O TEMPORA, O MORES!

---------------------------
Душа живописи — ЦВЕТ обла­дает удивительнейшими свойствами. Еще Михайло Васильевич Ломоносов заметил, что «много утех и прохлад в жизни нашей от цвета зависит».
В картине он может передавать не только окраску какого-либо предмета или природный цвет, но еще и нести эмоциональные, психологические, символические зна­чения. Особенно ярко эти его свойства проявляются в тех направ­лениях живописи, которые пользуют­ся открытым, чистым (без смешения) цветом. В таких произведениях цвет главный повествователь. И да­же если мы не знаем его символи­ческого смысла, все равно психоло­гический строй цветовых сочетаний помимо нашего сознания воздейст­вует на нас определенным образом: навевает грусть, пробуждает беспо­койство, наполняет воодушевлением, рождает умиротворение. Выберите для себя свой цвет, СВОЮ КАРТИНУ!
Как и живопись, литература использует контрастные цветовые сочетания. "Холмы под крылом самолета уже врезали свои черные тени в золото наступившего вечера" (Антуан де Сент-Экзюпери). Подобные столкновения темных и светлых тонов как бы олицетворяют столкновение ночи и дня, тьмы и света, человеческой слабости и человеческой силы, поражения и победы.
Определить художественную функцию каждого эпитета, сравнения и т. д.- трудная и не всегда благодарная задача. У больших писателей средства выразительности художественно многозначны, сложно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако нет сомнения, что, многообразно воздействуя на ум и чувства читателя, мастера слова нередко обращаются и к его цветовому зрению.
Сегодня же мы наблюдаем умозрительную картину смешения всех цветов радуги, так что и взгляд нашей души вряд ли остановится на каком-либо сочетании их без того, чтобы не воскликнуть: "O tempora, o mores!".

Комментарии