Книга. Подборка. Автор - Оскар Уайльд. Книга-подборка оцифрована в группе II. "СКАЗКИ для ДЕТЕЙ и ВЗРОСЛЫХ", созданной 5 декабря 2017 года. #СКАЗКИдляДЕТЕЙиВЗРОСЛЫХ #Статья #Подборка #Сказки #Рассказы #Легенды #II
"ПОТРЕТ ДОРИАНА ГРЭЯ". Книга. Подборка. Автор - Оскар Уайльд.
Художник - тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство. Критик - это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного. Высшая, как и низшая, форма критики - один из видов автобиографии. Те, кто в прекрасном находят дурное, - люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех. Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны. Но избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту. Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и всё. Ненависть девятнадцатого века к Реализму - это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму - это ярость Калибана* (*1), не находящего в зеркале своего отражения. Для художника нравственная жизнь человека - лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств. Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины. Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё. Мысль и Слово для художника - средства Искусства. Порок и Добродетель - материал для его творчества. Если говорить о форме, - прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве - искусство актёра. Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск. В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нём есть нечто новое, сложное и значительное. Пусть критики расходятся во мнениях, - художник остается верен себе. Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению. Всякое искусство совершенно бесполезно.
* (*1) . - /Ярость Калибана. - Калибан - персонаж драмы Шекспира «Буря», символ дикости, невежества, темных сил/.
ЦИТАТНИК:
- "Красота, подлинная красота, исчезает там, где появляется одухотворенность".
- "В судьбе людей, физически или духовно совершенных, есть что то роковое - точно такой же рок на протяжении всей истории как будто направлял неверные шаги королей. Гораздо безопаснее ничем не отличаться от других. В этом мире всегда остаются в барыше глупцы и уроды. Они могут сидеть спокойно и смотреть на борьбу других. Им не дано узнать торжество побед, но зато они избавлены от горечи поражений. Они живут так, как следовало бы жить всем нам, — без всяких треволнений, безмятежно, ко всему равнодушные. Они никого не губят и сами не гибнут от вражеской руки…"
- "Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного - и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твой цинизм - только поза. - Знаю, что быть естественным - это поза, и самая ненавистная людям поза!"
- "Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается".
- "Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны".
- "В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных. Тщательнее всего следует выбирать врагов. Среди моих недругов нет ни единого глупца. Все они - люди мыслящие, достаточно интеллигентные и потому умеют меня ценить".
- "Тем, кто верен в любви, доступна лишь её банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет".
Душу лучше всего лечить ощущениями, а от ощущений лечит только душа.
Между капризом и «вечной любовью» разница только та, что каприз длится несколько дольше.
- "Как люди гонятся за постоянством!" - воскликнул лорд Генри. - Господи, да ведь и в любви верность - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменять, но где уж им! Вот и всё.
- "За прекрасным всегда скрыта какая нибудь трагедия. Чтобы зацвел самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки".
- "А как это увлекательно - проверять силу своего влияния на другого человека! Ничто не может с этим сравниться. Перелить свою душу в другого, дать ей побыть в нем; слышать отзвуки собственных мыслей, усиленные музыкой юности и страсти; передавать другому свой темперамент, как тончайший флюид или своеобразный аромат, - это истинное наслаждение, самая большая радость, быть может, какая дана человеку в наш ограниченный и пошлый век с его грубочувственными утехами и грубопримитивными стремлениями".
- "Было бы гораздо лучше, если бы эта Америка совсем не была открыта!"
- "Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней".
- "И потому, мне кажется, наставить людей на путь истинный может только Наука. Эмоции хороши тем, что уводят нас с этого пути, а Наука - тем, что она не знает эмоций".
- "Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все её безумства".
- "Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование".
- "Мой мальчик, поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит только раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, - это попросту доказательство бессилия… Верность! Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нём - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто нибудь другой это подберёт…"
- "Влюблённость начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого. Это и принято называть романом. Великий поэт - подлинно великий - всегда оказывается самым прозаическим человеком. А второстепенные - обворожительны. Чем слабее их стихи, тем эффектнее наружность и манеры. Если человек выпустил сборник плохих сонетов, можно заранее сказать, что он совершенно неотразим. Он вносит в свою жизнь ту поэзию, которую не способен внести в свои стихи. А поэты другого рода изливают на бумаге поэзию, которую не имеют смелости внести в жизнь".
- "Обыкновенные люди ждут, чтобы жизнь сама открыла им свои тайны, а немногим избранникам тайны жизни открываются раньше, чем поднимется завеса. Иногда этому способствует искусство (и г.о. литература), воздействуя непосредственно на ум и чувства. Но бывает, что роль искусства берет на себя в этом случае какой нибудь человек сложной души, который и сам представляет собой творение искусства, - ибо Жизнь, подобно поэзии, или скульптуре, или живописи, также создает свои шедевры".
- "В душе таятся животные инстинкты, а телу дано испытать минуты одухотворяющие. Чувственные порывы способны стать утончёнными, а интеллект - отупеть. Кто может сказать, когда умолкает плоть и начинает говорить душа?"
- "Именно те страсти, природу которых мы неверно понимаем, сильнее всего властвуют над нами. А слабее всего бывают чувства, происхождение которых нам понятно. И часто человек воображает, будто он производит опыт над другими, тогда как в действительности производит опыт над самим собой".
- "В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем".
- "Любовь возносит человека над самим собой… Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность. Правда, есть люди, которых брачная жизнь делает сложнее. Сохраняя свое "я", они дополняют его множеством чужих "я". Такой человек вынужден жить более чем одной жизнью и становится личностью высокоорганизованной, а это, я полагаю, и есть цель нашего существования. Кроме того, всякое переживание ценно, и что бы ни говорили против брака, - это ведь, безусловно, какое то новое переживание, новый опыт".
- "Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы".
- "Только 2 сорта людей по настоящему интересны - те, кто знает о жизни всё решительно, и те, кто ничего о ней не знает…"
- "Любовь выше искусства".
- "В самобичевании есть своего рода сладострастие. И когда мы сами себя виним, мы чувствуем, что никто другой не вправе более винить нас. Отпущение грехов дает нам не священник, а сама исповедь".
- "Над благими решениями тяготеет злой рок: они всегда принимаются слишком поздно".
- "Прошлое всегда можно изгладить раскаянием, забвением или отречением, будущее же неотвратимо".
- "В радости, как и во всяком наслаждении, почти всегда есть нечто жестокое".
- "Даже в воспоминании о счастье есть своя горечь, а память о минувших наслаждениях причиняет боль".
- "Воздержание - в высшей степени пагубная привычка. Умеренность - это всё равно что обыкновенный скучный обед, а неумеренность - праздничный пир".
- "Каждый живёт, как хочет, и расплачивается за это сам. Жаль только, что так часто человеку за одну единственную ошибку приходится расплачиваться без конца. В своих расчётах с человеком Судьба никогда не считает его долг погашенным".
- "Любовь питается повторением, и только повторение превращает простое вожделение в искусство. Притом каждый раз, когда влюбляешься, любишь впервые. Предмет страсти меняется, а страсть всегда остается единственной и неповторимой. Перемена только усиливает её. Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще".
- "Действительность - это хаос, но в работе человеческого воображения есть неумолимая логика. И только наше воображение заставляет раскаяние следовать по пятам за преступлением. Только воображение рисует нам отвратительные последствия каждого нашего греха. В реальном мире фактов грешники не наказываются, праведники не вознаграждаются. Сильному сопутствует успех, слабого постигает неудача. Вот и всё".
- "Мелкие горести и неглубокая любовь живучи. Великая любовь и великое горе гибнут от избытка своей силы".
- "Знание пагубно для любви. Только неизвестность пленяет нас. В тумане всё кажется необыкновенным".
- "Разумеется, семейная жизнь только привычка, скверная привычка. Но ведь даже с самыми дурными привычками трудно бывает расстаться. Пожалуй, труднее всего именно с дурными. Они - такая существенная часть нашего "Я".
- "Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет… как дальше? Да: если он теряет собственную душу?"
- "Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остаётся молодым… Давайте рассмотрим, чем же так привлекателен для режиссёров роман Уайльда и что нового в историю Дориана внёс Оливер Паркер, чья экранизация признана 1-й из лучших? Для этого обратимся к идеям романа и его сюжету".
КУЛЬТ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ.
История, рассказанная Уайльдом, восходит к старинным легендам о "продаже души дьяволу". В ней можно выделить 2-е идеи, тесно переплетающиеся между собой: идею красоты и молодости как главной ценности и идею поиска наслаждений как смысла жизни. Дориан хочет быть вечно молодым не только потому, что он влюблен в свое лицо, как Нарцисс, но и потому, что красота открывает ему путь к любым удовольствиям. Обе идеи актуальны и спустя 100 с лишним лет после написания романа. Люди во всем Мире тратят миллионы долларов, чтобы казаться моложе, а пластические операции с целью устранения морщин делают не только кинозвёзды и фотомодели, но и политики. На что только не идут люди ради красоты, они так и говорят: - "Красота требует жертв". Мы все живём в обществе потребления, одержимом культом красоты, и это делает историю Дориана Грея не стареющей. Именно потому Паркер обратился к ней, внеся в сюжет свои дополнения.
КНИГА и ФИЛЬМ*(*2).
В фильме Паркера то же время действия, что и в романе - викторианская Англия; сохранены основные сюжетные линии и герои, но общая тональность киноповествования намного мрачнее. Если роман начинается с разговора лорда Генри и художника Бэзила июньским солнечным полднем, то первым кадрами фильма является сцена жестокого и кровавого убийства, совершенного ночью. С самого начала зритель знает, что Дориан стал преступником. Чтобы понять, как такое случилось, режиссер обращается к прошлому героя, год тому прибывшего в Лондон, где он унаследовал дом своего деда, лорда Келсо. Юный Дориан наивен, неопытен, не искушен в светской жизни: за три недели он познакомился лишь с благотворительным кружком леди Агаты и Бэзилом Холуордом. Примерно такой Дориан предстает перед нами и в романе Уайльда. Все меняется после знакомства юноши с лордом Генри.
Очень символично начало их дружбы в фильме Паркера: лорд Генри угощает до того не курившего Дориана сигарой. Это первый шаг - пока ещё относительно невинный - на пути приобщения неофита к «радостям жизни», которым лорд Генри в фильме занимается более интенсивно, чем в романе. Он же и соблазняет Дориана "идеей продажи души дьяволу в обмен на вечную молодость", глядя на великолепный портрет юноши, написанный Бэзилом. Первая любовь Дориана из-за его эгоизма заканчивается трагедией: юная актриса Сибилла Вейн, которую он соблазнил, бросилась в реку. После её смерти Дориан впервые замечает странные изменения портрета, который он хранит у себя дома: из его глаза выползает червяк. Трупной червь символизирует начало разложения души Дориана, который после смерти Сибиллы, что называется, пускается во все тяжкие - оргии, наркотики и т.д.
*(*2). - /Роман экранизировался более 30 раз.Современный британский писатель Уилл Селф предложил в своём романе "Дориан" (Dorian, 1992) полупародийную версию истории Дориана Грея. Время действия книги Селфа - 80-е годы XX века.Среди неологизмов, введённых Дугласом Коуплендом в романе "Поколение X", есть и такой: 1). Этот роман был написан всего лишь за три недели. 2). Ни 1-н из пороков Дориана Грея чётко в романе не назван, кроме его злоупотребления опиумом. Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки: 1). Существует болезнь "синдром Дориана Грея" - культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением. 2). Настоящее имя Булата Окуджавы - Дориан. 3). У писателя Рэя Брэдбери есть рассказ на эту тему под названием "Слава в вышних Дориану!", главный герой которого попадает в общество таких "Дорианов", которые предлагают ему вечную молодость, но он в последний момент отказывается. 4). В Токийском Диснейленде в Доме с привидениями (Haunted Mansion) можно увидеть на стене портрет Эдварда Грейси, прототипом которого являлся Дориан Грей, который как и Дориан из молодого, приятной наружности юноши превращается в отвратительного, порочного старика. 5). В компьютерной игре Unreal II: The Awakening космический крейсер-флагман флота TCA носит название Dorian Grey. 6). У французской dark-metal команды Ad Vitam Aeternam есть песня "Picture of Dorian Gray". 7). Исследователи творчества считают, что книга, которую Лорд Генри даёт Дориану, — это роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот». Хотя есть версия, что это выдуманная книга. 8). У английского певца William Control есть песня Dorian Grey/.
ГИБЕЛЬ ХУДОЖНИКА.
Бэзил просит Дориана одолжить его портрет для выставки, тот категорически отказывается. Несколько позднее Дориан соблазняет Бэзила, повергая того в душевное смятение. Отношения художника и модели заканчиваются убийством: Дориан убивает Бэзила, пришедшего с требованием показать ему портрет. Дориан убивает художника по 2-м причинам: потому, что Бэзил узнал тайну портрета, который стареет вместо Грея и потому, что он создал этот портрет, наделенный дьявольской силой. Бэзил Холлуорд первый расплачивается за то, что пусть невольно, но помог Дориану превратиться в монстра. Убив бывшего друга, Дориан прячет его расчлененный труп в чемодан и сбрасывает в Темзу, после чего надолго уезжает из Англии. С этого момента сценарий фильма начинает достаточно сильно отклоняться от сюжета романа.
ПОЯВЛЕНИЕ ЭМИЛИ - ДОЧЕРИ ЛОРДА ГЕНРИ.
Вернувшись из дальних странствий через много лет, Дориан ни капли не изменившись, знакомится с дочерью лорда Генри, влюбляется в неё и надеется, что её любовь поможет ему начать новую жизнь. Но отец Эмили в ярости: он не желает видеть своего бывшего неофита, рядом со своей дочерью. В доме Эмили происходит безобразная сцена. Такого персонажа, как Эмили, в оригинальном романе Уайльда нет. Сценарист и режиссер ввели его для того, чтобы подчеркнуть вину и ответственность лорда Генри за то, что случилось с юным Дорианом. Когда-то лорд Генри подтолкнул неопытного юношу на ложный путь, и теперь он платит за это судьбой собственной дочери. Одновременно зритель видит, как меняется сам Генри, его психология и убеждения: то, что казалось ему забавным экспериментом с человеческой душой, теперь, когда речь идёт о родной дочери, внушает отвращение и ужас. На современный манер это можно озвучить с.о.: - "Все мужчины одобряют добрачные связи, до тех пор пока у них не взрослеют собственные дочери". Все попытки разлучить Эмили и Дориана оказываются напрасны: они вступают в брак.
ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА.
У лорда Генри остается только один способ избавить свою дочь от Дориана - уничтожить портрет. Он проникает в дом Дориана и находит на чердаке занавешенный портрет. Догнавший его Дориан сперва пытается убедить Генри, что это портрет его дедушки, но безуспешно. Тогда со словами:
- "Я стал всем тем, чем ты боялся быть, но я всегда старался быть лучше, чем я есть!".
Дориан пытается удушить Генри. Тому удается отбиться, на миг вырубить соперника и сорвать покров с портрета, на котором изображен старый уродливый монстр. Желая покончить с портретом, монстр на котором оживает и рычит и с Дорианом, Генри поджигает портрет, выбегает из чердачного помещения, запирает его и срывает со стены газовый светильник. Через несколько минут должен произойти взрыв, появляется Эмили, которая просит Дориана отдать ей ключ, чтобы она его выпустила. Дориан отказывается от спасения: он не хочет, чтобы монстр, живущий в нем и рычащий с портрета, сломал Эмили жизнь. Генри уводит дочь, а постаревший Дориан пронзает портрет шпагой и сгорает сам.
Зритель видит, что каковы бы ни были грехи Дориана, в нём ещё оставались человеческие чувства - любовь к Эмили (он признается перед смертью, что его сердце принадлежит только ей), раскаяние и страдание. Он выступает собственным судьей и палачом, заставляя предположить, что если бы не стечение обстоятельств, Дориан мог бы прожить иную жизнь.
ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЭЯ.
На первый взгляд, такая трактовка противоречит слогану фильма:
- "Молодой навсегда. Проклятый навеки".
Если Дориан был способен на искупление грехов, разве он проклят? Все точки над i расставляют последние кадры, где Генри, превратившийся в отвергнутого собственной дочерью кашляющего старика, смотрит на портрет, снова ставший молодым. Когда он уходит, глаза портрета оживают. Это значит, что душа Дориана навсегда стала пленницей портрета, и ей не найти спасения.
Это прямая отсылка к "элевсийским мистериям", согласно легенде прекрасный юноша, по имени Нарцисс, сын речного бога Кефиса отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой. Богиня заставила Нарцисса влюбился в собственное отражение в воде, юноша умер от неразделенной страсти и превращен Богами в цветок. Символически означает самовлюбленность. Книга "Портрет Дориана Грэя", является иллюстрированной ловушкой для Души - Вечный образ молодости и красоты в тленном Мире. Для элевсинских философов рождение в физическом теле было смертью в полном смысле этого слова, единственным подлинным рождением было рождение Души, освобождающейся от плотской природы. "Душа мертва в дремоте", писал Лонгрелло, и тут он напал на центральный пункт элевсийской философии. Подобно Нарциссу, глядящему на отражение, древние использовали этот образ для передачи времени и иллюзорности материальной Вселенной, который потерял жизнь, надеясь вобрать в себя отражение, человек, глядя в зеркало-Природу и понимая за истину свое отражение из безжизненной глины, теряет шанс, дарованный жизнью для освобождения и раскрытия собственного бессмертного невидимого "Я". Древние говорили: -"Мертвый хватает живого". Только те, кто сведущ в элевсинской философии, может понять это. Большинство людей управляется не живыми Душами, а мёртвыми телесными чувственными оболочками. Трансмиграция и воплощение - это то, чему учили в Мистериях, но не совсем обычным образом. Считалось, что полностью невидимые Миры находятся близко к земной сфере и что Души в это время проскальзывают в материальное существование. По этой причине многие церемонии свершались в полночь. Некоторые из спящих Духов, которые не смогли разбудить высшую спящую природу в земной жизни и обитают в невидимых мирах, окруженные тьмой, ими же уготованной, временами соскальзывают на землю, принимая форму различных созданий. Элевсинское учение делало упор на зло самоубийства, поясняя, что имеется глубокое таинство относительно этого преступления, о котором не следует говорить, предупреждая учеников, что великая печаль падет на того, кто покусится на свою жизнь. Это в сущности, составляет эзотерическую доктрину для посвященных в Малые Мистерии.
Читать онлайн книгу "ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЭЯ", автор - Оскар Уайд:
* (*1). - /"Ярость Калибана". - Калибан - персонаж драмы Шекспира «Буря», символ дикости, невежества, тёмных сил/.
* (*2). - /"Бэзил Холлуорд" - Уайльд сохранил имя своего друга-художника Бэзила Уорда/.
* (*3). - /"Гровенор" - частная галерея в Лондоне, открытая в конце 70-х гг. XIX в/.
* (*4). - /"...помогать в Ист-Энде…" - Топография романа социально-контрастна: дворцы, особняки, привилегированные районы, богатейшие рестораны, салоны, закрытые колледжи (Олбени, Итон, Орлеанский клуб, Пиккадилли, Керзон-стрит) или уж трущобы Ист-Энда (Уайтчепел и др.)/.
* (*5). - /"…те времена, когда королева Изабелла была молода, а Прима еще и в помине не было… - Лорд Фермор-старший находился в Испании, когда малолетняя Изабелла была под опекой; ему пришлось покинуть страну после буржуазной революции, одним из деятелей которой был генерал Прим/.
Алекса Прим "ЛОГОС". Авторский блог.
"ПОТРЕТ ДОРИАНА ГРЭЯ".
Книга. Подборка.
Автор - Оскар Уайльд.
Книга-подборка оцифрована в группе II. "СКАЗКИ для ДЕТЕЙ и ВЗРОСЛЫХ", созданной 5 декабря 2017 года.
#СКАЗКИдляДЕТЕЙиВЗРОСЛЫХ
#Статья
#Подборка
#Сказки
#Рассказы
#Легенды
#II
Автор - Оскар Уайльд.
Художник - тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство. Критик - это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного. Высшая, как и низшая, форма критики - один из видов автобиографии. Те, кто в прекрасном находят дурное, - люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех. Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны. Но избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту. Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и всё. Ненависть девятнадцатого века к Реализму - это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму - это ярость Калибана* (*1), не находящего в зеркале своего отражения. Для художника нравственная жизнь человека - лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств. Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины. Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё. Мысль и Слово для художника - средства Искусства. Порок и Добродетель - материал для его творчества. Если говорить о форме, - прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве - искусство актёра. Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск. В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нём есть нечто новое, сложное и значительное. Пусть критики расходятся во мнениях, - художник остается верен себе. Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению. Всякое искусство совершенно бесполезно.
* (*1) . - /Ярость Калибана. - Калибан - персонаж драмы Шекспира «Буря», символ дикости, невежества, темных сил/.
- "Красота, подлинная красота, исчезает там, где появляется одухотворенность".
- "В судьбе людей, физически или духовно совершенных, есть что то роковое - точно такой же рок на протяжении всей истории как будто направлял неверные шаги королей. Гораздо безопаснее ничем не отличаться от других. В этом мире всегда остаются в барыше глупцы и уроды. Они могут сидеть спокойно и смотреть на борьбу других. Им не дано узнать торжество побед, но зато они избавлены от горечи поражений. Они живут так, как следовало бы жить всем нам, — без всяких треволнений, безмятежно, ко всему равнодушные. Они никого не губят и сами не гибнут от вражеской руки…"
- "Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного - и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твой цинизм - только поза. - Знаю, что быть естественным - это поза, и самая ненавистная людям поза!"
- "Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается".
- "Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны".
- "В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных. Тщательнее всего следует выбирать врагов. Среди моих недругов нет ни единого глупца. Все они - люди мыслящие, достаточно интеллигентные и потому умеют меня ценить".
- "Тем, кто верен в любви, доступна лишь её банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет".
Душу лучше всего лечить ощущениями, а от ощущений лечит только душа.
Между капризом и «вечной любовью» разница только та, что каприз длится несколько дольше.
- "Как люди гонятся за постоянством!" - воскликнул лорд Генри. - Господи, да ведь и в любви верность - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменять, но где уж им! Вот и всё.
- "За прекрасным всегда скрыта какая нибудь трагедия. Чтобы зацвел самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки".
- "А как это увлекательно - проверять силу своего влияния на другого человека! Ничто не может с этим сравниться. Перелить свою душу в другого, дать ей побыть в нем; слышать отзвуки собственных мыслей, усиленные музыкой юности и страсти; передавать другому свой темперамент, как тончайший флюид или своеобразный аромат, - это истинное наслаждение, самая большая радость, быть может, какая дана человеку в наш ограниченный и пошлый век с его грубочувственными утехами и грубопримитивными стремлениями".
- "Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней".
- "И потому, мне кажется, наставить людей на путь истинный может только Наука. Эмоции хороши тем, что уводят нас с этого пути, а Наука - тем, что она не знает эмоций".
- "Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все её безумства".
- "Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование".
- "Мой мальчик, поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит только раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, - это попросту доказательство бессилия… Верность! Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нём - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто нибудь другой это подберёт…"
- "Влюблённость начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого. Это и принято называть романом. Великий поэт - подлинно великий - всегда оказывается самым прозаическим человеком. А второстепенные - обворожительны. Чем слабее их стихи, тем эффектнее наружность и манеры. Если человек выпустил сборник плохих сонетов, можно заранее сказать, что он совершенно неотразим. Он вносит в свою жизнь ту поэзию, которую не способен внести в свои стихи. А поэты другого рода изливают на бумаге поэзию, которую не имеют смелости внести в жизнь".
- "Обыкновенные люди ждут, чтобы жизнь сама открыла им свои тайны, а немногим избранникам тайны жизни открываются раньше, чем поднимется завеса. Иногда этому способствует искусство (и г.о. литература), воздействуя непосредственно на ум и чувства. Но бывает, что роль искусства берет на себя в этом случае какой нибудь человек сложной души, который и сам представляет собой творение искусства, - ибо Жизнь, подобно поэзии, или скульптуре, или живописи, также создает свои шедевры".
- "Именно те страсти, природу которых мы неверно понимаем, сильнее всего властвуют над нами. А слабее всего бывают чувства, происхождение которых нам понятно. И часто человек воображает, будто он производит опыт над другими, тогда как в действительности производит опыт над самим собой".
- "В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем".
- "Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы".
- "Любовь выше искусства".
- "В самобичевании есть своего рода сладострастие. И когда мы сами себя виним, мы чувствуем, что никто другой не вправе более винить нас. Отпущение грехов дает нам не священник, а сама исповедь".
- "Над благими решениями тяготеет злой рок: они всегда принимаются слишком поздно".
- "Прошлое всегда можно изгладить раскаянием, забвением или отречением, будущее же неотвратимо".
- "В радости, как и во всяком наслаждении, почти всегда есть нечто жестокое".
- "Даже в воспоминании о счастье есть своя горечь, а память о минувших наслаждениях причиняет боль".
- "Воздержание - в высшей степени пагубная привычка. Умеренность - это всё равно что обыкновенный скучный обед, а неумеренность - праздничный пир".
- "Любовь питается повторением, и только повторение превращает простое вожделение в искусство. Притом каждый раз, когда влюбляешься, любишь впервые. Предмет страсти меняется, а страсть всегда остается единственной и неповторимой. Перемена только усиливает её. Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще".
- "Действительность - это хаос, но в работе человеческого воображения есть неумолимая логика. И только наше воображение заставляет раскаяние следовать по пятам за преступлением. Только воображение рисует нам отвратительные последствия каждого нашего греха. В реальном мире фактов грешники не наказываются, праведники не вознаграждаются. Сильному сопутствует успех, слабого постигает неудача. Вот и всё".
- "Мелкие горести и неглубокая любовь живучи. Великая любовь и великое горе гибнут от избытка своей силы".
- "Разумеется, семейная жизнь только привычка, скверная привычка. Но ведь даже с самыми дурными привычками трудно бывает расстаться. Пожалуй, труднее всего именно с дурными. Они - такая существенная часть нашего "Я".
- "Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет… как дальше? Да: если он теряет собственную душу?"
История, рассказанная Уайльдом, восходит к старинным легендам о "продаже души дьяволу". В ней можно выделить 2-е идеи, тесно переплетающиеся между собой: идею красоты и молодости как главной ценности и идею поиска наслаждений как смысла жизни. Дориан хочет быть вечно молодым не только потому, что он влюблен в свое лицо, как Нарцисс, но и потому, что красота открывает ему путь к любым удовольствиям. Обе идеи актуальны и спустя 100 с лишним лет после написания романа. Люди во всем Мире тратят миллионы долларов, чтобы казаться моложе, а пластические операции с целью устранения морщин делают не только кинозвёзды и фотомодели, но и политики. На что только не идут люди ради красоты, они так и говорят: - "Красота требует жертв". Мы все живём в обществе потребления, одержимом культом красоты, и это делает историю Дориана Грея не стареющей. Именно потому Паркер обратился к ней, внеся в сюжет свои дополнения.
В фильме Паркера то же время действия, что и в романе - викторианская Англия; сохранены основные сюжетные линии и герои, но общая тональность киноповествования намного мрачнее. Если роман начинается с разговора лорда Генри и художника Бэзила июньским солнечным полднем, то первым кадрами фильма является сцена жестокого и кровавого убийства, совершенного ночью. С самого начала зритель знает, что Дориан стал преступником. Чтобы понять, как такое случилось, режиссер обращается к прошлому героя, год тому прибывшего в Лондон, где он унаследовал дом своего деда, лорда Келсо. Юный Дориан наивен, неопытен, не искушен в светской жизни: за три недели он познакомился лишь с благотворительным кружком леди Агаты и Бэзилом Холуордом. Примерно такой Дориан предстает перед нами и в романе Уайльда. Все меняется после знакомства юноши с лордом Генри.
Очень символично начало их дружбы в фильме Паркера: лорд Генри угощает до того не курившего Дориана сигарой. Это первый шаг - пока ещё относительно невинный - на пути приобщения неофита к «радостям жизни», которым лорд Генри в фильме занимается более интенсивно, чем в романе. Он же и соблазняет Дориана "идеей продажи души дьяволу в обмен на вечную молодость", глядя на великолепный портрет юноши, написанный Бэзилом. Первая любовь Дориана из-за его эгоизма заканчивается трагедией: юная актриса Сибилла Вейн, которую он соблазнил, бросилась в реку. После её смерти Дориан впервые замечает странные изменения портрета, который он хранит у себя дома: из его глаза выползает червяк. Трупной червь символизирует начало разложения души Дориана, который после смерти Сибиллы, что называется, пускается во все тяжкие - оргии, наркотики и т.д.
*(*2). - /Роман экранизировался более 30 раз.Современный британский писатель Уилл Селф предложил в своём романе "Дориан" (Dorian, 1992) полупародийную версию истории Дориана Грея. Время действия книги Селфа - 80-е годы XX века.Среди неологизмов, введённых Дугласом Коуплендом в романе "Поколение X", есть и такой: 1). Этот роман был написан всего лишь за три недели. 2). Ни 1-н из пороков Дориана Грея чётко в романе не назван, кроме его злоупотребления опиумом. Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки: 1). Существует болезнь "синдром Дориана Грея" - культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением. 2). Настоящее имя Булата Окуджавы - Дориан. 3). У писателя Рэя Брэдбери есть рассказ на эту тему под названием "Слава в вышних Дориану!", главный герой которого попадает в общество таких "Дорианов", которые предлагают ему вечную молодость, но он в последний момент отказывается. 4). В Токийском Диснейленде в Доме с привидениями (Haunted Mansion) можно увидеть на стене портрет Эдварда Грейси, прототипом которого являлся Дориан Грей, который как и Дориан из молодого, приятной наружности юноши превращается в отвратительного, порочного старика. 5). В компьютерной игре Unreal II: The Awakening космический крейсер-флагман флота TCA носит название Dorian Grey. 6). У французской dark-metal команды Ad Vitam Aeternam есть песня "Picture of Dorian Gray". 7). Исследователи творчества считают, что книга, которую Лорд Генри даёт Дориану, — это роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот». Хотя есть версия, что это выдуманная книга. 8). У английского певца William Control есть песня Dorian Grey/.
Бэзил просит Дориана одолжить его портрет для выставки, тот категорически отказывается. Несколько позднее Дориан соблазняет Бэзила, повергая того в душевное смятение. Отношения художника и модели заканчиваются убийством: Дориан убивает Бэзила, пришедшего с требованием показать ему портрет. Дориан убивает художника по 2-м причинам: потому, что Бэзил узнал тайну портрета, который стареет вместо Грея и потому, что он создал этот портрет, наделенный дьявольской силой. Бэзил Холлуорд первый расплачивается за то, что пусть невольно, но помог Дориану превратиться в монстра. Убив бывшего друга, Дориан прячет его расчлененный труп в чемодан и сбрасывает в Темзу, после чего надолго уезжает из Англии. С этого момента сценарий фильма начинает достаточно сильно отклоняться от сюжета романа.
Вернувшись из дальних странствий через много лет, Дориан ни капли не изменившись, знакомится с дочерью лорда Генри, влюбляется в неё и надеется, что её любовь поможет ему начать новую жизнь. Но отец Эмили в ярости: он не желает видеть своего бывшего неофита, рядом со своей дочерью. В доме Эмили происходит безобразная сцена. Такого персонажа, как Эмили, в оригинальном романе Уайльда нет. Сценарист и режиссер ввели его для того, чтобы подчеркнуть вину и ответственность лорда Генри за то, что случилось с юным Дорианом. Когда-то лорд Генри подтолкнул неопытного юношу на ложный путь, и теперь он платит за это судьбой собственной дочери. Одновременно зритель видит, как меняется сам Генри, его психология и убеждения: то, что казалось ему забавным экспериментом с человеческой душой, теперь, когда речь идёт о родной дочери, внушает отвращение и ужас. На современный манер это можно озвучить с.о.: - "Все мужчины одобряют добрачные связи, до тех пор пока у них не взрослеют собственные дочери". Все попытки разлучить Эмили и Дориана оказываются напрасны: они вступают в брак.
У лорда Генри остается только один способ избавить свою дочь от Дориана - уничтожить портрет. Он проникает в дом Дориана и находит на чердаке занавешенный портрет. Догнавший его Дориан сперва пытается убедить Генри, что это портрет его дедушки, но безуспешно. Тогда со словами:
- "Я стал всем тем, чем ты боялся быть, но я всегда старался быть лучше, чем я есть!".
Дориан пытается удушить Генри. Тому удается отбиться, на миг вырубить соперника и сорвать покров с портрета, на котором изображен старый уродливый монстр. Желая покончить с портретом, монстр на котором оживает и рычит и с Дорианом, Генри поджигает портрет, выбегает из чердачного помещения, запирает его и срывает со стены газовый светильник. Через несколько минут должен произойти взрыв, появляется Эмили, которая просит Дориана отдать ей ключ, чтобы она его выпустила. Дориан отказывается от спасения: он не хочет, чтобы монстр, живущий в нем и рычащий с портрета, сломал Эмили жизнь. Генри уводит дочь, а постаревший Дориан пронзает портрет шпагой и сгорает сам.
Зритель видит, что каковы бы ни были грехи Дориана, в нём ещё оставались человеческие чувства - любовь к Эмили (он признается перед смертью, что его сердце принадлежит только ей), раскаяние и страдание. Он выступает собственным судьей и палачом, заставляя предположить, что если бы не стечение обстоятельств, Дориан мог бы прожить иную жизнь.
На первый взгляд, такая трактовка противоречит слогану фильма:
- "Молодой навсегда. Проклятый навеки".
Если Дориан был способен на искупление грехов, разве он проклят? Все точки над i расставляют последние кадры, где Генри, превратившийся в отвергнутого собственной дочерью кашляющего старика, смотрит на портрет, снова ставший молодым. Когда он уходит, глаза портрета оживают. Это значит, что душа Дориана навсегда стала пленницей портрета, и ей не найти спасения.
автор - Оскар Уайд:
Страница 1. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151408873917737
/Глава I/.
Страница 2. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151409186589993
/Глава II/.
Страница 3. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151409603595561
/Глава III/.
Страница 4. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151409950739753
/Глава IV/.
Страница 5. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151428458564905
/Глава V/.
Страница 6. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151428532882729
/Глава VI/.
Страница 7. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151432108330281
/Глава VII/.
Страница 8. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151432394394921
/Глава VIII/.
Страница 9. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151433206844713
/Глава IX/.
Страница 10. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151433331690793
/Глава X/.
Страница 11. -
https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151434093481257
/Глава XI. Часть 1/.
Страница 12. -
https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151434576088361
/Глава XI. Часть 2/.
Страница 13. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151440866233641
/Глава XII/.
Страница 14. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151440973057321
/Глава XIII/.
Страница 15. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151441086237993
/Глава XIV/.
Страница 16. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151441183100201
/Глава XV/.
Страница 17. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151441253223721
/Глава XVI/.
Страница 18. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151447593831721
/Глава XVII.
Страница 19. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151447718874409
/Глава XVIII/.
Страница 20. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151460057861417
/Глава XIX/.
Страница 21. - https://ok.ru/group/58871315693609/topic/151460207742249
/Глава XX/.
#портретДорианаГрэя
#книга
#подборка
#ОскарУайт
* (*1). - /"Ярость Калибана". - Калибан - персонаж драмы Шекспира «Буря», символ дикости, невежества, тёмных сил/.
* (*2). - /"Бэзил Холлуорд" - Уайльд сохранил имя своего друга-художника Бэзила Уорда/.
* (*3). - /"Гровенор" - частная галерея в Лондоне, открытая в конце 70-х гг. XIX в/.
* (*4). - /"...помогать в Ист-Энде…" - Топография романа социально-контрастна: дворцы, особняки, привилегированные районы, богатейшие рестораны, салоны, закрытые колледжи (Олбени, Итон, Орлеанский клуб, Пиккадилли, Керзон-стрит) или уж трущобы Ист-Энда (Уайтчепел и др.)/.
* (*5). - /"…те времена, когда королева Изабелла была молода, а Прима еще и в помине не было… - Лорд Фермор-старший находился в Испании, когда малолетняя Изабелла была под опекой; ему пришлось покинуть страну после буржуазной революции, одним из деятелей которой был генерал Прим/.
* (*6). - /"Les Cent Nouvelles - "Сто новелл" (франц.)/.
* (*7). - /"Rouge" - Румяна (франц.)/.
* (*8). - /"Esprit" - Остроумие (франц.)/.
* (*9). - /"Grande passion" - Великая страсть (франц.)/.
* (*10). - /"Les grand-peres ont toujours tort" - Деды всегда не правы (франц.)/.
* (*11). - /"Mauve" - Розовато-лиловый (франц.)/.
* (*12). - /"Consolation des arts" - Утешение в искусстве (франц.)/.
* (*13). - /"Винкельман Иоганн Иоахим" (1717—1768) - выдающийся немецкий теоретик искусства/.
* (*14). - /"Arbiter elegantiarum" - Законодатель мод (лат.)/.
* (*15). - /"Clericalis Disciplina" - "Наставления для клириков" (лат.)/.
* (*16). - /"Madame, je suis tout joyeux" - Сударыня, я очень счастлив (франц.)/.
* (*17). - /"Trop de zele!" - Слишком большое рвение (франц.)/.
* (*18). - /"D'audace!" - Слишком большая смелость (франц.)/.
* (*19). - /"Fin de siecle!" - Конец века (франц.)/.
* (*20). - /"Fin du globe!" - Конец света (франц.)/.
#ПортретДорианаГрэя
Поддержать автора:
https://www.donationalerts.com/r/aleksa_prim