Произошла проблема с интернетом
Войти
|
Регистрация
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
Все темы
67
Обсуждаемые
Ещё
12 фев
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
ЛАДА
[Сегодня 12 февраля исполняется 145 лет со Дня Рождения Елены Ивановны Рерих, любимой супруги, верной другини и соратницы Николая Константиновича Рериха]
Лада – древнерусское слово. Сколько в нём лада, вдохновения и силы! И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали её. Когда Серов работал над её портретом, он уверял, что основою её сущности есть движение. Вернее сказать – устремление. Она всегда готова. Когда она говорит об Алтайских сёстрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть её собственные основные черты. Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на всё это готова Елена Ивановна. Часто остаётся лишь изумляться, откуда берутся силы, особе
1
•
3
•
13
4 фев
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
«Святое Приношение» (1924 г.)
Картина «Святое Приношение» (1924) под авторским номером 32 [21, 51] была создана последней в серии «Зарождение Тайн»...
Сотрудница семьи Рерихов Зинаида Фосдик подсказала нам со слов самого художника сюжет картины: «Дрона – ученик Будды – раздаёт священный пепел» [24, 238 (запись 02.12.1924)]. Из вышесказанного следует, что холм в пепельно-рыжих тонах, перед которым сидят персонажи картины, – это груда пепла, оставшаяся после
кремации Будды. Дрона, которого Николай Константинович изобразил с ликом Спаса, собрал священную реликвию в сосуд и собирается разделить её между страждущими. Вся картина словно покрыта пепельным саваном, и даже снежные вершины Гималаев
«Священный дар (Святое приношение)» (1924 г.)
0
•
1
•
2
29 янв
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
"Победа (Змей Горыныч)" (1942 г.)
Немногие, наверное, знают, что в Новосибирске кроме 60 полотен Рериха в картинной галерее есть ещё одна его большая картина «Победа». Она находится в Доме Учёных СО АН СССР и была подарена сибирским учёным сыном художника — Святославом Николаевичем Рерихом. Эта картина, как и другие произведения Героической сюиты, была написана Николаем Константиновичем во время Второй мировой войны и несёт на себе печать его глубоких раздумий и переживаний.
В картине «Победа» изображён богатырь, отрубивший голову Змею Горынычу. Традиционный сюжет, известный у многих народов мира, художник наполнил острым современным звучанием. Напряжённо сияет светоносная палитра Рериха:
"Победа (Змей Горыныч)" (1942 г.)
0
•
3
27 янв
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
«И мы трудимся» (1922 г.)
"Путь духовного становления личности начинается с тяжёлого физического труда, "всевозможного труженичества". Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию "как раб купленный". На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Они идут по воду на значительном расстоянии друг от друга, что говорит о том, что нет праздной болтовни между монахами. Делая земные дела, можно мыслью высокой и прекрасной устремляться в высшие сферы, цементируя пространство
«И мы трудимся» (1922 г.)
0
•
3
26 янв
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
«Александр Невский» (1942 г.)
"В грозе и молнии куёт народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. И пожар и раздор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась и углубляла своё неисчерпаемое творчество", - писал художник. "В истории запечатлены прекрасные примеры, как были поражаемы враги русского народа. Разнообразны бывали эти поражения. Одни сказывались мгновенно, другие постепенно отстукивались на разложении стран, поднявшихся против России. И об этом можно написать целую поучительную книгу. И другая книга должна быть написана - о том, как великодушно, геройски вст
«Александр Невский» (1942 г.)
0
•
5
24 янв
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
«Зов неба (Молния)» 1935-1936 гг.)
"Час утверждения красоты в жизни пришёл... Пришёл в грозе и молнии". «Счастье - в гармонии, в равновесии. Но это равновесие зиждется на ритме. И солнце работает взрывами. Так же и эволюция полна взрывных революций. Сложны ритмы мироздания. Трудно расширенному сознанию, когда оно окунётся в безпредельность.» Н.К. Рерих. Из литературного наследия, "Счастье", с. 222, М., 1974 г.
«Так же и во время грозы, её опасность не мыслится, вытесненная величием. Помню, в Кулу спешили в грозу... Вокруг молния била и ломала огромные деревья. Увлекательно, чудесно, когда в блеске голубого огня в щепки сметается великий ствол. Наверное, была опасность, но при величественн
«Зов неба (Молния)» 1935-1936 гг.)
0
•
5
22 янв
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
«Мадонна Орифламма» (1932 г.)
...Леонардо был примером для многих художников. Учился у него и Рерих. Не случайно он советовал молодым живописцам: «Изучайте штрих Микеланджело; мечтайте понять всю проникновенность Леонардо да Винчи».
...Ну а леонардовская «проникновенность» ясно ощущается в картине «Мадонна Орифламма» (1932). Рерих, так же как и Леонардо, изобразил свою героиню сидящей, со склонённой головой. За её фигурой виден далёкий пейзаж с высокими небесами, наполненными светом. Такой же свет исходит и от мадонны. Взгляд её, как и у всех леонардовских мадонн, потуплен, а лик её столь же чист, целомудрен и красив. Конечно, Рерих создаёт своё произведение совсем в иной живописной манере
«Мадонна Орифламма» (1932 г.)
0
•
1
•
4
20 янв
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
«Полунощное» (1940 г.)
"Безудержное буйство красок Рериха, та смелость и безошибочность, с какими он распоряжается ими на полотне, прошли большую школу познания необходимости. И это не формальная необходимость, диктуемая материалом и заданным методом. Это необходимость, найденная в самой жизни.
Картина «Полунощное». Какая мощная, переливчатая игра северного сияния! Именно игра, а не ее изображение. Художник переносит на полотно несмешанные краски. Они пронизывают друг друга, то совершенно перекрывая, то просвечивая одна через другую. Живые сочетания цветов искрятся первозданным светом, найденным непосредственно на темном фоне небосвода, а не на палитре. Но ведь и природа расцвечивает свои т
«Полунощное» (1940 г.)
0
•
1
•
2
17 янв
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
«Звезда Матери Мира» (1924 г.)
Полотно «Звезда Матери Мира» поначалу неожиданно смотрится в серии «Его страна», поскольку здесь нет гор, да и место действия не индийский ландшафт, а пустыни Востока. Однако логика авторского замысла наводит на мысль, что в Его стране должен жить образ Матери Мира – олицетворения вселенского женского начала, общей Матери всех Учителей Света. Чуть-чуть забрезжил разсвет, и уже погасли все звёзды. Только невысоко над горизонтом, на тёмной полосе неба ярко светит Венера, предвосхищая грядущий день и указывая путь каравану, двигающемуся по зыбучим пескам. Когда это было?.. Может быть, картина воплощает евангельское предание о рождении Христа и Вифлеемской звезде,
«Звезда Матери Мира» (1924 г.)
0
•
1
•
2
15 янв
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
"Ковка меча (Нибелунги)" (1941 г.)
«В пределах Алтая можно также слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племён упоминается одно под именем Курумчинскпе кузнецы. Само название показывает, что это племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда направилось оно? Не имеет ли в виду народная память авторов металлических поделок, которыми известны древности Минусинска и Урала? Когда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесённых далеко на запад» .
В книге «Алтай — Гималаи» есть следующие строки: «Курумчинские кузнецы. Странные, непонятные народы не
"Ковка меча (Нибелунги)" (1941 г.)
0
•
2
14 янв
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
«Тень Учителя» (1947 г.)
"В творческом видении Рериха не только сам Учитель, но даже его тень, отраженная на скале, будто благословляет людей, не уставая в творении блага, — картина «Тень Учителя»."
«Тень Учителя» (1947 г.)
0
•
3
13 янв
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
«Заклинатель» (1943 г.)
"У Рериха тоже есть символический негативный образ – выражение сокровенной мечты всех, стремящихся обрести власть над миром. Таким предстаёт его герой в картине «Заклинатель», написанной в 1943 году, во время Второй мировой войны. Древний языческий обряд оборачивается у Рериха современной метафорой.
Тень заклинателя на стенах грота приобретает гигантские размеры, а руки тёмного безплотного монстра готовы захватить весь мир. И этот образ – не вымышленная фантазия. Не о том ли мечтали главари фашизма и диктаторы, раздувавшие культ личности? И ведь они добились многого, погубили миллионы жизней, а скольких закабалили духовно!"
«Заклинатель» (1943 г.)
0
•
2
>