие, он бывает как бы весь пережжен огнем. Очистительный огонь проходит по всем частям его, как соль проникает осоляемое тело. И только тот, кто подвергается этому действию, бывает настоящею богородною жертвою; потому и необходимо всякому быть осолену огнем, подобно тому как в Ветхом Завете всякая жертва осолялась прежде принесения ее на всесожжение.

    -----


    * одновременно

  • 2 фев 04:42

    Евангелие святого апостола Луки, глава 6, стихи 17 - 23:


    И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

    которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

    И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

    И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

    Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

    Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

    Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

    Фотография
  • 2 фев 04:42

    Послание апостола Павла к Евреям, Глава 13, стихи 17 - 21:


    Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

    Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

    Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

    Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа),

    да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

  • 2 фев 04:43

    Комментирует протоиерей Павел Великанов


    Этот отрывок из Нагорной проповеди Христа Спасителя читается в дни памяти преподобных – святых, потрудившихся в монашеском звании. А сегодня, в день памяти преподобного Антония Великого, чтение как нельзя точно отражает суть подвига этого основоположника всего христианского монашества.


    Если вдуматься в слова Христа, то при всей своей внешней благостности и красоте это – дерзновенное переворачивание базовых представлений людей о том, что такое счастье, и каким путём следует к нему двигаться. Каждое из блаженств – словно удар молнии, в прах разрушающий традиционные установки иудеев. Первый удар – по мифу о «знатности». Христос говорит: нет ничего хорошего в знатности и богатстве, сами по себе они не делают человека счастливым. Напротив: тот, кто не привязан к материальным благам и почестям, гораздо ближе к тому духу, которым и дышит Царство Небесное. Второй удар – по мифу о житейском благополучии. Желание видеть руку Божию и Его благословение на всех своих делах было не только свойственно иудеям – но и по сей день распространено среди верующих. Что-то не ладится – значит, Богу это не угодно. Кто-то процветает – значит, Его милость явным образом присутствует! Так вот с точки зрения Христа – это вовсе не очевидные показатели. Более того: в плаче, в скорби, в стеснённых обстоятельствах выковываются такие титаны духа, которые в комфорте и радости – просто бы не состоялись.


    Третий хлёсткий удар – по значимости общественного мнения. Кому из нас приятно, когда окружающие тебя презирают, когда над тобой посмеиваются, смотрят как на дурака – или предателя – или просто человека несостоявшегося, неполноценного? Правильно, никому! Но если всё это происходит потому, что мы не пытаемся вписаться в навязываемый извне образ, если мы не хотим ломать самих себя ради чужой игры, если мы сохраняем чувство собственного достоинства – перед лицом Божиим – и не хотим переступать через собственные принципы – Христос нас поддерживает! Ему именно такие и нужны: не конформисты, не приспособленцы, не двоедушные и угодливые, а честные, решительные и главное – внутренне свободные.

  • 2 фев 04:43

    Это и есть та самая благодатная почва, упав на которую слово Евангелия порой приносит невероятные плоды. И один из таких примеров – преподобный Антоний Великий. Который пошёл наперекор всему. Которому не на кого было равняться. Который буквально бросился в кипящий котёл искушений и нечеловеческих условий – и вышел из него сияющим Божественными добродетелями. Созерцания лика его было достаточно для многих и действовало куда сильнее любых слов. Неспроста даже закоренелые язычники не могли не признавать его величия и называли Антония «земным Богом».


    Святые христианской Церкви – это яркие подтверждения того, как на самом деле могут «работать» евангельские заповеди в жизни. У каждого из нас выбор: либо смотреть на эти призывы Христа как нечто в реальности недостижимое, и потому – бесполезное, либо – попробовать самим войти в эти воды новой жизни – откуда прежними мы уже точно никогда не вернёмся!

  • 2 фев 04:43

    Комментирует священник Дмитрий Барицкий


    Сегодняшний отрывок евангельского чтения состоит из двух частей. В первой евангелист рассказывает нам о том, как Христос проповедует и исцеляет людей, которые ходили за ним толпами. Публика здесь была самой разношерстной. И жители Иудеи, то есть столичного региона, и те, кто пришел из провинциальных частей еврейского государства и даже из-за границы; здесь были и религиозные лидеры иудеев, и простые жители; и те, кого считали в народе маргиналами, грешниками, и строгие ревнители закона; и здоровые и больные; и те, кто всем сердцем принял Спасителя, и те, кто пришел из любопытства, а может и уже люто ненавидел Его. И тем не менее, проповедь Христа обращена ко всем. Никому Господь не отказывает в Своей помощи и каждого готов поддержать, утешить и, если необходимо, даровать исцеление. И ведь многим только это и нужно. Спаситель для них Тот, Кто может вернуть в их жизнь утерянное здоровье, стабильность, избавить их от страданий и тех стесненных обстоятельств, в которых они оказались. Именно так иудеи и представляли себе Царство Божие и пришествие Мессии. Это обретение такого желанного блаженства, то есть счастья, уже здесь и сейчас.


    Вторая часть отрывка выступает резким контрастом первой. Здесь мы видим слово Господа, обращенные лишь узкому кругу учеников. Звучат они парадоксально. Оказывается, неизбежным атрибутом подлинного блаженства являются не здоровье, не благоденствие и стабильность в земных делах, не уважение окружающих. Напротив, верный путь к нему — это нищета, это голод и слезы, это ненависть и презрение и всяческие иные неустройства, которые человек может вынести ради Христа.

  • 2 фев 04:44

    Итак, по сути, сегодняшнее Евангелие предлагает нам два пути. Можно приходить к Богу с просьбой избавить тебя от тех тяжких обстоятельств, в которых ты оказался. Ничего зазорного в этом нет. Ведь Христос и пришел ради этого в мир. Он исцелял, утешал, воскрешал, изгонял бесов, возвращал людям надежду. Есть правда здесь одна опасность. Можно слишком увлечься этими просьбами, превратив Бога в средство достижения счастья. Ведь так уже однажды случилось. Многие из тех, кто ходил за Спасителем со своими просьбами, отвернулся от Него, когда Он униженный стоял во дворе Пилата. Кто-то, возможно, даже кричал «Распни Его» и оказался в толпе зевак у креста на Голгофе.


    Поэтому Господь и предлагает еще один путь, более совершенный, для тех, кто хочет стать Его ближайшим учеником. Можно научиться ради Христа с терпением и молитвой переносить те тяжкие обстоятельства, в которых ты оказался. В этом случае та разрушительная энергия, которую они привносят в нашу жизнь, немыслимым образом трансформируется в духовное богатство, в подлинное блаженство. Ведь в этом случае все мысли человека не о себе, но лишь о Боге. А где есть единство с Богом и желание потрудится ради Него, там и есть подлинное Царство Божие, подлинное счастье и блаженство.

  • 2 фев 04:45

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


    Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.


    Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб­ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

  • 3 фев 06:01

    Евангелие святого апостола Марка, глава 10, стихи 11 - 16:


    Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

    и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

    Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

    Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

    Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

    И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

    Фотография
  • 3 фев 06:01

    Соборное послание святого апостола Иакова, Глава 1, стихи 1 - 18:


    Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.

    С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,

    зная, что испытание вашей веры производит терпение;

    терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

    Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.

    Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

    Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

    Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

  • 3 фев 06:02

    Комментирует протоиерей Павел Великанов


    Это один из трогательных эпизодов Евангелия. Матери приносят своих детей к Иисусу – по обычаю – чтобы через близкого к Богу человека и на их чад сошло благословение. Можно предположить, почему учеников это раздражало: они относились к такому естественному материнскому желанию как к чему-то слишком примитивному, недуховному, невозвышенному. Этот глубинный материнский семейный эгоизм в их головах контрастировал с высокими нравственными призывами Иисуса, Его словами о самоотречении, о несении креста, о необходимости отдать Свою жизнь ради других. И тут – эти несносные мамаши, которые кроме блага своих отпрысков ничего другого и видеть не хотят. Ну и сидели бы там, в сторонке, не мешая и не досаждая и без того утомленному Учителю.


    Редкий случай, когда Спаситель негодует – то есть с праведным гневом реагирует на ситуацию. Это для учеников дети – недочеловеки, а для Иисуса – посланники иного Царства, нездешнего, осколки былого рая, всё ещё не утратившего свою красоту и очарование. Более того: Иисус ставит этих малых детей в пример всем своим слушателям, причем ставит очень категорично: кто не пример Царства Божия как эти дети, в простоте, доверии и непосредственности, тот не сможет попасть в него. Под словом «принять» имеется в виду не просто какое-то общее согласие, но совершенно конкретное подчинение, согласие с правилами. Когда мы «принимаем» какое-то распоряжение, тем самым мы берём на себя обязательства его исполнять. Когда ребёнок «принимает» родителей, он их слушается. Не потому, что чем-то вынужден, или их смертельно боится. Он доверяет им и любит – потому что уже имеет определённый опыт изначальной родительской любви. Ему есть на что опереться – и двигаться дальше.

  • 3 фев 06:02

    Одной из тупиковых ветвей духовного возрастания в вере является «вера от ума», не подтверждённая опытным переживанием. Можно достаточно быстро понять, что такое – православный уклад жизни, выучить правила поведения в храме, понять, что говорить на исповеди и как вычитывать молитвенное правило – и застрять в этом на десятилетия. Это успешно состоявшееся «встраивание в церковную систему» вовсе не означает уже свершившейся встречи со Христом в жизни. Более того: можно влюбиться в этот богатый церковный антураж и отождествить его с Богом; подменить Живого и Сущего Бога внешними формами – какими бы святыми и благочестивыми они ни были. Психологически это можно очень легко объяснить. Есть определенное количество людей, которые получают удовольствие от приобретения различных художественных принадлежностей – кистей, красок, дорогих сортов акварельной бумаги – и дома всё это иногда используют для своего хобби. Но этим на самом деле – не живут. Всё лежит на своих местах, чистенько, аккуратненько. Любо-дорого посмотреть! Да и сам любитель – с приподнятым настроением расскажет, какую новую игрушку для своего увлечения он недавно приобрёл! А придешь в мастерскую к настоящему художнику – профессионалу – совсем другой расклад. Краски – не пойми где, что-то засохло, что-то еле наскребает для работы, ругая сам себя, что забыл вовремя купить. Сказать, что творческий беспорядок – так это будет слишком большой комплимент. Да и сам маэстро – то ли в депрессии, то ли в очередной творческой стагнации. Или с безумными от вдохновения глазами ждёт-недождётся, когда же наконец его оставит нежданный посетитель – чтобы остаться наедине с незавершённым произведением. Но зато когда посмотришь, каков плод первого – самодовольного дилетанта – и второго – вечно недовольного и мрачного профессионала – как говорится, разница налицо.


    Похожее может происходить и в духовной жизни. Неважно, каков внешний церковный антураж нашей жизни, сколько иконочек в иконостасе и насколько гарантированно свят в глазах православной общественности наш духовник. Гораздо важнее та искренняя увлечённость Христом – как у малых детей – только имея которую и можно прорваться сквозь наши человеческие условности в Царство Того, для кого дети – главные друзья и помощники!

  • 3 фев 06:03

    Комментирует священник Дмитрий Барицкий


    Какая мать не хочет, чтобы Господь благословил ее любимое чадо. Именно поэтому мы подводим своих детей в храмы под благословение священников, а если дитятко выросло и не хочет идти в храм, сами идем к священнику и просим благословить заочно наших непутевых чад. Так было всегда. Вот и в том отрывке, который мы только что услышали, женщины пытаются пробиться к известному и явно благодатному Учителю, чтобы Он благословил их детей. Однако они встречают серьезную преграду в лице учеников. Увидев сложившуюся ситуацию, Христос негодует на своих не в меру ревностных апостолов и все же дает детям благословение. То, что произошло, дает нам очень богатый материал для размышления.


    Во-первых, перед нами история о чрезмерной ревности. Или, как бы мы сказали, ревности не по разуму. То, что подобное явление часто встречается в религиозной жизни, ярко свидетельствует народная мудрость: «заставь дурака Богу молиться, он себе и лоб расшибет». Парадокс, но подобное усердие в религиозной жизни не только не приносит пользу, но может и повредить. Одна женщина рассказывала, что когда она пришла в Церковь, старалась тщательно исполнять все то, что Господь заповедовал в Своем Евангелии. Особенно она усердствовала в заповеди милости к неимущим. Специально для этого нашла бедную семью: двух деток, которые жили со своей бабушкой. Начал носить им игрушки, вещи. Идиллия продолжалась недолго. Привыкнув к благодетельнице, опекунша сироток стала требовать приносить больше денег, одежду лучше, фрукты дороже. Одним словом в буквальном смысле наглеть, садиться на шею. Произошел скандал. Пришлось разойтись. Осадок остался надолго. Можно, наверное, приводить подобные случаи до бесконечности. Есть и более трагические случаи. Особенно богаты на них патерики. Часто в них встречаются истории о молодых монахах, которые берут на себя особый подвиг. В результате к ним является бес в виде ангела и предлагает прыгнуть, например, со скалы. Этакий прыжок веры. Прыгни и ты увидишь, как любит тебя Господь. Ведь ты так много молишься. Я подхвачу тебя. Ведь так в псалме написано. Как правило, заканчивается печально.


    Вот так неуклюже, словно слон в посудной лавке, мы выражаем Свою любовь к Богу. Поэтому отцы и говорят: «увидишь юношу, который пытается забраться по лестнице на небо, сдерни его оттуда за ногу». А потому каждому из нас нужно взвешивать свою ревность. В делах веры, как и в жизни, не следует принимать резких решений. Необходимо осмотреться. Благородный порыв может привести к ровно противоположному результату.

  • 3 фев 06:03

    Но есть в этой истории с учениками Христа и обратная сторона. Давайте задумаемся, почему апостолы так поступают. Неужели ими руководит жестокосердие? Неужели они так огрубели, что их не трогает даже вид маленьких детей? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо вспомнить ту обстановку, на фоне которой произошло это событие. Перед нами последнее путешествие Спасителя в Иерусалим. Впереди маячит крест. Господь это прекрасно знает. В каком-то смысле Он уже испытывает муки, пусть и не физические, муки душевные. Ученики видят это. Они, конечно, не понимают до конца, что происходит, но тоже интуитивно чувствуют надвигающуюся опасность. Они видят, что их Учителю тяжело, Он страдает. Именно поэтому они и пытаются Его уберечь от всяких беспокойств и тревог. Создать для Него, насколько это вообще возможно, спокойную атмосферу. Ими движет забота и любовь к Иисусу. Пусть неумело, пусть наивно, они стараются оградить Его от лишней суеты.


    Господь и выбрал апостолов за эту ревность. Хоть Он часто и бранил их за неуклюжесть, Он делал это как мать или отец бранят своего ребенка. Христос нянчился с этими грубыми, неотесанными еврейскими мужиками, как с детьми. Ведь Он прекрасно видел, что их порой неуместное рвение – нечто, вроде необработанного драгоценного материала. В свое время это несовершенное сырье примет совершенную форму. Если бы не было этой ревности, из апостолов ничего бы не получилось. Духу Святому в день Пятидесятницы некуда было бы вселиться. Не мог же Он вселиться в рафинированные, выхолощенные и во всем до отвращения правильные души фарисеев.


    Учитывая эти два момента, будем с одной стороны: от самих себя требовать рассуждения в исполнении воли Христовой. С другой – постараемся не осуждать тех, кто на наш взгляд, подобного рассуждения не имеет. Но действует в своей духовной жизни опрометчиво, а может, на наш взгляд, и безрассудно. Возможно, перед нами просто дитя, которое пока так неумело и неуклюже выражает свою любовь к Богу. А ведь Он Сам сказал нам сегодня: «пустите детей приходить ко Мне».

  • 3 фев 06:03

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


    С какою любовью отнеся Господь к детям! Да и кто не относится к ним с любовью? Чем дольше кто живет, тем больше любит детей. Видится в них свежесть жизни, чистота и непорочность нрава, которых нельзя не любить. Иным приходит на мысль, смотря на невинность детства, полагать, что первородного греха нет, что всякий падает сам, когда приходит в возраст и встречается с противонравственными стремлениями, преодолеть которые, кажется ему, он не в силах. Падает-то всякий сам, а первородный грех все-таки есть. Апостол Павел видит в нас закон греха, «противу воюющий закону ума» (Рим.7:23). Этот закон, как семя, сначала будто не виден а потом раскрывается и увлекает. Так рожденные от прокаженных до известного возраста не обнаруживают проказы, потом она раскрывается, и начинает снедать их так же, как и родителей. Где была проказа до времени? Внутри скрывалась. Так и первородный грех до времени скрывается, а потом выходит наружу и делает свое. Окружающая среда много значит и для подавления этого греха и для раскрытия его. Не будь кругом стихий греховных, нечем было бы питаться тому сокрытому греху и он, может быть, сам собою бы иссох: но в том-то горе наше, что кругом всегда бывает много благоприятствующего его питанию. Много греха и в каждом лице и в обществе: но все это не необходимо определяет нас на грех. Грех всегда дело свободы: борись – и не падешь. Падает только тот, кто не хочет бороться. Отчего не хотим бороться? На хотенье и нехотенье нет устава: хочу, потому что хочу; и не хочу, потому что не хочу: самовластие – вот источное начало; дальше его нельзя идти.