Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
и обув ноги в готовность благовествовать мир;
а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф. 6:10-17)

Слово Божие - наше оружие!
Евангельские чтения дня с комментариями [часть 32].

Часть 31 -
https://ok.ru/tikhayapri/topic/155932098202918
[cсылки на части 1 - 29 указаны в части 30]
#СвятоеПисание

Комментарии

  • 20 мар 20:41

    Притчи Соломона, Глава 1, стихи 20 - 33:


    Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

    в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:

    “доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

    Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

    Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;

    и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

    За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;

    когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

    Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

    За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,

    не приняли совета моего, презрели все обличения мои;

    за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

    Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,

    а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла”.

  • 20 мар 20:42

    Комментирует протоиерей Павел Великанов

    (Книга Бытия, Глава 1, стихи 14-23)


    Книга Бытия продолжает разворачивать перед нами величественную картину творения. Вот уже и светила появились, и луна на тверди небесной, закрутились-завертелись смены времен дня и года, поплыли рыбы, взлетели птицы. На творческое слово Бога всё тотчас откликается: нет никакой задержки или остановки в развитии. Бог сказал — и стало так — и снова Бог сказал: хорошо!


    Возможно, это только мне одному слышится в этих словах своего рода ключ к счастью? Когда мы слышим, что говорит нам Бог — исполняем это — и от Него же получаем подтверждение того, что именно так — хорошо?


    И сразу возникает вопрос: если с первыми двумя моментами — слушанием и исполнением — всё достаточно понятно, то вот зачем третий — подтверждение со стороны Бога, своего рода некая «печать» правильности произошедшего?


    Приведу для понимания простой пример из жизни. Вы даёте какое-то указание своему ребенку — например, помыть посуду к вашему возвращению с работы. Сын успешно выполняет задание — а вы... вы всего лишь это не замечаете, потому что воспринимаете как единственно возможное в вашей семье. Догадаетесь, что однажды произойдёт? Правильно, однажды посуда окажется немытой. Или плохо убранной. Или ещё что-то случится, что обязательно должно будет привлечь ваше внимание. Причем вовсе не потому, что сын — такая вредина и хочет вам чем-то досадить. Ему лишь требуется проверить, что вы — действительно видите, что он выполняет ваши указания. Причём необязательно пускаться в восторженный пляс вокруг пустой раковины — можно просто сказать: о, как здорово, когда вся посуда хорошо помыта! Хорошо-то как!...

  • 20 мар 20:42

    Христианство утверждает потрясающую истину: Бог, каким мы знаем Его из Писания, диалогичен: Он не только даёт указания — но и реагирует на то, как мы их выполняем. И его ответы нам вплетены в саму ткань нашей жизни — если только мы вдумчиво к ней относимся. У Духа Божия, которым дышит бытие, ведь нет никаких мелочей, случайностей, бессмысленностей: тому, кто находится в добром и мирном расположении духа, открывается вся многосоставная и пёстрая будничная жизнь как одна большая книга — которая всякий раз по-новому рассказывает нам о самом главном. И закончить хочется словами стихов:


    Все под кровлею сводчатой

    Ждали зова и зодчего.

    И поэты и летчики —

    Все отчаивались.

    Ибо бег он — и движется.

    Ибо звездная книжища

    Вся: от Аз и до Ижицы, —

    След плаща его лишь!

  • 20 мар 20:43

    Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

    (Книга пророка Исаии 1:19-2:3)


    Обетования Ветхого Завета просты, конкретны и понятны. В них нет таинственных слов про Царство Небесное, про жизнь будущего века, нет ничего и про вечность. Они сосредоточены в сугубо земной плоскости. Так и в этом отрывке из книги пророка Исайи, в качестве награды за праведность обещано ничто иное как блага земли: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли». В противном случае — «меч пожрет вас». Это последнее — тоже в самом прямом и буквальном смысле: если жители Иудеи не послушают слова пророка, то они будут убиты.


    Более того, слова Исайи — это не просто пророчество, это еще и политическое заявление, которое продиктовано ситуацией в его родной стране. Дело здесь в том, что Иудея оказалась замкнута в кольце противников. Внутри страны не было достаточной военной силы, чтобы им противостоять и потому иудейские цари были вынуждены искать поддержки во вне. Так, после вступления царя Ахаза на престол Дамасский царь Рецин и Израильский царь Факей решили вовлечь его в коалицию против Ассирии. Ахаз отказался, отказ не прошел бесследно: те, кто предлагал ему вступить в коалицию, напали на Иудею. Ахаз в качестве ответной меры обратился за военной помощью к Ассирии. Пророк Исайя призывает отказаться от этой идеи. Он против каких-либо военных союзов, в равной степени он против и помощи иностранных легионов. Он видит суть проблемы и говорит о том, что если не устранить причину, по которой Иудея оказалась в кольце врагов, то какие-либо военные или же политические действия не смогут ничего изменить, они лишь навлекут еще большие беды. А суть проблемы, по мнению пророка, в нравственной деградации жителей Иудеи. Бедственное положение страны — лишь следствие этой деградации, плачевное положение евреев — посланное Богом наказание, которое должно вразумить народ и привести его к покаянию. Мы знаем, что пророк не был услышан, а политика иудейских царей в конечном итоге привела к тому, что народ был уведен в плен.

  • 20 мар 20:43

    Но библейское пророчество не было бы таковым, если бы оно простиралось лишь на современную пророку политическую ситуацию. Ценность его в том, что оно не только говорит о нерушимой связи греха и его последствий, но и дает нам важную информацию о свободе воли и о том, что Бог не довлеет над этой свободой. Бог предоставляет выбор, Он говорит через Исайю: «Если захотите и послушаетесь», то будет одно, а если нет, то другое. Варианты перечислены. Выбор дан. Все карты раскрыты. Ничего тайного, ничего сокрытого. Все просто. Блаженный Иероним Стридонский прокомментировал этот отрывок пророческой речи такими словами: «<Бог> сохраняет свободную волю, чтобы в том и другом случае, награда ли или наказание были не по предопределению Божию, а по заслугам каждого».


    Христианство расширило этот принцип, оно сделало его универсальным: награда и наказание по заслугам каждого перестали быть ограничены лишь земной жизнью, они простерты далее — в вечность; более того, христианство делает акцент именно на вечности и весьма настойчиво рекомендует не останавливаться на награде и наказании здесь и сейчас, а строить свою жизнь исходя из веры в бессмертие души и ожидания всеобщего воскресения.

  • 20 мар 20:44

    Комментирует священник Дмитрий Барицкий

    (Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33)


    Сегодняшний отрывок начинается с весьма примечательной мысли. Царь Соломон рассказывает нам, где можно услышать голос Премудрости, то есть, где и когда человек может расслышать голос Бога? В первую очередь, это происходит в «главных местах собраний». Речь идет о молитвенных общинах. То есть голос Премудрости можно распознать в церковных текстах, богослужениях, словах священника, что вполне закономерно: где как не в традиции веры Бог открывается людям в полноте? Но, оказывается, не только в храме человек может встретить Премудрость Творца.


    Соломон сообщает нам очень важную мысль — Премудрость можно найти и у «городских ворот».


    Городские ворота на Древнем Востоке — это не просто вход в город. Это средоточие культурно-политической жизни. Здесь заключались важные сделки, провозглашались указы царя, проходили суды. Если это был столичный город, такой как Иерусалим, здесь собирались люди со всех уголков мира. Прислушавшись к их опыту, также можно узнать нечто о Боге.


    Это далеко не праздные мысли. Писание говорит нам, что мир, который сотворил Господь, благ в своих основаниях. Даже после грехопадения, по словам христианских богословов, в нем словно семена рассеяны отблески божественной красоты. А потому частично ее отпечаток несет на себе всякий человек, рожденный в этот мир.


    Если бы это было не так, то нам пришлось бы отказать в благородстве, великодушии, самой человечности всем тем, кто, по нашим представлениям, не знает Бога лично. Нам пришлось бы доказывать, что в них больше не живет образ Божий. Что все прекрасное, которое породил их гений, музыка, живопись, скульптура, литература и другие произведения искусства, вне зависимости от их ценности — все скверные, все низкие, все грязные, поскольку лишены непреходящего, высокого смысла и не имеют никакого отношения к красоте горнего мира.


    Известно, что опытный старатель распознает драгоценный камень, спрятанный даже под слоями породы. То, что для некоторых просто кусок грязи, кусок камня, для него еще не подвергнутый огранке алмаз.

  • 20 мар 20:44

    Не случайно и в христианских патериках, сборниках истории из жизни древних монахов, мы узнаем, как великие святые учились у простых людей. Так, известен случай из жизни одного из основателей древнего монашества Антония Великого. Однажды он попросил Бога, чтобы Тот показал ему человека, который достиг высокого духовного совершенства. Господь ответил ему, что тот должен идти в Александрию к обыкновенному сапожнику. Найдя его, преподобный спросил, как он живет. И тот ответил: «Я не делаю ничего особенного. Просто, когда сижу за работой — всегда рассматриваю прохожих и думаю так: «Все эти люди спасутся, а я один погибну». Это было сказано не напоказ, а от широты сердца, с глубоким убеждением. Так великий святой получил урок великого смирения от простого, ничем неприметного человека. Получил, потому что умел всматриваться. Потому что не спешил судить о ближнем, исходя из своих представлений и был готов слушать и слышать.


    Не потому ли мы интуитивно тянемся к тем, кто может рассмотреть доброе там, где окружающие просто отказываются его замечать. И напротив: нас отталкивают люди, которые уверены лишь в своей правоте. Мы называем из узколобыми и сухими, ведь они не умеют слушать и слышать другого, видеть уникальность той ситуации, в которой оказался человек. Такие сами себя обкрадывают. По причине собственных предрассудков и предубеждений, они не в силах рассмотреть красоту, спрятанную под толщей жизненных обстоятельств, под наносами особенностей характера человека.


    А потому постараемся присматриваться к этой жизни. Позволим себе хотя бы допустить мысль о том, что голос Божий может звучать не только с амвона и священных книг. И обязательно однажды Господь даст нам почувствовать, что Его Премудрость обильно рассеяна в этом мире. И мы вполне способны увидеть ее отражение в лице случайного человека, которого встретим у «городских ворот».

  • 20 мар 20:45

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


    Предлагаются чтения о сотворении, первобытном состоянии падения и обетовании спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Внимай и поучайся! Теперь для тебя время воссоздания твоего. Припади ко Господу, - и Он даст тебе свет, который просветит тьму твою греховную, поставит твердь среди мятущихся мыслей твоих и желаний грехолюбивого сердца твоего - благое намерение твердо и неуклонно работать Ему, устроит сушу и море, всему даст в тебе свое место. Тогда начнешь произращать сначала злаки, былие травное и дерева - начатки добродетелей, а потом и живые твари - совершенно духовные и богоугодные дела, пока, наконец, восстановится в тебе образ и подобие Божие, как создан ты был в начале. Все это сотворит тебе Господь в эти шесть дней духовного творения, говения твоего, если будешь проходить его со вниманием, благоговеинством и сокрушением сердца.

  • 22 мар 06:55

    Бытие, Глава 1, стихи 24 - 31, Глава 2, стихи 1 - 3:


    И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

    И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

    И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

    И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

    И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

    И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;

    а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

    И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.


    Так совершены небо и земля и все воинство их.

    И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

    И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

  • 22 мар 06:55

    Книга пророка Исаии, Глава 2, стихи 3 - 11:


    И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима.

    И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

    О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.

    Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.

    И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его;

    и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.

    И преклонился человек, и унизился муж,- и Ты не простишь их.

    Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.

    Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.

  • 22 мар 06:55

    Притчи Соломона, Глава 2, стихи 1 - 22:


    Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

    так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;

    если будешь призывать знание и взывать к разуму;

    если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

    то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

    Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум;

    Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно;

    Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

    Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

    Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

    тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,

    дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

    от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

    от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,

    которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;

    дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

    которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

    Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;

    никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

    Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

    потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;

    а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее

  • 22 мар 06:56

    Комментирует протоиерей Павел Великанов

    (Книга Бытия, 1:24 - 2:3)


    Вот и подошла к своему завершению библейская история космогонии — наполняется земля разными зверями, скотами, гадами. На вершине этой пирамиды поставляется человек — как властелин всего сотворённого. И только теперь Бог не просто говорит: «Хорошо!» — а подытоживает весь процесс творения: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма!»


    Только вместе с человеком сотворённое бытие обретает полноту и завершенность — и Бог может «почить» — отойти немного в сторону, предоставить всему сотворённому развиваться так, как и было задумано. Словно режиссёр во время премьеры, наблюдая из зрительного зала за тем, как играют его актёры, сам себе говорит: «Какая же красота получилась!»...


    Именно человек — ключевой момент, главный узел всего мироздания. Каким бы ничтожным он ни был в масштабах Вселенной, именно он — точка соединения всех сотворённых миров — как об этом прекрасно сказал Гавриил Державин:


    Частица целой я вселенной,

    Поставлен, мнится мне, в почтенной

    Средине естества я той,

    Где кончил тварей ты телесных,

    Где начал ты духов небесных

    И цепь существ связал всех мной.

    Я связь миров, повсюду сущих,

    Я крайня степень вещества;

    Я средоточие живущих,

    Черта начальна божества;

    Я телом в прахе истлеваю,

    Умом громам повелеваю,

    Я царь — я раб — я червь — я бог!

    Но, будучи я столь чудесен,

    Отколе происшел? — безвестен;

    А сам собой я быть не мог.


    Освящение Богом седьмого — субботнего дня — своего рода резюмирование того, что всё было сделано отменно, совершенно. Освящение — то есть выделение в особый статус из ряда всех остальных дней — завершение пропетой песни творения и глубокая пауза, только из которой и можно начать слушать следующую часть повествования. Это тишина послевкусия — в котором всё предыдущее должно углубиться, прорасти в самую сердцевину человека.


    Можем ли мы сказать, что и для нас седьмой день недели — воскресенье — тоже — пространство тишины, молчания и покоя — чтобы выполнить заповедь Господа: «Упразднитесь и разумейте, яко Аз есмь Бог?» Но не научившись этому абсолютно необходимому глубокому выдоху, мы очень рискуем так и не начать полноценно дышать в едином ритме с мирозданием — в котором нет столь присущих нам суеты и одышки. Так что, дорогие друзья, сейчас самое время приучить себя один раз в неделю освобождаться от всего будничного и житейского — и учиться покою, учиться всматриваться в свой внутренний и внешний мир — чтобы вместе с Творцом тоже сказать: какая же это всё дивная красота!

  • 22 мар 06:56

    Комментирует протоиерей Павел Великанов

    (Книга пророка Исаии, Глава 2, стихи 3-11)


    Слова о том, что некогда люди «перекуют мечи на орала, и копья свои — на серпы» — на слуху у многих. Да, именно этими словами пророк Исайа предсказывает пришествие в мир Мошиаха — Мессии — Иисуса Христа. Не как «лидера нации», опытного воеводы и политика — как этого прежде всего хотели бы сами иудеи — а как Того, Кто прежде всего «научит Своим путям» — то есть откроет истину о Боге, о мире, о человеке. Его миссия — не в решении сиюминутных политических проблем, а в глубинном переустройстве отношения людей друг с другом. «Свет Господень», о котором говорит пророк, обладает удивительным действием: под его лучами смертоносное оружие превращается в созидательный и полезный инструмент. Другими словами, «мечи на орала» перекуют вовсе не потому, что всем однажды надоест воевать: увы, не надоест — до тех пор, пока человеческих сердец не коснётся благодать Святого Духа, и эта искра Божественного света не преобразит всё то, к чему прикоснётся.


    Пророк открывает нам удивительную истину: только Божественный Свет расставляет всё по своим местам — так, как это было изначально задумано Творцом. Без этого света — чем бы мы ни занимались, какими бы ни были хорошими и умными — мы неизбежно блуждаем в потёмках и постоянно обманываемся, обознаёмся, принимаем кажущееся за настоящее благо — и так невольно сами становимся источником зла — хотя и не желали этого. Когда же в мир приходит «Свет Истинный» — которого сам по себе мир произвести не в состоянии — картина существенным образом меняется: привычная «серость» обретает всю палитру цветов, звуков, ощущений — в жизнь приходит очевидность.


    Как «работает» этот всё преображающий Божественный свет, скорее всего, на опыте знает каждый из нас. Разве не бывало у вас, когда некий человек, вами давно нелюбимый, вдруг неожиданно разворачивался совершенно другой стороной — непривычной, яркой, светлой — и вдруг приходило понимание: да вся моя неприязнь и осуждение — это мой, надуманный осуждением, греховный фильтр на оке души — сквозь который я и смотрел всё время на человека. А самого главного в нём и не видел!


    Учиться собирать отовсюду даже самые крошечные отблески Божественного света гармонии и доброты — вот чем хорошо бы нам поактивнее заниматься, особенно в эти святые дни Великого Поста!

  • 22 мар 06:57

    Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

    (Книга Притчей Соломоновых, Глава 2, стихи 1-22)


    Соломон продолжает начатую в предыдущей главе тему и здесь говорит прямо: «Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум». Мудрость, знание и разум — дар от Бога, но дар этот дается только тем, кто его ищет и жаждет, об этом автор книги пишет здесь же: «если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге». Этими словами Соломон настойчиво проводит мысль, что мудрость и разум — не некая данность, это то, к чему дОлжно стремиться и то, что можно получить.


    Очень похожие слова и аналогии использует и Господь Иисус Христос в описаниях Царства Небесного. К примеру, Евангелие от Матфея доносит до нас такие слова Христа: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45–46). Любопытно здесь то, что в обоих случаях для описания возвышенных и надмирных вещей используются весьма приземленные аналогии, эти аналогии настолько просты, что в свое время блаженный Августин Иппонийский вынужден был вступить в дискуссию с теми, кто видел в этих аналогиях восхваление сребролюбия и прочих видов стремления к наживе. В самом деле, ведь и Христос, и Соломон говорят о стремлении к материальным сокровищам как о чем-то вполне естественном и даже в известной степени похвальном. Очень любопытны слова блаженного Августина, которыми он продолжает и развивает мысль Соломона: «Недостойно, оскорбительно для мудрости сравнение с серебром, но любовь с любовью сравнима. Ибо я вижу, что настолько вы любите серебро, что, как повелит вам сребролюбие, принимаетесь за тяжкий труд, переносите голод, пересекаете море, вверяя себя ветрам и течениям. Поэтому, хоть я должен искоренить то, что вам любезно, но нечего мне добавить к любви, которою вы любите. «Любите так, и не пожелаю Я быть любимым в большей мере», — говорит Бог. «Обращаюсь к ненасытным, обращаюсь к прижимистым: любите деньги — любите столько же и Меня. Конечно же, несравненно Мое достоинство: но большей любви от вас не требую; сколько любите деньги, столько и Меня любите».

  • 22 мар 06:57

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


    "Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге" (Прит. 2:3-6). Корень богоугодной жизни - страх Господень. Когда придет он, то как творческая сила все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок - космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен: воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений истины. Доселе разуму не давали слова: он был в рабстве и не смел говорить здравые речи: пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, тебя держащем и могущем бросить в каждое мгновение, - о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе, - о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью, - о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство, - придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.