"ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЭЯ".
Книга. Подборка.
Автор - Оскар Уайльд.
Художник - тот, кто создаёт прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство. Художник - тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство. Критик - это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного. Высшая, как и низшая, форма критики - один из видов автобиографии. Те, кто в прекрасном находят дурное, - люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех. Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны. Но избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту. Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и всё. Ненависть девятнадцатого века к Реализму - это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму - это ярость Калибана* (*1), не находящего в зеркале своего отражения. Для художника нравственная жизнь человека - лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств. Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины. Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё. Мысль и Слово для художника - средства Искусства. Порок и Добродетель - материал для его творчества. Если говорить о форме, - прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве - искусство актёра. Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск. В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нём есть нечто новое, сложное и значительное. Пусть критики расходятся во мнениях, - художник остается верен себе. Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению. Всякое искусство совершенно бесполезно.
* (*1) . - /Ярость Калибана. - Калибан - персонаж драмы Шекспира «Буря», символ дикости, невежества, темных сил/.
- "Красота, подлинная красота, исчезает там, где появляется одухотворенность".
В судьбе людей, физически или духовно совершенных, есть что то роковое - точно такой же рок на протяжении всей истории как будто направлял неверные шаги королей. Гораздо безопаснее ничем не отличаться от других. В этом мире всегда остаются в барыше глупцы и уроды. Они могут сидеть спокойно и смотреть на борьбу других. Им не дано узнать торжество побед, но зато они избавлены от горечи поражений. Они живут так, как следовало бы жить всем нам, — без всяких треволнений, безмятежно, ко всему равнодушные. Они никого не губят и сами не гибнут от вражеской руки…
- "Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного - и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твой цинизм - только поза. - Знаю, что быть естественным - это поза, и самая ненавистная людям поза!"
Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается.
Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.
Тем, кто верен в любви, доступна лишь её банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет.
Душу лучше всего лечить ощущениями, а от ощущений лечит только душа.
Между капризом и «вечной любовью» разница только та, что каприз длится несколько дольше.
- "Как люди гонятся за постоянством!" - воскликнул лорд Генри. - Господи, да ведь и в любви верность - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменять, но где уж им! Вот и всё.
А как это увлекательно - проверять силу своего влияния на другого человека! Ничто не может с этим сравниться. Перелить свою душу в другого, дать ей побыть в нем; слышать отзвуки собственных мыслей, усиленные музыкой юности и страсти; передавать другому свой темперамент, как тончайший флюид или своеобразный аромат, - это истинное наслаждение, самая большая радость, быть может, какая дана человеку в наш ограниченный и пошлый век с его грубочувственными утехами и грубопримитивными стремлениями.
Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней.
И потому, мне кажется, наставить людей на путь истинный может только Наука. Эмоции хороши тем, что уводят нас с этого пути, а Наука - тем, что она не знает эмоций.
Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.
Мой мальчик, поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит только раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, - это попросту доказательство бессилия… Верность! Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нём - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто нибудь другой это подберет…
Обыкновенные люди ждут, чтобы жизнь сама открыла им свои тайны, а немногим избранникам тайны жизни открываются раньше, чем поднимется завеса. Иногда этому способствует искусство (и г.о. литература), воздействуя непосредственно на ум и чувства. Но бывает, что роль искусства берет на себя в этом случае какой нибудь человек сложной души, который и сам представляет собой творение искусства, - ибо Жизнь, подобно поэзии, или скульптуре, или живописи, также создает свои шедевры.
В душе таятся животные инстинкты, а телу дано испытать минуты одухотворяющие. Чувственные порывы способны стать утонченными, а интеллект - отупеть. Кто может сказать, когда умолкает плоть и начинает говорить душа?
Именно те страсти, природу которых мы неверно понимаем, сильнее всего властвуют над нами. А слабее всего бывают чувства, происхождение которых нам понятно. И часто человек воображает, будто он производит опыт над другими, тогда как в действительности производит опыт над самим собой.
В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем.
Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.
Только 2 сорта людей по настоящему интересны - те, кто знает о жизни всё решительно, и те, кто ничего о ней не знает…
Любовь выше искусства.
В самобичевании есть своего рода сладострастие. И когда мы сами себя виним, мы чувствуем, что никто другой не вправе более винить нас. Отпущение грехов дает нам не священник, а сама исповедь.
Над благими решениями тяготеет злой рок: они всегда принимаются слишком поздно.
Прошлое всегда можно изгладить раскаянием, забвением или отречением, будущее же неотвратимо.
В радости, как и во всяком наслаждении, почти всегда есть нечто жестокое.
Даже в воспоминании о счастье есть своя горечь, а память о минувших наслаждениях причиняет боль.
Воздержание - в высшей степени пагубная привычка. Умеренность - это всё равно что обыкновенный скучный обед, а неумеренность - праздничный пир.
Любовь питается повторением, и только повторение превращает простое вожделение в искусство. Притом каждый раз, когда влюбляешься, любишь впервые. Предмет страсти меняется, а страсть всегда остается единственной и неповторимой. Перемена только усиливает её. Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще.
Действительность - это хаос, но в работе человеческого воображения есть неумолимая логика. И только наше воображение заставляет раскаяние следовать по пятам за преступлением. Только воображение рисует нам отвратительные последствия каждого нашего греха. В реальном мире фактов грешники не наказываются, праведники не вознаграждаются. Сильному сопутствует успех, слабого постигает неудача. Вот и все.
Мелкие горести и неглубокая любовь живучи. Великая любовь и великое горе гибнут от избытка своей силы.
Знание пагубно для любви. Только неизвестность пленяет нас. В тумане все кажется необыкновенным.
Разумеется, семейная жизнь только привычка, скверная привычка. Но ведь даже с самыми дурными привычками трудно бывает расстаться. Пожалуй, труднее всего именно с дурными. Они — такая существенная часть нашего "я".
Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет… как дальше? Да: если он теряет собственную душу?
История, рассказанная Уайльдом, восходит к старинным легендам о "продаже души дьяволу". В ней можно выделить 2-е идеи, тесно переплетающиеся между собой: идею красоты и молодости как главной ценности и идею поиска наслаждений как смысла жизни. Дориан хочет быть вечно молодым не только потому, что он влюблен в свое лицо, как Нарцисс, но и потому, что красота открывает ему путь к любым удовольствиям. Обе идеи актуальны и спустя 100 с лишним лет после написания романа. Люди во всем Мире тратят миллионы долларов, чтобы казаться моложе, а пластические операции с целью устранения морщин делают не только кинозвезды и фотомодели, но и политики. На что только не идут люди ради красоты, они так и говорят: - "Красота требует жертв". Мы все живём в обществе потребления, одержимом культом красоты, и это делает историю Дориана Грея не стареющей. Именно потому Паркер обратился к ней, внеся в сюжет свои дополнения.
В фильме Паркера то же время действия, что и в романе - викторианская Англия; сохранены основные сюжетные линии и герои, но общая тональность киноповествования намного мрачнее. Если роман начинается с разговора лорда Генри и художника Бэзила июньским солнечным полднем, то первым кадрами фильма является сцена жестокого и кровавого убийства, совершенного ночью. С самого начала зритель знает, что Дориан стал преступником. Чтобы понять, как такое случилось, режиссер обращается к прошлому героя, год тому прибывшего в Лондон, где он унаследовал дом своего деда, лорда Келсо. Юный Дориан наивен, неопытен, не искушен в светской жизни: за три недели он познакомился лишь с благотворительным кружком леди Агаты и Бэзилом Холуордом. Примерно такой Дориан предстает перед нами и в романе Уайльда. Все меняется после знакомства юноши с лордом Генри.
Очень символично начало их дружбы в фильме Паркера: лорд Генри угощает до того не курившего Дориана сигарой. Это первый шаг - пока ещё относительно невинный - на пути приобщения неофита к «радостям жизни», которым лорд Генри в фильме занимается более интенсивно, чем в романе. Он же и соблазняет Дориана "идеей продажи души дьяволу в обмен на вечную молодость", глядя на великолепный портрет юноши, написанный Бэзилом. Первая любовь Дориана из-за его эгоизма заканчивается трагедией: юная актриса Сибилла Вейн, которую он соблазнил, бросилась в реку. После её смерти Дориан впервые замечает странные изменения портрета, который он хранит у себя дома: из его глаза выползает червяк. Трупной червь символизирует начало разложения души Дориана, который после смерти Сибиллы, что называется, пускается во все тяжкие - оргии, наркотики и т.д.
Бэзил просит Дориана одолжить его портрет для выставки, тот категорически отказывается. Несколько позднее Дориан соблазняет Бэзила, повергая того в душевное смятение. Отношения художника и модели заканчиваются убийством: Дориан убивает Бэзила, пришедшего с требованием показать ему портрет. Дориан убивает художника по 2-м причинам: потому, что Бэзил узнал тайну портрета, который стареет вместо Грея и потому, что он создал этот портрет, наделенный дьявольской силой. Бэзил Холлуорд первый расплачивается за то, что пусть невольно, но помог Дориану превратиться в монстра. Убив бывшего друга, Дориан прячет его расчлененный труп в чемодан и сбрасывает в Темзу, после чего надолго уезжает из Англии. С этого момента сценарий фильма начинает достаточно сильно отклоняться от сюжета романа.
Вернувшись из дальних странствий через много лет, Дориан ни капли не изменившись, знакомится с дочерью лорда Генри, влюбляется в неё и надеется, что её любовь поможет ему начать новую жизнь. Но отец Эмили в ярости: он не желает видеть своего бывшего неофита, рядом со своей дочерью. В доме Эмили происходит безобразная сцена. Такого персонажа, как Эмили, в оригинальном романе Уайльда нет. Сценарист и режиссер ввели его для того, чтобы подчеркнуть вину и ответственность лорда Генри за то, что случилось с юным Дорианом. Когда-то лорд Генри подтолкнул неопытного юношу на ложный путь, и теперь он платит за это судьбой собственной дочери. Одновременно зритель видит, как меняется сам Генри, его психология и убеждения: то, что казалось ему забавным экспериментом с человеческой душой, теперь, когда речь идёт о родной дочери, внушает отвращение и ужас. На современный манер это можно озвучить с.о.: - "Все мужчины одобряют добрачные связи, до тех пор пока у них не взрослеют собственные дочери". Все попытки разлучить Эмили и Дориана оказываются напрасны: они вступают в брак.
У лорда Генри остается только один способ избавить свою дочь от Дориана - уничтожить портрет. Он проникает в дом Дориана и находит на чердаке занавешенный портрет. Догнавший его Дориан сперва пытается убедить Генри, что это портрет его дедушки, но безуспешно. Тогда со словами:
- "Я стал всем тем, чем ты боялся быть, но я всегда старался быть лучше, чем я есть!".
Дориан пытается удушить Генри. Тому удается отбиться, на миг вырубить соперника и сорвать покров с портрета, на котором изображен старый уродливый монстр. Желая покончить с портретом, монстр на котором оживает и рычит и с Дорианом, Генри поджигает портрет, выбегает из чердачного помещения, запирает его и срывает со стены газовый светильник. Через несколько минут должен произойти взрыв, появляется Эмили, которая просит Дориана отдать ей ключ, чтобы она его выпустила. Дориан отказывается от спасения: он не хочет, чтобы монстр, живущий в нем и рычащий с портрета, сломал Эмили жизнь. Генри уводит дочь, а постаревший Дориан пронзает портрет шпагой и сгорает сам.
Зритель видит, что каковы бы ни были грехи Дориана, в нём ещё оставались человеческие чувства - любовь к Эмили (он признается перед смертью, что его сердце принадлежит только ей), раскаяние и страдание. Он выступает собственным судьей и палачом, заставляя предположить, что если бы не стечение обстоятельств, Дориан мог бы прожить иную жизнь.
На первый взгляд, такая трактовка противоречит слогану фильма:
- «Молодой навсегда. Проклятый навеки».
Если Дориан был способен на искупление грехов, разве он проклят? Все точки над i расставляют последние кадры, где Генри, превратившийся в отвергнутого собственной дочерью кашляющего старика, смотрит на портрет, снова ставший молодым. Когда он уходит, глаза портрета оживают. Это значит, что душа Дориана навсегда стала пленницей портрета, и ей не найти спасения.
Страница 1. - https://ok.ru/skazkiileg/topic/70728663520553
/ОСКАР УАЙЛЬД. Рассказ о личности автора, его вкладе в мировую литературу/.
Страница 2. - https://ok.ru/group/58708355842089/topic/70740248778025
/"КЕНТЕРВИЛЬСКОЕ ПРИВИДЕНИЕ". Автор - Оскар Уайльд/.
Страница 3. - https://ok.ru/group/58708355842089/topic/70857551467817
/"ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ"/.
автор - Оскар Уайд:
Страница 1. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151408873917737
/Глава I/.
Страница 2. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151409186589993
/Глава II/.
Страница 3. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151409603595561
/Глава III/.
Страница 4. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151409950739753
/Глава IV/.
Страница 5. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151428458564905
/Глава V/.
Страница 6. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151428532882729
/Глава VI/.
Страница 7. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151432108330281
/Глава VII/.
Страница 8. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151432394394921
/Глава VIII/.
Страница 9. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151433206844713
/Глава IX/.
Страница 10. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151433331690793
/Глава X/.
Страница 11. -
https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151434093481257
/Глава XI. Часть 1/.
Страница 12. -
https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151434576088361
/Глава XI. Часть 2/.
Страница 13. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151440866233641
/Глава XII/.
Страница 14. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151440973057321
/Глава XIII/.
Страница 15. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151441086237993
/Глава XIV/.
Страница 16. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151441183100201
/Глава XV/.
Страница 17. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151441253223721
/Глава XVI/.
Страница 18. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151447593831721
/Глава XVII.
Страница 19. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151447718874409
/Глава XVIII/.
Страница 20. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151460057861417
/Глава XIX/.
Страница 21. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151460207742249
/Глава XX/.
#портретДорианаГрэя
#книга
#подборка
#ОскарУайт
* (*1). - /"Ярость Калибана". - Калибан - персонаж драмы Шекспира «Буря», символ дикости, невежества, тёмных сил/.
* (*2). - /"Бэзил Холлуорд" - Уайльд сохранил имя своего друга-художника Бэзила Уорда/.
* (*3). - /"Гровенор" - частная галерея в Лондоне, открытая в конце 70-х гг. XIX в/.
* (*4). - /"...помогать в Ист-Энде…" - Топография романа социально-контрастна: дворцы, особняки, привилегированные районы, богатейшие рестораны, салоны, закрытые колледжи (Олбени, Итон, Орлеанский клуб, Пиккадилли, Керзон-стрит) или уж трущобы Ист-Энда (Уайтчепел и др.)/.
* (*5). - /"…те времена, когда королева Изабелла была молода, а Прима еще и в помине не было… - Лорд Фермор-старший находился в Испании, когда малолетняя Изабелла была под опекой; ему пришлось покинуть страну после буржуазной революции, одним из деятелей которой был генерал Прим/.
* (*6). - /"Les Cent Nouvelles - "Сто новелл" (франц.)/.
* (*7). - /"Rouge" - Румяна (франц.)/.
* (*8). - /"Esprit" - Остроумие (франц.)/.
* (*9). - /"Grande passion" - Великая страсть (франц.)/.
* (*10). - /"Les grand-peres ont toujours tort" - Деды всегда не правы (франц.)/.
* (*11). - /"Mauve" - Розовато-лиловый (франц.)/.
* (*12). - /"Consolation des arts" - Утешение в искусстве (франц.)/.
* (*13). - /"Винкельман Иоганн Иоахим" (1717—1768) - выдающийся немецкий теоретик искусства/.
* (*14). - /"Arbiter elegantiarum" - Законодатель мод (лат.)/.
* (*15). - /"Clericalis Disciplina" - "Наставления для клириков" (лат.)/.
* (*16). - /"Madame, je suis tout joyeux" - Сударыня, я очень счастлив (франц.)/.
* (*17). - /"Trop de zele!" - Слишком большое рвение (франц.)/.
* (*18). - /"D'audace!" - Слишком большая смелость (франц.)/.
* (*19). - /"Fin de siecle!" - Конец века (франц.)/.
* (*20). - /"Fin du globe!" - Конец света (франц.)/.
Роман экранизировался более 30 раз.Современный британский писатель Уилл Селф предложил в своём романе «Дориан» (Dorian, 1992) полупародийную версию истории Дориана Грея. Время действия книги Селфа — 80-е годы XX века.Среди неологизмов, введённых Дугласом Коуплендом в романе «Поколение X», есть и такой: 1). Этот роман был написан всего лишь за три недели. 2). Ни один из пороков Дориана Грея чётко в романе не назван, кроме его злоупотребления опиумом. Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки: 1). Существует болезнь «синдром Дориана Грея» - культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением. 2). Настоящее имя Булата Окуджавы - Дориан. 3). У писателя Рэя Брэдбери есть рассказ на эту тему под названием «Слава в вышних Дориану!», главный герой которого попадает в общество таких «Дорианов», которые предлагают ему вечную молодость, но он в последний момент отказывается. 4). В Токийском Диснейленде в Доме с привидениями (Haunted Mansion) можно увидеть на стене портрет Эдварда Грейси, прототипом которого являлся Дориан Грей, который как и Дориан из молодого, приятной наружности юноши превращается в отвратительного, порочного старика. 5). В компьютерной игре Unreal II: The Awakening космический крейсер-флагман флота TCA носит название Dorian Grey. 6). У французской dark-metal команды Ad Vitam Aeternam есть песня «Picture of Dorian Gray». 7). Исследователи творчества считают, что книга, которую Лорд Генри даёт Дориану, — это роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот». Хотя есть версия, что это выдуманная книга. 8). У английского певца William Control есть песня Dorian Grey.
Гиф из фильма "Портрет Дориана Грэя" https://ok.ru/group/58871315693609/album/894570805545
Пытаясь спрятать следы своих преступлений и убивая художника Холлуорда, Дориан Грей символизирует тип Падшей Красоты. Это библейский сюжет искушения, и погоня за вечной молодостью, и продажа души дьяволу, и мотив неизбежной расплаты за грехи.
Исход кульминации романа заставляет нас вспомнить и более поздние произведения («Шагреневая кожа» О.Бальзака, «Фауст» Гете), по-разному эксплуатирующие подобные сюжеты. Автором подчеркивается неизбежность расплаты за столь чудесно приобретенную, но так чудовищно и преступно растраченную вечную молодость.
Образом Дориана Грея, человека с незаурядным художественным темпераментом, Уайльд убеждает в реальности заложенного в романе конфликта - между искусством и жизнью, искусством и природой, искусством и моралью.
Согласившись на ужасный по своей сути опыт, Дориан Грей отдается погоне за наслаждениями, не руководствуясь моральными принципами. Не только собственные недостатки, пороки, нехорошие поступки, а и преступления искажают душу Дориана. Но, ни образ жизни, ни те изменения, которые происходят с ним, никак не отражаются на внешности реального Грея. Он остается юным и красивым, а его портрет отображает сущность его распущенной натуры, старение не только тела, а и души. искусство реальнее жизни и жизнь подражает искусству, наоборот.
красотой и громкими титулами. Именно они сделали эту профессию престижной. Любому кутюрье льстило, что его платье рекламирует сама княжна. Интересное видео: https://ok.ru/video/2084234596723